рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть II Органическая школа

Работа сделанна в 2002 году

Часть II Органическая школа - Реферат, раздел Социология, - 2002 год - Органицизм в русской социологии XIX века Часть Ii Органическая Школа. Лилиенфельд-Тоаль Павел Фдорович. Биография. Лил...

Часть II Органическая школа. Лилиенфельд-Тоаль Павел Фдорович. Биография. Лилиенфельд-Тоаль, Павел Федорович 1829 - 1903- социолог окончил курс в Александровском лицее, был мировым посредником в Петербургской губернии, председателем петергофской земской управы, курляндским губернатором и сенатором. В 1860 г. издал, под псевдонимом Лилиева, Основные начала политической экономии, а в 1872 г Мысли о социальной науке будущего, под инициалами П. Л. появилось также и на немецком языке, в значительно дополненном виде. Признание человеческого общества за организм не в переносном смысле, а в значении естественно-реального явления - основная мысль этого труда.

Пользуясь сравнительно-биологическим методом, Лилиенфельд-Тоаль старается установить социально-эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества. Что такое общество м как его изучать Исходной точкой развития своих взглядов Лилиенфельд видит разграничение источников знания, из которых человек черпает его на протяжении всей своей жизни.

Для духа человеческого существуют только 2 источника познания. Он может вникать в самого себя, делая собственное я предметом своих наблюдений и исследований или же дух человеческий обращает исследования свои на окружающую природу. Тем самым он подразделяет и науки на два типа умозрительные - математика, метафизика, психология и естественные естественная история, химия, физика, медицина, геология.

С другой стороны, Л. говорит о том, что никакое исследование окружающей, естественной среды не возможно без умозрения, а каждое умозрение обязательно основывается на чм-то реальном. Здесь, начиная говорить уже о человеческом обществе и социологии, Л. предлагает решить вопрос к какой области человеческого знания принадлежит социология наука ли она умозрительная или реальная Дилемма по его мнению состоит в подходе считать ли общество, основанным на нравственно-духовных нормах и тогда причислять социологию к наукам умозрительным, или считать общество частью единого природного организма, исследуя его с естественнонаучных позиций.

Л. предлагает для разрешения этой дилеммы предположить, что общество это часть природы, неразрывно с ней с ним связанная, подчиняющаяся единым с ней законам. Для этого необходимо, чтобы в основании явлений природы и общественной деятельности лежали одни и те же общие законы, чтобы между причиной и следствием в проявлениях вещества и человеческого общества существовала постоянная связь, доступная человеческому наблюдению и пониманию.

Итак, лежат ли общие естественные законы в основании общественного развития и жизни Чтобы ответить на этот вопрос Л. предлагает перенестись в далкое прошлое, когда не было понятие наука, а были первые представления об окружающем мире. История показывает, что изначально мерой всех вещей для человека было Божество. Все явления природы человек объяснял проявлением одной общей силы божества.

Так появлялись языческие боги, представлявшие различные стихии и явления. Бог воды, огня, грозы, весны, плодородия, домашнего очага. Постепенно к человеку приходило понимание того, что вс в этом мире управляется естественными законами, зная которые можно предвидеть некоторые явления. Человек понял, что, если луна становится полной скоро прилив, если дует северный ветер будет холодно и т.д. Потом человек догадался о причинах, по которым происходят те или иные явления. Он понял, что прилив при активной луне происходит из-за гравитационного воздействия луны на Землю, когда она наиболее близка к Земле он понял, что северный ветер приносит холод, потому что солнечное тепло меньше прогревает воздух на севере из-за того, что солнечные лучи падают не прямо и т.д. Появлялись естественные науки объясняющие поведение животных, стихий, существования и взаимодействия физических тел. С точки зрения Л. общество стало предметом науки позже, чем природа, и причина этого заключается в том, что общественные явления, будучи разнообразнее, следуя друг за другом неправильнее явлений природы, тем самым представляют более трудностей к отысканию между ними постоянной связи, к подведению их под общие знаменатели, постоянных непреложных законов.

Л. хочет сказать, что представления об обществе как о чм-то непознаваемом просто характеризуют тот этап развития человека, когда он ещ не дошл до открытия тех естественных законов, по которым развивается общество и считает, что общество управляется высшей силой.

То есть мы просто не доросли до того момента, когда осознание общественных процессов будет для нас таким же очевидным как, например, осознание того, что Земля вертится вокруг солнца и она круглая.

Лилиенфельд указывает на то, что, как и в природе, в человеческом обществе нет безусловной случайности в обширном и тоном смысле этого слова. Как в вещественном мире, так и по отношению к человеческому обществу мы называем случайным только те явления, которые хотя и находятся в неразрывной связи с предыдущими, но в том или другом случае не могут быть нами определены или предвидены.

И так мы проводим аналогию между человеческим обществом и природой, но если бы эту аналогию мы понимали лишь в виде аллегорической параллели, то мы бы пошли по следам всех экономических и политических доктринров, всех социальных метафизиков. Но, спрашивается, каким образом из туманной области аллегорий, общих понятий выйти на тврдую почву реализма. Это следующий этап развития органистической модели Лилиенфельда.

Он подразделяет понятия на два типа общие понятия, обозначающие различные проявления общественной жизни, если эти понятия будут результатом соединения в одно целое существующих общественных явлений и другой тип общие понятия, касающиеся общественных явлений, если они будут выражать лишь обобщение риторических или аллегорических фигур и параллелей, нигде в действительности не существующих. Но тут Л. сталкивается со следующим понятием духовное начало, разумно-свободная воля человека. Ни то ни другое не подвластно разуму человека и является частью деятельности высшей силы. В этом случае Л. замечает, что социология не занимается изучением внутренней сущности человека и не пытается познать тайну души человека, социология изучает лишь внешнюю деятельность человека т.е. проявление наружу его духовных и физических сил в общественной среде.

Теперь спрашивается в каком виде, в какой положительной форме проявляются физические и духовные силы человека Если они проявляются также как и везде в природе, то во внешнем свом проявлении они подчиняются тем же законам, что и все прочие силы природы тогда общество составляет лишь часть природы Если, напротив, духовные силы человека проявляются в обществе иначе, то тогда социальная наука должна составить особую область знания на стыке между гуманитарным и естественнонаучным знаниями.

Продолжая эту мысль Л. вводит понятие вещества Никто, конечно, не будет оспаривать того, что человек, окружнный веществом может в свою очередь проявлять наружу как духовные так и физические силы только посредством вещества.

Всякое проявление человеческой деятельности, как физической так и духовной, составляет труд в свою очередь труд не может иметь другого результата как воплощение духовных и физических сил только через вещество Труд не воплотившийся в вещество, не пришедший в связь с какой-либо силой природы не есть труд т.к. он ничем не проявил себя наружу, поэтому не может в чм бы то ни было воздействовать ни обратно на человека ни на других членов общества.

Итак, подведм итоги. Социальная наука поставлена по отношению к разумно-свободной воле человека совершенно в то же положение, как естественные науки по отношению к проявлению сил природы. Физические и духовные силы человека составляют предмет социальной науки лишь настолько, насколько они проявляются наружу во времени и пространстве. Общество как организм высшего порядка. Взаимодействие и напряжение, кои предстают перед нами в неорганическом мире как бесцельная и бесплодная борьба вещества и силы, а в органической природе как целесообразное, равномерное, последовательное развитие, имеющее результатом постепенное усовершенствование организма, в человеческом обществе предстают перед нами как постоянное взаимодействие сил под влиянием разумно-свободной воли человека.

Человеческое общество организм, высший в сравнении с организмом человеческим оттого взаимодействие и напряжение сил в обществе целесообразнее и разумнее развития каждого отдельного человека, а следовательно, и всех органических веществ природы.

Так Л. видит себе аналогию между природой и обществом. Он также подразделяет органическую природу на три различные стороны физиологическую, преследующую цель питания растений и животных, морфологическую, обуславливаемую внешним и внутренним складом организма, и, наконец, индивидуальную, как результат единства органической жизни, представляемого особью, индивидом личностью. Л. предполагает, что если общество есть организм, то он должен иметь те же стороны развития.

И действительно он приводит три стороны общественной жизни экономическую, юридическую и политическую. Какая же аналогия у этих сторон общественной жизни с сторонами органической жизни 1. Общество питается через посредство окружающей среды, распределяя, подобно всем прочим организмам, различные произведения между отдельными индивидами клеточками это экономическая сторона собственность добытая пища, экономическая свобода напряжение, стремление к добыванию пищи. 2. Общество, подобно прочим организмам, слагается в различные формы посредством разграничения в известных пределах, действия отдельных клеточек это юридическая сторона.

Право обозначает разграничение действия, юридическая свобода обусловливается пределами взаимодействия. 3. Общество приводится к единству посредством подчинения, путм власти одних индивидов, одних общественных органов, над другими, так же, как организмы слагаются в одно целое посредством подчинения действия одних клеточек действию других.

Это политическая сторона развития. Политическая свобода определяет условия взаимодействия и напряжения отдельных клеточек в виду органического единства. Не надо только проводить аналогии с какими-то конкретными организмами или, наоборот, вдаваться в метафизическую демагогию о сверхъестественности природы человека. И природа и человеческое общество объединены общими законами развития, где идеальное начало в обществе лишь движущая сила, подобно всем прочим силам природы, а такие понятия как свобода, собственность, права и т.д. в действительности не существуют, существуют лишь определнные ценности, материалы, ресурсы, предметы, которые управляются этими понятиями и категориями. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Органицизм в русской социологии XIX века

Ранее находившаяся в дрме феодального строя государственная машина вс чаще стала давать сбои, росла социальная напряжнность, усиливалось расслоение… Все эти проблемы нуждались в скорейшем разрешении, причм ни одну из них нельзя… Напряжнность заставляла людей и прежде всего учных, общественных деятелей искать комплексное решение и общий принцип,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть II Органическая школа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Новиков Яков Александрович
Новиков Яков Александрович. Биография. Писатель-социолог 1850 - 1912. Издав два небольших сочинения на русском языке, стал писать исключительно по-французски. В социологии он был сначала сто

Мечников Лев Ильич
Мечников Лев Ильич. Биография. Географ и публицист 1838 - 1888. Изучал медицину в Харькове и Петербурге состоял при дипломатической миссии Мансурова на Востоке. Уволенный за дуэль и неповиновение н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги