Культура преемственность и социализация

Культура преемственность и социализация. Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходит определнная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, е смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.

Культура тем самым выявляет ещ один штрих своего социологического осмысления как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко нашей жизнедеятельности в настоящем. Когда мы говорим о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчркиваем недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими поколениями.

Подчркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости это важнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подчркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д то в этом случае сама культурная традиция как бы подталкивает людей к поиску, инновациям.

Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьзные трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска блокирует инновации. Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего е воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретнное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, когда речь идт об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застат определнный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью слов, книг, фильмов, которые его научают как жить, строить отношения с другими, как пользоваться теми материально- вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других образцами деятельности, принятыми в обществе и самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт, он интериоризирует, то есть делает своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

Ерасов Б. С, Социальная культурология. М. 1996. Глава 2.