Герменевтические идеи в социологии искусства

Герменевтические идеи в социологии искусства. Красота спасет мир, если человек в полной мере постигнет смысл этой красоты.

А. КамюЭстетический объект это произведение искусства, воспринятое как таковое, произведение искусства, добившееся восприятия, которого оно домогалось, которого оно заслуживает и которое совершается в послушном сознании зрителя.

А. Дюфренн Феноменологические идеи продуктивно применяются в социологии искусства, как генератор языковых структур, образов, смыслов.

Базирующиеся на них герменевтико-рецептивный подход, широко используемый в эстетических исследованиях в русле игрового толкования человеческого существования. К О. Аппеля, Г Г. Гадамера, В. Изера, Х Р. Яусса и др позволяет вскрывать механизмы взаимопонимания между искусством и аудиторией, воздействие художественного произведения на людей. Художественный процесс в концентрированном виде включает экзистенционально-феноменологическую проблематику, соединяющую чувственность и рассудок, субъективное переживание и понимание в единой смыслообразующей целостности в целостный интеллектуально-эмоциональный акт как прерогатива художественного сознания.

Предметом исследования в нем являются пласты акта сознания, через которые осуществляется восприятие художественного произведения. В функционировании искусства выделяют три типологических состояния 1 творческий замысел художника 2 собственно произведение искусства 3 его восприятие. В художественной коммуникации художник-произведение-аудитория представлены следующим образом.

Художник осмысливает действительность, творчески воссоздает ее явления и процессы, используя средства выражения художественной идеи и воплощая ее в произведении. Художественное произведение является отражением действительности с помощью знаковой системы, несущей художественную информацию. Аудитория и ее восприятие являются завершающим звеном художественной коммуникации. В свою очередь восприятие включает а рождающее смысл взаимодействия личности реципиента зрителя и текста б расшифровку знаковой системы и постижение смысла художественного текста в интерпретацию смысла г оценку произведения.

В частности, в акте восприятия искусство становится социальным фактом, который фиксируется при воздействии художественного произведения на аудиторию. Именно посредством эмпирического описания явлений художественного произведения на аудиторию. Именно посредством эмпирического описания явлений художественного переживания и восприятия как количественно измеряемых ответных реакций, можно судить, какова социальная природа и функции искусства.

Так, за простой психологической реакцией, вызванной чтением, скрывается сложная, многогранная структура взаимодействия. Поэтому чтение можно осмыслять как культурный факт, т.е. гораздо шире, чем только отношения между читателем и художественным произведением. Процесс чтения обретает свое подлинное значение лишь в смысловом контексте культуры. Акт взаимодействия произведения и аудитории устанавливает известную адекватность между ними. Вполне возможно, что они вступают во взаимодействие не всем богатством своих внутренних структур, а только одним или несколькими аспектами. Характер более или менее богатого взаимодействия обусловлен как художественным потенциалом произведения, так и личной структурой аудитории.

Для лучшего понимания произведение необходимо вырабатывать в сознании реципиента соответствующие смысловые структуры корреляты. Художника, произведение и аудиторию связывает интерпретация сознание-смысл, т.е. не произведение, а комментарий к нему является предпосылкой идентичности восприятия. При этом необходимо выяснить и уточнить, какому пласту сознания принадлежит то или иное суждение и в какой мере это суждение требует очищения от разного рода напластований. 2.