рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Герменевтика текста

Работа сделанна в 2002 году

Герменевтика текста - Реферат, раздел Социология, - 2002 год - Герменевтика в социологии Герменевтика Текста. Под Герменевтикой П. Рикер Понимает Теорию Операций Пони...

Герменевтика текста. Под герменевтикой П. Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов слово герменевтика означает не что иное, как последовательное осуществление интерпретации. Под последовательностью подразумевается следующее если истолкованием называть совокупность приемов, применяемых непосредственно к определенным текстам, то герменевтика будет дисциплиной второго порядка, применяемой к общим правилам истолкования.

Таким образом, нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания.

Не менее важным П. Рикер считает термин понимание.

Под пониманием он имеет в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение жесты, позы и, разумеется, речь. Цель понимания - совершить переход от этого выражения к тому, что является основной интенцией знака, и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею, виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики, операция понимания становится возможной благодаря способности, которой наделено каждое сознание, проникать в другое сознание не непосредственно, путем переживания re-vivre, а опосредованно, путем воспроизведения творческого процесса исходя из внешнего выражения заметим сразу, что именно это опосредование через знаки и их внешнее проявление приводит в дальнейшем к конфронтации с объективным методом естественных наук. Что же касается перехода от понимания к интерпретации, то он предопределен тем, что знаки имеют материальную основу, моделью которой является письменность.

Любой след или отпечаток, любой документ или памятник, любой архив могут быть письменно зафиксированы и зовут к интерпретации.

Важно соблюдать точность в терминологии и закрепить слово понимание за общим явлением проникновения в другое сознание с помощью внешнего обозначения, а слово интерпретация употреблять по отношению к пониманию, направленному на зафиксированные в письменной форме знаки.

Именно это расхождение между пониманием и интерпретацией порождает конфликт методов. Вопрос состоит в следующем не должно ли понимание, чтобы сделаться интерпретацией, включать в себя один или несколько этапов того, что в широком смысле можно назвать объективным, или объективирующим, подходом Этот вопрос сразу же переносит нас из ограниченной области герменевтики текста в целостную сферу практики, в которой действуют социальные науки. Интерпретация остается некой периферией понимания, и сложившееся отношение между письмом и чтением своевременно напоминает об этом чтение сводится к овладению читающим субъектом смыслами, заключенными в тексте это овладение позволяет ему преодолеть временное и культурное расстояние, отделяющее его от текста, таким образом, что при этом читатель осваивает значения, которые по причине существующей между ним и текстом дистанции были ему чужды.

В этом крайне широком смысле отношение письмо-чтение может быть представлено как частный случай понимания, осуществляемого посредством проникновения в другое сознание через выражение.

Такая односторонняя зависимость интерпретации от понимания как раз и была долгое время великим соблазном герменевтики. В этом отношении Дильтей сыграл решающую роль, терминологически зафиксировав хорошо известную противоположность слов понимать comprendre и объяснять expliquer verstehen vs. erklaren. На первый взгляд мы действительно стоим перед альтернативой либо одно, либо другое.

На самом же деле речь здесь не идет о конфликте методов, так как, строго говоря, методологическим можно назвать лишь объяснение. Понимание может в лучшем случае требовать приемов или процедур, применяемых тогда, когда затрагивается соотношение целого и части или значения и его интерпретации однако как бы далеко ни вела техника этих приемов, основа понимания остается интуитивной по причине изначального родства между интерпретатором и тем, о чем говорится в тексте. Конфликт между пониманием и объяснением принимает форму истинной дихотомии с того момента, как начинают соотносить две противостоящие друг другу позиции с двумя различными сферами реальности природой и духом. Тем самым противоположность, выраженная словами понимать-объяснять, восстанавливает противоположность природы и духа, как она представлена в так называемых науках о духе и науках, о природе.

Можно схематично изложить эту дихотомию следующим образом науки о природе имеют дело с наблюдаемыми фактами, которые, как и природа, со времен Галилея и Декарта подвергаются математизации далее идут процедуры верификации, определяющиеся в основе своей фальсифицируемостью гипотез Поппер наконец, объяснение является родовым термином для трех различных процедур генетического объяснения, опирающегося на предшествующее состояние материального объяснения, опирающегося на лежащую в основании систему меньшей сложности структурного объяснения через синхронное расположение элементов или составляющих частей.

Исходя из этих трех характеристик наук о природе, науки о духе могли бы произвести следующие почленные противопоставления открытым для наблюдения фактам противопоставить знаки, предложенные для понимания фальсифицируемости противопоставить симпатию или интропатию и, наконец, что может быть особенно важно, трем моделям объяснения каузальной, генетической, структурной противопоставить связь Zusammenhang, посредством которой изолированные знаки соединяются в знаковые совокупности лучшим примером здесь является построение повествования.

Именно эта дихотомия была поставлена под вопрос с момента рождения герменевтики, которая всегда в той или иной степени требовала объединять в одно целое свои собственные взгляды и позицию своего оппонента.

Так, уже Шлейермахер стремился соединить филологическую виртуозность, свойственную эпохе просвещения, с гениальностью романтиков. Точно так же несколько десятилетий спустя, испытывал трудности Дильтей, особенно в своих последних произведениях, написанных под влиянием Гуссерля с одной стороны, усвоив урок Логических исследований Гуссерля, он стал акцентировать объективность значений по отношению к психологическим процессам, порождающим их с другой стороны, он был вынужден признать, что взаимосвязь знаков придает зафиксированным значениям повышенную объективность.

И, тем не менее, различие между науками о природе и науками, о духе не было поставлено под сомнение. Все изменилось в XX веке, когда произошла семиологическая революция и началось интенсивное развитие структурализма.

Для удобства можно исходить из обоснованной Соссюром противоположности, существующей между языком и речью под языком следует понимать большие фонологические, лексические, синтаксические и стилистические совокупности, которые превращают единичные знаки в самостоятельные ценности внутри сложных систем независимо от их воплощения в живой речи. Однако противопоставление языка и речи привело к кризису внутри герменевтики текстов только по причине явного перенесения установленной Соссюром противоположности на различные категории зафиксированной речи. И все же можно сказать, что пара язык- речь опровергла основной тезис дильтейевской герменевтики, согласно которому любая объяснительная процедура исходит из наук о природе и может быть распространена на науки о духе лишь по ошибке или небрежности, и, стало быть, всякое объяснение в области знаков должно считаться незаконным и рассматриваться в качестве экстраполяции, продиктованной натуралистической идеологией.

Но семиология, примененная к языку вне зависимости от ее функционирования в речи, относится как раз к одной из модальностей объяснения, о которых речь шла выше структурного объяснения.

Тем не менее, распространение структурного анализа на различные категории письменного дискурса discours ecrits привело к окончательному краху противопоставления понятий объяснять и понимать. Письмо является в этом отношении неким значимым рубежом благодаря письменной фиксации совокупность знаков достигает того, что можно назвать семантической автономией, то есть становится независимой от рассказчика, от слушателя, наконец, от конкретных условий продуцирования.

Став автономным объектом, текст располагается именно на стыке понимания и объяснения, а не на линии их разграничения. Но если интерпретация больше не может быть понята без этапа объяснения, то объяснение не способно сделаться основой понимания, составляющей суть интерпретации текстов.

Под этой неустранимой основой я подразумеваю следующее прежде всего, формирование, максимально автономных значений, рождающихся из намерения обозначать, которое является актом субъекта. Затем - существование абсолютно неустранимой структуры дискурса как акта, посредством которого кто-либо говорит что-либо о чем-либо на основе кодов коммуникации от этой структуры дискурса зависит отношение обозначающее - обозначаемое - соотносящее- словом, все то, что образует основу всякого знака. Кроме того, наличие симметричного отношения между значением и рассказчиком, а именно отношения дискурса и воспринимающего его субъекта, то есть собеседника или читателя.

Именно к этой совокупности различных характеристик прививается то, что мы называем многообразием интерпретаций, составляющим суть герменевтики. В действительности текст всегда есть нечто большее, чем линейная последовательность фраз он представляет собой структурированную целостность, которая всегда может быть образована несколькими различными способами.

В этом смысле множественность интерпретаций и даже конфликт интерпретаций являются не недостатком или пороком, а достоинством понимания, образующего суть интерпретации здесь можно говорить о текстуальной полисемии точно так же, как говорят о лексической полисемии. Поскольку понимание продолжает конституировать неустранимую основу интерпретации, можно сказать, что понимание не перестает предварять, сопутствовать и завершать объяснительные процедуры. Понимание предваряет объяснение путем сближения с субъективным замыслом автора текста, оно создается опосредованно через предмет данного текста, то есть мир, который является содержанием текста и который читатель может обжить благодаря воображению и симпатии.

Понимание сопутствует объяснению в той мере, в которой пара письмо-чтение продолжает формировать область интерсубъективной коммуникации и в этом качестве восходит к диалогической модели вопроса и ответа, описанной Коллингвудом и Гадамером. Наконец, понимание завершает объяснение в той мере, в которой, как об этом уже упоминалось выше, оно преодолевает географическое, историческое или культурное расстояние, отделяющее текст от его интерпретатора.

В этом смысле следует заметить по поводу того понимания, которое можно назвать конечным пониманием, что оно не уничтожает дистанцию через некое эмоциональное слияние, оно скорее состоит в игре близости и расстояния, игре, при которой посторонний признается в качестве такового даже тогда, когда обретается родство с ним. 3.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Герменевтика в социологии

Необходимость толкования текстов вызвана следующими причинами 1 неясность древнего текста, зависящая от содержащихся в законе архаических, вышедших… Метод понимания действия путем аналитической интерпретации текста или действия… А. КамюЭстетический объект это произведение искусства, воспринятое как таковое, произведение искусства, добившееся…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Герменевтика текста

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Герменевтические идеи в социологии искусства
Герменевтические идеи в социологии искусства. Красота спасет мир, если человек в полной мере постигнет смысл этой красоты. А. КамюЭстетический объект это произведение искусства, воспринятое

Герменевтический подход
Герменевтический подход. Суметь, исходя из собственных умонастроений, проникнуть в умонастроения автора, которого собираешься понять, понять автора лучше, чем он сам себя понимал. Ф. Шлейерм

Герменевтика социального действия
Герменевтика социального действия. В самом деле, если возможно в общих словах определить социальные науки как науки о человеке и обществе и, следовательно, отнести к этой группе такие разнообразные

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги