рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социологические проблемы страха

Социологические проблемы страха - Дипломная Работа, раздел Социология, Оглавление Введение 2 Глава 0. Проблема Философского Осмысления Феномена Стра...

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 0. ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА 0. Осмысление проблемы страха в античной философии 0. Лукреций Тит Лукреций Кар Titus Lucretius Carus 0 век до н. э. 0. Платон Plбton 000 или 000 до н. э. Афины 000 или 000 там же 0. Аристотель Aristotйlзs 0 до н. э. 0. Феномен страха в средние века 7 0.0. Гоббс Hobbes Томас 00 Малмсбери 00 Хардуик 0. Декарт Descartes Рене латинизированное имя Картезий Renatus Cartesius 00.0.0000 Лаэ Турень 00 Стокгольм 0. Паскаль Pascal Блез 00 Клермон-Ферран 00 Париж 0. Спиноза Spinoza d Espinosa Бенедикт Барух 00.00.0000 Амстердам 00 Гаага 9 0.0. Юм Hume Дейвид 00 Эдинбург Шотландия 00.0.0000 там же 0. Гольбах Holbach Поль Анри 0000 Эдесхейм Пфальц 00 Париж 0. Кант Kant Иммануил 00.0.0000 00.0.0000 там же 0. Экзистенциальная философия 0. Кьеркегор Киркегор Kierkegaard Сёрен 00 Копенгаген 00.00.0000 там же 0. Хайдеггер Heidegger Мартин 00 Мескирх Баден 00.0.0000 там же 0. Сартр Sartre Жан Поль р. 00 Париж 0. Ясперс Jaspers Карл 00 Ольденбург 00 Базель 0. Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ 16 0.0. Э.Фромм 0. Карен Хорни 17 ГЛАВА 0. ГЕНЕЗИС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МИФЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ 0. Источники страхов 0. Страх перед будущим как культурная характеристика 0. Страх перед будущим в устной культуре 0. Страх перед будущим в письменной культуре 23 0. Истоки катастрофизма циклические концепции 0. Направленность древних страхов на внешний мир 0. Страхи и катастрофизм в Средние века 0. Философский вызов катастрофизму в Новое время 29 ГЛАВА 0. СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СТРАХА 0. Страх - чувство и эмоция 0. Типология страхов 0. Специфичные и универсальные страхи 0. Социализированный и несоциализированный страх 34 0.0. Страхи индивидуальные и массовые 0. Страхи рациональные и иррациональные 38 Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящей дипломной работы Социология страха . социология в переводе с греческого буквально учение о феноменах именно в этом аспекте на мой взгляд необходимо рассмотреть феномен страха с позиции мудрости философского знания. Предмет данного исследования - страх в философском социологическом и психологическом осмыслении.

В центре моего внимания - анализ генезиса развития философской интерпретации феномена страха поиск современной социальной проблематики.

Что же такое страх? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса ответить на него непросто и сегодня.

Как известно для определения какого-либо явления необходимо прежде всего выяснить его родовую сущность включить в более широкий в идеале в предельно возможный класс явлений объясняющий природу данного явления или в гносеологическом плане подвести понятие данного явления под более широкое.

В истории становления понимания феномена страха в его современных трактовках мы встречаемся с попытками определения страха как чувства эмоции аффекта страсти фрустрации.

Замечу что проблема страха вообще и различных его социальных проявлений в частности на протяжении многих лет не привлекала внимания советских философов а ее разработкой преимущественно занимались зарубежные и советские представители психологической науки актуализируя проблематику исследования данной дипломной работы попытаюсь приблизиться к пониманию природы страха со стороны философского знания.

Это объясняется тем что анализ античного и средневекового понимания показывает что страх перед будущим попытки осмыслить его в контексте возможной грядущих катастроф является мощной традицией действительной как для народной культуры так и для элитарной религиозной и философской мысли.

В новейшее время вектор катастрофизма неуклонно смещается от страха перед природными катастрофами в сторону страха человечества перед самим собой перед теми разрушительными силами скрытыми в личности организациях выработанных людьми сообществах и силах развязываемых как отдельным человеком так и группами.

Экзистенциалистская философия фрейдизм а также энвиронментализм развившийся в последние десятилетия - подтверждение этого сдвига.

Разрушительные силы природы конечно действуют по-прежнему но они отошли в область технических технологических интересов организационных усилий направленных на предвидение возможных ущербов и уменьшение повседневных рисков.

Прогнозы погоды где жизнерадостные дикторы просвещают телезрителей о вероятности бурь ураганов наводнений штормов циклонов и т.д. достаточно наглядны в этом отношении. Философия же прочно сместилась в сторону осмысления разрушительного начала скрытого в человеке. Таким образом в философии ХХ века разработка понятия страх обращена своим вектором в обратную сторону от макроисторических построений философии истории.

Страхи перемещаются вовнутрь микрокосма человеческой личности. Главные страхи вызывают теперь уже не столько ураганы и эпидемии сколько разрушительное начало скрытое в самом человеке в глубинах его личности. Соответственно более всего разработанной тема страха оказалось в таких психологически-ориентированных философских направлениях как экзистенциализм и фрейдистский психоанализ.

Особенно важно для меня осмыслить избранную тему с профессиональной позиции для чего в первой и в торой главе дипломной работы я прибегну к практики складывания категориально - понятийного аппарата необходимого для описания в третей главе опасностей негативных состояний страхов угроз в том числе катастрофических. Дипломная работа состоит из трех глав введения и заключения. В конце работы мной приводится список литературы в котором отражается все бесконечное разнообразие исследуемой темы. ГЛАВА 0.

ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА

. Практически все философские школы и направления так или иначе рассматр... Проблема страха как вида человеческого существования организации внутр... ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА. 0.

Осмысление проблемы страха в античной философии

Осмысление проблемы страха в античной философии 0.0.

Лукреций Тит Лукреций Кар Titus Lucretius Carus

э. Эти имена считает Лукреции олицетворяют человеческие страсти любовь на... В жизни скорее гнетет напрасный страх перед богами. Тантала нет что бо... образования - М. .

Платон Plбton

чем-то темнея знания и яснее незнания В таком случае например мужество... Античность. Платон выделяет два вида страха которым подвержен человек это во-первы... При этом самым душевным безопасным и быстрым средством по мнению Плато... По сути дела Платон предвосхищает в этом своем размышлении постановку ...

Аристотель Aristotйlзs

и авт.вступ. Категории - Минск Литература 0000 0000 с 0. 0. Все сказанное позволяет очень высоко оценить вклад Аристотеля в станов... 0.

Феномен страха в средние века

Феномен страха в средние века 0.0.

Гоббс Hobbes Томас

Гоббс Hobbes Томас 0.0.0000

Малмсбери

В.Целищев - Новосибирск Изд-во НГУ 0000 000 с В поисках критерия естес... Малмсбери. По-видимому именно Гоббсу принадлежит заслуга выделения такого феномен... . К сожалению процесс фетишизации и сознательного миротворчества а также...

Декарт Descartes Рене латинизированное имя Картезий Renatus Cartesius

Декарт Descartes Рене латинизированное имя Картезий Renatus Cartesius 00.0.0000

Лаэ Турень

Лаэ Турень 00.0.0000

Стокгольм

Стокгольм. С творчеством Р. Декарта в философию в форме дуализма вошло учение о человеке как о сущ... Науч.ред. В.В.Целищев - Новосибирск Изд-во НГУ 0000 000 с Одна и та же причина р...

Паскаль Pascal Блез

Паскаль Pascal Блез 00.0.0000

Клермон-Ферран

Заметим что сегодня достаточно распространено мнение об основном внутр... Паскаль же считал что и душа человека является несчастной то есть она ... Клермон-Ферран. . 0.0.

Спиноза Spinoza d Espinosa Бенедикт Барух

Спиноза Spinoza d Espinosa Бенедикт Барух 00.00.0000

Амстердам

Гаага Достаточно много места проблема страха занимает в философии Б. Такой подход существенно расширяет эвристические возможности концепции... Заметим что свободный человек Спинозы т.е познавший соответствующую не... Если же люди вне состояния рационально планировать свою деятельность л... Если же люди вне состояния рационально планировать всякого рода более ...

Юм Hume Дейвид

Юм Hume Дейвид 0.0.0000

Эдинбург Шотландия

С.И.Церетели Под общ.ред. При таких условиях аффекты наиболее сильны так как нашему духу тогда н... Рассматривая эти вопросы Юм открывает важнейший аффект параллельных пр... Пер.с англ. 0.0.

Гольбах Holbach Поль Анри

Гольбах Holbach Поль Анри 0000

Эдесхейм Пфальц

П. Социальные и политические идеи Гольбаха Новая и новейшая история 0000 ... Достаточно интересны рассуждения Гольбаха о причинах религиозности. Тульского государственного педагогического института 0000 в. 0.0.

Кант Kant Иммануил

Кант - онтологизируя феномен страха вводит для его объяснения понятие ... Сила считает Кант выступает присущей любому объекту способностью преод... Сипа внутреннего чувства когда нелегко поддаются чувству страха есть б... Наука 0000 000 с На наш взгляд своим пониманием равно важности чувстве... 0.

Экзистенциальная философия

Экзистенциальная философия 0.0.

Кьеркегор Киркегор Kierkegaard Сёрен

Кьеркегор Киркегор Kierkegaard Сёрен 0.0.0000

Копенгаген

Копенгаген. Это - страх перед конкретными предметами и обстоятельствами. Это - метафизический страх и его предмет - ничто - Angst в сущности и ... ВЛАДОС 0000 000 с Будущим которое невозможно узнать и о котором можно ... 0.0.

Хайдеггер Heidegger Мартин

Хайдеггер Heidegger Мартин 00.0.0000

Мескирх Баден

Мужественен тот кто принял этот экзистенциальный предел как нравственн... Страх необходим ибо только тогда человек ощущает себя живым когда он с... Тогда он изменяет своей сущности и уподобляется животным. Страх перед неизвестным будущим есть фактически ощущение времени т.е. ощущение жизни.

Сартр Sartre Жан Поль р

Сартр Sartre Жан Поль р. Он связал его с другим основополагающим понятием человеческого существ... Эти возможности и эта свобода безграничны и ограничение и выявление их... Он может смириться с ним. Люди могут осмыслить страх как свою собственную внутреннюю проблему ре...

Ясперс Jaspers Карл

Ясперс Jaspers Карл 00.0.0000

Ольденбург

Базель Даже в тех случаях когда экзистенциалисты обращались к философи... Финалистская позиция которую возвращает в философию истории Ясперс спо... Отдельный человек может наполнить свою жизнь смыслом только и именно п... Ольденбург. .

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ

Однако природа его интерпретируется иначе фрейдистский страх - это стр... Согласно Э.Фромму страх - то чувство которое является определяющим при... Страдающей стороной остается личность которая сама устрашившись лишает... Он находится в конфликте с самим собой и неспособен этот конфликт разр... Страхи перемещаются вовнутрь микрокосма человеческой личности.

ГЕНЕЗИС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МИФЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ

Приступая к рассмотрению феномена страха отмечу - страх ожидания негат... Как сказал однажды Андре Мальро страх глубоко укоренен в каждом из нас... исслед. Моск. Шляпентоха и др М. 0.

Источники страхов

Люди получают свои страхи из двух главных источников из первых рук т.е. от других людей с которыми они вступают в коммуникацию и из культурных... Гигантское разрастание значения вторичной информации принципиальная ее... 0000 000 с. 0.

Страх перед будущим как культурная характеристика

Страх перед будущим - основа катастрофического сознания. Этот вид стра... Так же как в нирване в представлениях мистиков время есть состояние ве... то что было дифференцироваться в человеческом сознании от того что нас... моменты действия - наименее рефлексивны по определению. Делать и одновременно думать о том что делаешь - труднореализуемая зад...

Страх перед будущим в устной культуре

Отсюда и необходимая роль постоянного повторения затверживания формул ... Природа устной коммуникации и культуры такова что сообщение при переда... Гиперболизация - то что постоянно встречается в устных сообщениях отча... обществ. 0.

Страх перед будущим в письменной культуре

Прошлое сохраняется и в материальных остатках разыскиваемых археологам... Добры мы или злы переживаем минуты величайшего торжества или находимся... . Однако письменная культура точнее ибо дана в понятиях. Прежде всего она дает возможность вновь и вновь осмыслять и переосмысл...

Истоки катастрофизма циклические концепции

Открытия и новые результаты в культуре часто оказываются средством для... В то же время огромную роль в жизни людей играл их собственный опыт и ... Вико 0000-0000 они получили этнологическую интерпретацию. Вико считал ... В качестве единицы жизни общества он выдвинул этнос. Последний по его мнению может существовать 0000 лет.

Направленность древних страхов на внешний мир

Направленность древних страхов на внешний мир. Разрушительность природных бедствий сочеталась с их неожиданностью. В.Э. Объяснительные схемы вырабатываемые древними людьми имели среди всего ... Страх перед грядущими бедствиями и стремление их предотвратить видны и...

Страхи и катастрофизм в Средние века

Страхи и катастрофизм в Средние века. М.Блок ссылается на имеющиеся сведения касающиеся коронованных особ Ро... Ж.Ле Гоффа Науч.ред. Той же мысли придерживался Лукреций. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред.

Философский вызов катастрофизму в Новое время

Были ли материальные причины для смены вектора с пессимистического на ... Идея динамизма и постоянного стремления к совершенствованию которую эт... В.Э. Вольтер например яростно боролся против панглоссианизма теории предуст... Пессимистическое видение мира разрабатывалось такими философами как Ар...

СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СТРАХА

СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СТРАХА. Страх различные его формы являются необходимой эмоциональной составляю... Возможно что это открытие потенциально сделает человека менее зависимы... Имеют место и зависимости от этапа жизненного цикла. 0.

Страх - чувство и эмоция

Страх - чувство и эмоция. Более конкретно эту проблему изучали американские психологи Ф.Элсворт ... Исследователи придерживающиеся этой традиции подчеркивают что чувства ... Эта традиция идущая от Аристотеля и Цицерона также важна для понимания... Это особенно четко видно на одной из теорий объясняющих фобии или неко...

Типология страхов

Типология страхов 0.0.

Специфичные и универсальные страхи

. 0000 000 с. Шляпентоха и др М. обществ. Общепризнано что страх есть сдерживающее начало формирующееся под влия...

Социализированный и несоциализированный страх

Социализированный и несоциализированный страх. Как известно К.Леви-Строс различал сырое и вареное т.е. Почтительность вежливость самоограничение перед лицом кого-то или чего... Социализированный страх смешан с уважением послушанием как добровольны... Одинокий без ясных прав и обязанностей он оказался один на один со все...

Страхи индивидуальные и массовые

Массовые страхи - социально приемлемая форма в которой находят выражен... Такие страхи отражают иерархию ценностей и предпочтений сложившихся в ... обществ. Такие страхи запоминаются надолго. Шляпентоха и др М.

Страхи рациональные и иррациональные

Вулканологи наблюдают за спящими и действующими вулканами. Экологи пре... исслед. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. Существует много примеров широкого распространения иррациональных стра...

Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим

Причем женщину били см. Страх-стыд был прочной уздой направлявшей человека по пути самообуздыв... Здесь прямая апелляция к страху-стыду который должен был удержать женс... Единство личности и сообщества было тогда настолько неразрывным что по... Не в последнюю очередь восстанавливался страх перед прямым физическим ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема настоящей дипломной работы - социология страха. Актуальность такого рода исследования обусловлена тем что как говорилось выше он является постоянным компонентом социальной жизни общества и личности он получал и продолжает получать ту или иную оценку в общественном сознании. Это происходит не только в масштабах того или иного сообщества но и в масштабах истории.

На более ранних этапах развития человеческих обществ страх в общем оценивался скорее положительно. Это относится к индивидуальным страхам но и к массовым страхам также. Во-первых позитивная оценка страха базировалась на его способности выполнять сигнальную функцию. Как и физическая боль которую мог испытывать человек страхи предупреждали об опасности помогая человеку ориентироваться в окружающей среде. Страх хорошо помогал избегать некоторых опасностей доступных чувствам.

Различение зрительных образов звуков сигнализирующих об опасностях тревожащих запахов - необходимость для выживания любых существ не только человека. Биологический смысл страха - способствовать самосохранению живого существа - наиболее глубокая древняя функция страха. Во-вторых страх имел социальный смысл. Страх и в том числе страх перед властью выполнял упорядочивающую организационную функцию. Чувство страха испытываемое в частности подданными перед властителем заставляло их повиноваться.

О том что добиться подобного повиновения тем властным силам которые упорядочивали и соответственно ограничивали спонтанную активность подчиняемых было отнюдь не просто свидетельствует распространенность жестоких пыток насилия убийств бывших рутинным делом в повседневной практике управления. Чтобы заставить людей повиноваться подчас не было другого метода чем апелляция к страху. Прогресс заключался в постепенном сдвиге страха из сферы непосредственного физического насилия в сферу мысли и духа. Средневековье с его господством страха перед Страшным Судом - хороший пример подобного перехода. Репрессивные социальные отношения репрессивная культура призваны были поддерживать сообщества в состоянии упорядоченной несвободы.

Альтернативой же ей могла быть только неупорядоченная свобода близкая к хаосу и чреватая угрозой разрушения отношений и сообществ. В-третьих соответственно вперед выдвигалась культурная роль страха. Она прежде всего заключалась в трансляции необходимых для общества моделей поведения. Важнейшим элементом была здесь воспитательная социализирующая функция страха.

Жена да убоится мужа своего дети - страшитесь родительского гнева слабые - сильных безвластные - властителей - эта культурная модель господствовала безраздельно не только на Востоке но и на Западе. Репрессии и кары насылаемые на непослушных служили их исправлению и назиданию окружающих. Страх перед наказанием становящаяся личность испытывала с раннего детства. Родители били своих детей.

Затем подключались школьные страхи. Физические наказания наказания голодом т.е. оставление провинившегося без обеда были там обычны. Даже в американских школах царила палочная дисциплина. Давно ли перестала гулять по спинам юных томов сойеров палка их школьного учителя? И здесь путь страха был тем же - от внешнего к внутреннему. Научение желательному поведению методом страха длительное время оставалось наиболее эффективным методом воспитания альтернативой которому выступала асоциальная личность лишенная моральной ответственности.

Позитивная оценка страхов во всех случаях описанных мной в работе основывалась на способности человека под влиянием этого чувства мобилизовать свои физические и духовные силы. Откуда-то из глубин устрашившегося человеческого существа приходили дополнительная энергия концентрировалось внимание усиливалась память появлялось ощущение знания цели понимания смысла и необходимости выполнения определенных действий решения определенной задачи.

Усталость и подавленность расхлябанность несобранность напротив куда-то исчезали. Иначе говоря страх в описанных выше функциях выступал стимулом для культурно и социально одобряемого поведения. Одновременно человек находящийся во власти страха оказывался в некотором особом психологическом и психофизиологическом состоянии отличном от обычного. Со временем однако страх стал переоцениваться. Вперед выдвинулась негативная сторона индивидуальных и массовых страхов. Это связано с мощными сдвигами в культуре и отношениях западных обществ с системами идей сформировавшимися к эпохе Просвещения.

Восхищение перед человеческим разумом вера в него и в возможности человеческого развития по пути Прогресса заставили переоценить всю эмоциональную сферу человека и роль страха в том числе. Во-первых страх стал коррелировать с такими негативно оцениваемыми понятиями как зависимость подчинение несвобода. Конечно эта корреляция не была открытием эпохи Просвещения. Такое мощное чувство как страх никогда не могло оцениваться однозначно.

Страх слабых вызывал презрение у сильных. В морали высших сословий страх всегда оценивался негативно а рыцарская этика совершенно определенно противопоставила храбрость - страху. Социальное содержание этой оппозиции заключалось в прямой связи храбрости чести и доблести рыцаря как носителя моральных добродетелей высшего сословия и страха низости покорности приписываемой представителям низших сословий. Еще раньше во времена Античности подобная же нравственная оппозиция приписывалась свободнорожденному гражданину и рабу. Свободнорожденный гражданин аристократ-патриций оказывались носителями героических качеств свойственных воину.

Таким качеством прежде всего было бесстрашие. Пример Муция Сцеволы Леонида и других героев - это хрестоматийные примеры бесстрашия. Страх лживость связанная со страхом и другие негативно оцениваемые качества составляли культурный портрет раба. Впрочем и последние оказывались способными преодолеть свой страх когда выступали в роли героев-воинов.

Римские гладиаторы могли вызывать восхищение доказывая свою храбрость и презрение к смерти. Что касается морали простолюдинов и несвободных людей то страх не был связан там с негативной оценкой столь однозначно. Он более отчетливо связывался с оценкой ситуации со способностью людей распознавать грозящую опасность и учиться спасаться от нее. В этом случае рыцарская мораль могла оцениваться в свете морали простолюдинов как нерациональная и догматичная.

Достаточно вспомнить о правилах запрещающих рыцарю отступать с четко обозначенной площадки даже в тактических целях и под прямой угрозой поражения и смерти. Нерасчетливость и тем самым нерациональность рыцарского бесстрашия Дон Кихота противопоставлена крестьянской расчетливости и осмотрительности Санчо Пансы. И тем не менее общая оценка страха превратилась скорее в негативную в Новое время. Простолюдины-горожане хотели чувствовать себя свободными людьми. Взяв от своих крестьянских предков их осмотрительность и внимание к сигналам посылаемым страхом становящаяся городская цивилизация Запада с восхищением оценила аристократическую храбрость и воспроизвела в своих культурных моделях негативные оценки страха как коррелята отсутствия свободы.

Одновременно рыцарское нерасчетливое бесстрашие объединившись с осторожностью и осмотрительностью превратилось в отвагу - новую добродетель городского человека. Во-вторых общий сдвиг в сторону рациональности вызвавший недоверие ко всей инстинктивной сфере личности заставил пересмотреть и сигнальную функцию страха.

Заработали новые коннотации. Страх стал связываться с пессимизмом а их оппозицией стали отвага т.е. осмотрительная храбрость и оптимизм. Новые представления исходили из того что сигнальная функция страха не может компенсировать тот вред который приносит пессимизм как его результат. Страх терзает людей лишая их мужества. Ужасна боль которую испытывает прикованный Прометей печень которого клюет орел Зевса. Но еще в большей степени должен был страдать герой от страха ожидая неизбежного появления своего мучителя.

Конечно античные герои превозмогали свой страх. Нововременные городские жители однако не ощущали себя героями. Они были обычными людьми. Герои остались идеалом вектором указывающим направление и не позволяющим слишком уж уклониться в сторону морального релятивизма. Но повседневность была негероической. Ее великим достижением в полной мере заработавшим только со времени Реформации было освоение способности к добровольной самоорганизации которая достигалась без внешнего принуждения без угрозы страха.

Страх и пессимизм как один из его результатов ведут к бездействию к пассивности. В-третьих была переоценена и способность страха выступать фактором повышающим организованность в жизни сообществ облегчать задачи управления. Новая идея состояла в том что повиновение и послушание из страха не только не является организующим фактором но напротив - вносит в социальную жизнь дезорганизацию.

Эта дезорганизация недоступна управлению так как коренится на микроуровне личности. То измененное состояние в котором пребывает устрашенный человек лишает его разума парализует волю. Тем самым он остается беспомощным перед лицом опасностей. Более того он оказывается во власти фантомов рождаемых его страхом. Сон разума рождает чудовищ. Парализованный страхом человек если и способен действовать то действие его неадекватно ситуации деконструктивно и разрушительно. Паника и конструктивное действие противостоят друг другу как параллельные прямые.

Им никогда не встретиться. Наконец во второй половине нашего столетия была решительно переоценена воспитательная роль страха. Это было связано с развитием гуманизма. Дети прежде всего стали рассматриваться не как объект воспитательного воздействия но как свободные становящиеся личности. Изменяющийся мир обессмыслил вдалбливание как метод обучения и воспитания. Ведь многие навыки казавшиеся ранее обязательными могут оказаться ненужными к тому времени когда малыш станет взрослым.

Умение учиться и критическое мышление - вот что оказывается важным для становящейся личности. Но страх плохо приспособлен для воспитания названных качеств. Таким образом страхи обнаруживают свою амбивалентность способность оказывать как позитивное так и негативное воздействие на социальную жизнь. Можно выделить по крайней мере несколько факторов в которых проявляется эта амбивалентность 0 Наиболее позитивным из них является сохраняющая свое значение и сегодня сигнально-ориентационная функция страха.

Однако она направлена прежде всего на обнаружение таких древних биологически обоснованных опасностей как нападение диких зверей или лесной пожар приближающийся ураган или наводнение. Современные опасности часто невидимы и неслышимы они оставляют сигнально-ориентационную функцию страха незадействованной. Кроме того всегда ли человек боится того чего действительно следует бояться? В широком смысле конечно сигнально-ориентационная функция страха всегда останется основной.

Тем не менее те ее формы которые развивались исторически теперь сдвинуты в тень значение их уменьшилось они отошли на задний план. 0 Не утратила своего значения и мобилизационная функция страха. Страх по-прежнему может выступить стимулом мобилизующим людей удесятеряющим их физические моральные и интеллектуальные силы перед лицом опасности. Однако тот же страх способен произвести глубоко негативное действие на личность группу и даже целое общество.

Индивидуальный и массовый страх может парализовать волю вызвать панику породить волны дезорганизации и деструкции. 0 О двусмысленности социально-организующей и социализирующей функций страха было сказано выше. Их оценка варьируется в зависимости от идеологических и политических убеждений. Обсуждение этих функций в контекстах обществ различных типов и в разных культурах - политически актуальная проблема. 0 Современный мир ориентирован на будущее больше чем традиционные и архаические общества.

Одним из следствий быстрых изменений социальной жизни явилось усиление прогностической функции страха. Не только футурологи но массовое сознание тоже заинтересованно пытается разглядеть грядущее прояснить неясно проступающие его черты. Однако что создавать утопию или антиутопию? апокалипсический прекрасный новый мир О.Хаксли или жизнеутверждающие научно-технические и социальные фантазии С.Лема А.Азимова и Р.Шекли? Это по-прежнему зависит от оптимизма или пессимизма создателей художественных сочинений научных предвидений и прогнозов религиозных и псевдонаучных пророчеств.

Более того обсуждая проблему негативных последствий страха можно заметить что страх способен выступить тем фактором который не только ускоряет негативные процессы и усиливает имеющиеся опасности. Он может превратиться в самостоятельный порождающий фактор вызывающий катастрофу. В последнем случае страх является причиной катастрофы. При этом не является существенно важным возник ли он из-за реально существующих опасностей или является страхом перед иллюзорными опасностями.

Существует даже специальный термин - превентивная война т.е. возникшая в результате опасений что противоположная сторона начнет ее первой. Неоднократно в истории массовый страх вызывал разрушительные действия - беспорядки погромы насилия и убийства. Когда испуганные люди отдавали все свое имущество Церкви в ожидании Страшного Суда они находились под влиянием страха. Когда во время эпидемий люди убивали врачей и санитаров они находились во власти страха.

Когда во время Сталинского террора процветало массовое доносительство его основой тоже был страх. Последний по времени пример массового страха - паника в Москве во время экономического кризиса нынешнего года. Видимо она была спровоцирована решением об отставке правительства С.Кириенко. Страх и индивидуальный и массовый является постоянной составляющей социальной жизни. Важная тенденция заключается в развитии социализированных страхов в их динамике со страхами сырыми или несоциализированными.

Аномические ситуации временами складывающиеся в обществе разрушают социализированные формы страха одновременно возбуждаются несоциализированные его формы что ведет к примитивизации и даже архаизации культуры и социальных отношений. Другой важной тенденцией в развитии страхов является их смещение в сторону от непосредственных страхов к страхам символическим что составляет важную сторону становления взрослой личности в Кантовском смысле. Страхи мотивируют поведение вызывая ряд реакций как активных так и пассивных. Действие совершаемое под влиянием страха может оказаться как конструктивным помогая людям избежать опасности так и разрушительным зачастую бессмысленно-иррациональным как это случается иногда в случае массовой паники.

Агрессия под влиянием страха - не менее редкий тип реагирования на страхи чем бегство из зоны опасности. Пассивное поведение с другой стороны почти всегда проигрышная стратегия.

Социологически значимо что активные и пассивные типы поведения являются важными составляющими процессов социальной мобилизации и демобилизации. Люди привыкают к страхам проявляя подчас удивительные способности к адаптации. Социальное значение адаптации к страхам двойственно с одной стороны люди научаются жить в ухудшившихся или ухудшающихся условиях сохраняя способность к рациональному мышлению и волю к выживанию. С другой стороны адаптируясь к страхам люди достаточно часто обнаруживают в конечном итоге пассивный тип реагирования на разрушительные процессы что оказывает прямое влияние на снижение норм и стандартов качества жизни.

Социальное значение страхов таким образом амбивалентно. Это находит отражение в динамике оценок массовых страхов где наблюдается как позитивное так и негативное отношение к самому страху как социальному феномену. Анализ показывает что на протяжении больших исторических периодов можно видеть развитие тенденции к переоценке страхов прежде оцениваемый в позитивных терминах и признаваемый социально положительным качеством жизненно важным для сообщества и его членов страх постепенно вступает в зону негативных значений когда вперед выдвигаются отрицательные стороны его влияния на социальную жизнь сообщества.

Этот сложный процесс переоценки страхов их роли в выполнении важных социальных функций одновременно может быть связан со становлением и развитием свободы как основополагающей ценности современных развитых сообществ. В других терминах мы можем говорить о роли переоценки страхов в развитии прав человека демократических и политических свобод граждан.

Изучение феномена страха интересная и достаточно емкая тема которую совершенно не возможно подробно осветить в одной работе тем не менее мной сделана попытка внести ясность в некоторые аспекты систематизации становления и трансформации понимания философии страха как феномена человеческой жизни. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика.

Категории - Минск Литература 0000 0000 с. 2. Арон Реймон Избранное Введение в философию истории. Пер.с фр М СПб. Университетская книга 0000 000 с. 3. Блок Марк Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти распространенных преимущественно во Франции и в Англии. Пер.с фр. В.А.Мильчиной Предисл. Ж.Ле Гоффа Науч.ред. А.Я.Гуревича - М. Языки русской культуры 0000 000 с. 4. Браун К.Х. Критика фрейдо-марксизма- Пер. с нем ? М Прогресс 0000 С. 000. 5. Браун Джеймс Психология Фрейда и постфрейдисты.

Пер.с англ Послесл. А.М.Руткевича - М. Рефл-бук Ваклер 0000 000 с. 6. Волгин В. П. Социальные и политические идеи Гольбаха Новая и новейшая история 0000 0 7. Диоген Лаэртский О жизни учениях и изречениях знаменитых философов. Ред. и авт.вступ. ст. А.Ф.Лосев Пер.с древнегреч. М.Л.Гаспарова - М. Мысль 0000 000 с. 8. Залманович А. В. Атеизм Гольбаха Уч. зап. Тульского государственного педагогического института 0000 в. 0 т. 9. История социологии в Западной Европе и США. Учеб.для вузов.

Ин-т соц полит. исслед. РАН Г.В.Осипов Л.Г.Ионин В.П.Култыгин и др. Отв.ред. Г.В.Осипов - М. Норма-Инфра-М 0000 000 с. 10. Кант Иммануил Антропология с прагматической точки зрения. Пер.с нем СПб. Наука 0000 000 с. 11. Кант Иммануил Лекции по этике. Ред. А.А.Гусейнов Пер.с нем. А.К.Судакова В.В.Крыловой - М. Республика 0000 000 с. 12. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед. Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с 13. Мотрошилова Н.В. Руткевич А.М. История философии Запад-Россия-Восток - Кн.0 Философия XX в Учеб.для вузов.

Под ред Н.В.Мотрошиловой А.М.Руткевича - М. Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина 0000 000 с. 14. Ницше Фридрих По ту сторону добра и зла Казус Вагнер Антихрист Ecce Homo. Сборник Пер.с нем Минск Попурри 0000 000 с. 15. Паскаль Блез Мысли. Пер.с фр. вступ.ст. коммент. Ю.А.Гинзбург - М. Изд-во им. Сабашниковых 0000 000 с. 16. Платон Филеб Государство Тимей Критий.

Пер.с древнегреч. Общ.ред. А.Ф.Лосева В.Ф.Асмуса А.А.Тахо-Годи Авт.вступ.ст. А.Ф.Лосев - М. Мысль 0000 000 с. 17. Психология и этика делового общения Учебник для ву-П00 зов В.Ю. Дорошенко Л.И. Зотова В.Н. Лавриненко и др. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 0-е изд. перераб. и доп М. Культура и спорт ЮНИТИ 0000 000 с. 18. Рассел Бертран История западной философии - Т.0 Философия Нового времени. В 0-х т. Науч.ред. В.В.Целищев - Новосибирск Изд-во НГУ 0000 000 с. 19. Спиноза.

Избранные произведения - Ростов-на-Дону Феникс 0000 000 с. 20. Фромм Э. Бегство от свободы М Прогресс Универс. 0000 Иметь или быть М. Прогресс 0000 Психоанализ и этика М. Республика 0000. 21. Хрестоматия по истории философии - Ч.0. Западная философия Вторая половина XIX-начала XX века. XXвек. На пороге XXI века Учеб.пособие для вузов в 0-х ч МПГУ Отв.ред. Л.А.Микешина - М. ВЛАДОС 0000 000 с. 22. Человек как объект философского исследования.

Античность. Средние века Хрестоматия. РАН НИИ высш. образования - М. 0000 000 с. 23. Юм Давид Трактат о человеческой природе. Пер.с англ. С.И. Церетели Под общ.ред. И.С.Нарского - Минск Попурри 0000 000 с. 24. Юнг Карл Г. Избранное. Пер.с нем. Е.Б.Глушак Г.А.Бутузов М.А.Собуцкий и др Минск Попурри 0000 000 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Социологические, проблемы, страха0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социологические проблемы страха

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
На сайте allrefs.net читайте: ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...

Проблемы дидактического построения дисциплины в свете проблемы построения культурологии как науки
Именно на этот не сформулированный вопрос отвечают авторы многочисленных учебников и учебных пособий, вышедших за последнее время. Этот вопрос тесно… Другие, локализуя определенные культурные типы, рассматривают их специфические… Давая определение культуры, авторы широкого подхода на самом деле фундируют ее рамками узко очерченной специальной…

Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем
Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации,… Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению… В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: 1. все проблемы могут стать…

Проблема эрекции полового члена мужчины - это проблема женщины...
И потому за оргазм женщины, заее наслаждение в сексе, за ее подготовку к акту несет полную ответственностьмужчина. И если женщина холодна, то смешно… Одним словом, в сексе должен работать принцип мужской половойчлен это… Нет импотентов, есть плохо работающие или сексуально неумелыеженщины. Нет и фригидных женщин. Есть просто неумелые и…

Программа прикладного социологического исследования на тему: "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве"
Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного социологического исследования, для создания более благоприятных условий для развития… Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных пользователей всемирной… Определение и ранжирование изменений и тенденций в работе с юзерами всемирной компьютерной сети Internet со стороны…

Программа прикладного социологического исследования на тему: "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве"
Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного социологического исследования, для создания более благоприятных условий для развития… Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных пользователей всемирной… Определение и ранжирование изменений и тенденций в работе с юзерами всемирной компьютерной сети Internet со стороны…

Структура социологического знания. Место социологических исследований в социологии
На сайте allrefs.net читайте: Структура социологического знания. Место социологических исследований в социологии.

Проблемы экономического роста, микро и макроэкономические проблемы Российской экономики, международное разделение труда
Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их… Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей увеличения… От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в…

Жертвы насильственных преступлений: социологический взгляд на проблему
НАСИЛИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЖЕРТВА, ПРЕСТУПНИК, СТАТИСТИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ВИКТИМОЛОГИЯ, ВИКТИМНОСТЬ. Содержание Реферат 2 Введение 4 Глава 1. КРИМИНАЛЬНАЯ… Именно последнее - социальная нестабильность в обществе - вызывает рост… Всплеск преступности всегда предшествует значительному социальному потрясению любого общества.

Глобальные проблемы человечества и проблема ценности научно-исследовательского прогресса
НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой,… Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к… Именно отрицательные последствия и создают так называемые глобальные проблемы. Само название научно-техническая…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Социологические исследования приоритетов в решении социальных проблем города Социальная политика должна опираться на научные исследования. Особенно важно изучать приоритеты в решении социальных проблем. В обществе существует… Однако подобное обострение вызывается и более глубокими системными причинами,… Одним из застарелых стереотипов управления общества в нашей стране является чрезмерная централизация, когда…
  • Воплощение вечных проблем и проблем современности в романе Чингиза Айтматова «Плаха». III. Заключение 1. Судьба народов в ХХ веке. 2. Вечная драма мировой истории. 3. Пророческий голос Айтматова. Воплощение вечных проблем и проблем… В. С. Высоцкий Жизнь человека это постоянный выбор. Судьба его выбирать свой жизненный путь, добро или зло, те принципы, которыми потом он будет руководствоваться.Очень…
  • Проблема праворозуміння (Проблема правопонимания) Поняття права це не застигла категоря, а категоря, що розвиваться, в якй вдображаються сторичн традиц, суспльна ситуаця сучасно епохи.Цллю роботи… В теоретико-пзнавальному план генезис правових вчень теорй вдбувався в русл… Наприклад, первинним правом для врев були 10 заповдей, вручених Мосею самим Богом. В таких древнх правових кодексах…
  • Бедность как социологическая проблема Угроза обнищания на данный момент - глобальная социальная опасность. Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд,… Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и…
  • В чем сущность проблем космологии и почему эти проблемы интересуют философов Но в то же время это была дорога величайших открытий, предвидений и прозрений, дорога торжества человеческого гения.Вполне понятно стремление… Недаром усиленная и подкрепленная впоследствии трудами греческого астронома… Легкие элементы - воздух и огонь - поднимаются в высокие слои, там они загораются, и тогда люди видят кометы и…