рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Личность и концепции е понимания

Работа сделанна в 2003 году

Личность и концепции е понимания - Контрольная Работа, раздел Социология, - 2003 год - личность Личность И Концепции Е Понимания. Личность Выражение Социальной Сущности И Со...

Личность и концепции е понимания. Личность выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.

Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли. Существует 4 концепции понимания личности 1. Ролевая концепция Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. Дж. Мид и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе.

Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Шибутани вводит 2 понятия играние роли и принятие роли. Играние роли - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека.

Например, лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества.

Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия. В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента 1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли. 2. Предписание требования, связанные с данным поведением.

Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей позиция учителя и ученика, отца и сына. Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции требований должности.

Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение. 3. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на сцене, именуемой жизнью. 4. Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение презрение, или юридическими, политическими, экологическими и т.д реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к определенному типу поведения. Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей.

Любая из ролей описывается 5-ю основными характеристиками 1 эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности 2 способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются 3 масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта 4 формализацией - одни роли представляют собой действие в строго установленных правилах, другие - произвольное 5 мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и т.д. И.С. Кон выделяет 3 понимания роли в обыденном сознании, где быть в роли значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения в социальной психологии, которая использует это понятие для описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения, и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию.

Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное.

Человек, сознающий себя в роли, становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения даже если окружающие его не видят. И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями.

С одними - личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм.

Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает. Социальная роль распадается на ролевые ожидания то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, на ролевое поведение то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чтко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит сво поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

Общество при этом следит, чтобы вс делалось как надо. Для этого существует целая система социального контроля от общественного мнения до правоохранительных органов соответствующая е система социальных санкций от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны роль задат общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и е нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никах ограничений.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины. Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определнное место и в соответствии с ним выполняет определнные функции.

Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в свом поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.

Социальные роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания е стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало. 2. Концепция личности Фрейда Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют е потенциал и основной источник активности, задают мотивацию е действия.

В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трхуровневое образование низший слой Оно или Ид, представленный бессознательными импульсами и родовыми воспоминаниями, средний слой Я или Эго и верхний слой Сверх-Я или Супер-Эго нормы общества, воспринятые человеком.

Наиболее жсткие, агрессивные и воинственные слои Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой Супер-Эго неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза. 3. Поведенческая концепция Ещ один образ личности личность как система реакций на различные стимулы Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К Д. Опп. В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе блюдт свой интерес если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно.

Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы реакция на ее социальный статус.

Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит.

Неотъемлемый элемент поведения личности - общение. Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же, определением социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные потребности и интересы.

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей естественные и социальные. 1 Естественные - это нужды человека как биологического существа потребность в одежде, питье, еде и т.д 2 Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д Потребности характеризуют условия жизнедеятельности.

Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся у него возможности. Здесь проявляется и интерес личности, который складывается из следующих элементов 1. положение человека в обществе 2. содержательная характеристика его зависимости от деятельности других людей, 3. пути и способы использования сложившихся социальных отношений институтов для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой ее деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними побудительными мотивами. Однако осознание потребностей и интересов личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному содержанию.

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые непосредственно, ситуационно определяют поведение людей. Мотивы - отражения в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности человека, если станет субъективно значимым для нее. Мотивы бывают материальные и духовные, а также в зависимости от значимости - доминирующие и фоновые.

Наиболее распространенными мотивами являются материальная заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д. Мотивы обуславливают выработку человеком целей деятельности, в результате чего осуществляется переход интересов через деятельность, опирающуюся на ценностные ориентации. Это понятие ввели в 20-е годы У. Томас американский социолог, и Ф. Знанецкий польский социолог.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену социальной общности.

Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определнным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, подкреплений, проводя аналогию между человеком и животным. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий.

В качестве стимулов может использоваться любое благо знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающее воздействие со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное воздействие между партнрами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, то есть что его вклад в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение. 4. Деятельностный подход В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чь поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности.

В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.

Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория деятельность. Социальную деятельность составляет система проявления поведения личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и преобразование его социальной сферы. Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах.

Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих е элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение личности опосредуется изучением е деятельности и, по сути, сводится к р определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности р выяснению принципа осуществления деятельности вынужденная или свободная, отчужднная или неотчужднная р изучению характера связи между различными видами деятельности, степени их иерархизированности р исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные е проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

личность

Философия рассматривают личность с точки зрения е положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.Психология изучает личность в… Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная… Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личность и концепции е понимания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Типология личности
Типология личности. Каждое общество заинтересовано в определнном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера.

Взаимодействие личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Взаимодействие личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции. Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных подсистем общества с личностью. По мысл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги