рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ - Дипломная Работа, раздел Социология, Социологические проблемы страха Феномен Страха В Философии Хх Века Фрейдизм И Психоанализ. Другое Влиятельное...

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ. Другое влиятельное направление в философии ХХ века где категория страха играет важнейшую роль - фрейдизм и психоанализ.

Ранний фрейдизм также различал два вида страха - перед внешней опасностью и глубинный иррациональный страх.

Последний как и сартровский страх есть страх перед самим собой. Однако природа его интерпретируется иначе фрейдистский страх - это страх перед бессознательными разрушительными инстинктивными силами сконцентрированными в человеке перед импульсами которые прорываются из глубин человеческого существа. Такая интерпретация страха актуализирует негативные стороны свободы показывая что искомая свобода если она не одухотворена моральной ответственностью не социализирована может обернуться антисоциальностью вихрем разрушения.

Нереализованные желания оставшиеся вне культурных смыслов и этических норм таят в себе гигантскую катастрофическую силу. Бесстрашный сартровский человек откинувший все внешние авторитеты и страхи обращается здесь в демона- разрушителя. Он свободен и не боится даже самого себя - поэтому он представляет собой опасность для общества. Психоанализ показывает что человечеству не следует вовсе отказываться от страха и от культуры даже если она и носит репрессивный характер как это утверждал Г.Маркузе Браун Джеймс Психология Фрейда и постфрейдисты.

Пер.с англ Послесл. А.М.Руткевича - М. Рефл-бук Ваклер 0000 000 с Человек должен страшиться разрушительного начала заключенного в нем тогда возможен компромисс между этим началом и ограничивающими требованиями реальности. 0.0. Э.Фромм Э.Фромм К.Хорни Г.Салливен и другие последователи Фрейда придали его учению культурологический и социологический характер. Вперед выдвинулись отношения между индивидуально-психологическим и социальным началами личности между культурой личности и культурой общества.

Страх как понятие и категория занял в этих концептуальных моделях первостепенное место. Согласно Э.Фромму страх - то чувство которое является определяющим при формировании социального характера. Он является тем психологическим механизмом который оттесняет сдвигает на обочину и даже в сферу бессознательного те индивидуальные характеристики личности которые входят в столкновение с господствующими в данном обществе культурными и социальными нормами. Результатом является формирование типов личности распространенных в том или ином обществе.

Сходство социально приемлемых черт облегчает взаимопонимание и совместную деятельность. Платой за это является подавление социально отторгаемых качеств с помощью страха. Страдающей стороной остается личность которая сама устрашившись лишает себя части своего сущностного богатства индивидуальных характеристик Фромм Э. Бегство от свободы. М Прогресс Универс. 0000 Иметь или быть М. Прогресс 0000 Психоанализ и этика.

М. Республика 0000 Массовизация индивида из его страха перед самим собой как уникальным существом из его боязни выделиться быть отличным от толпы от других людей - вот результат социализации. Подобное омассовление в частности приверженность стереотипам в том числе стереотипизированным массовым страхам - одновременно плата которую человечество платит за развитие своих потребностей в коммуникации за облегчение и упрощение этой коммуникации индивидов между собой.

Счастье быть понятым оказывается обратной стороной усечения самого себя для того чтобы быть понятым Браун Джеймс Психология Фрейда и постфрейдисты. Пер.с англ Послесл. А.М.Руткевича - М. Рефл-бук Ваклер 0000 000 с 0.0. Карен Хорни Личность испытывает страх перед миром и другими людьми. Но страх - не только психологический а также культурно-психологический феномен. Каждая культура навязывает свои страхи всем без исключения носителям данной культуры.

Она указывает людям смыслы вещей и действий и задает образцы реагирования. Страх - очень эффективный механизм социализации. Может быть даже чересчур сильный ибо он деформирует личность и рождает неврозы. Карен Хорни показала это в своем до сих пор не утратившем убедительность исследовании. Она различает нормальные и невротические страхи. Сами по себе характеристики этих страхов не так важны. Страхи могут вызываться внешними опасностями природные бедствия нападения врагов социальными отношениями установившимися в данном обществе конфликты угнетение зависимость и т.д. теми или иными культурными традициями страх перед потусторонним страх нарушения табу и т.д. но если они диктуются данной конкретной культурой то должны быть признаны нормальными.

Культурой же предлагаются способы защиты от этих страхов которые позволяют ее носителям не страдать сильнее чем это неизбежно в данной культуре. Невротик однако страдает сильнее. Он находится в конфликте с самим собой и неспособен этот конфликт разрешить.

Его страхи и защиты выходят и в количественном и в качественном отношении за границы нормы. Достижением Хорни было то что она сумела показать что невротические страхи являются реакцией на те требования которые культура предъявляет к личности Браун К.Х. Критика фрейдо-марксизма- Пер. с нем М Прогресс 0000. С. 000 Соглашаясь с этими требованиями человек надевает на себя некую маску К.Г.Юнг называл ее persona Юнг Карл Г. Избранное. Пер.с нем. Е.Б.Глушак Г.А.Бутузов М.А.Собуцкий и др Минск Попурри 0000 000 с. предъявляемую себе и окружающим однако ее несоответствие его самости рождает глубокое и неосознанное чаще всего чувство вины которое и запускает в действие невротический конфликт.

Заканчивая рассмотрение феномена страха в генезисе философской мысли отмечу что анализ античного и средневекового понимания показывает что страх перед будущим попытки осмыслить его в контексте возможной грядущих катастроф является мощной традицией действительной как для народной культуры так и для элитарной религиозной и философской мысли. В новейшее время вектор катастрофизма неуклонно смещается от страха перед природными катастрофами в сторону страха человечества перед самим собой перед теми разрушительными силами скрытыми в личности организациях выработанных людьми сообществах и силах развязываемых как отдельным человеком так и группами.

Экзистенциалистская философия фрейдизм а также энвиронментализм развившийся в последние десятилетия - подтверждение этого сдвига.

Разрушительные силы природы конечно действуют по-прежнему но они отошли в область технических технологических интересов организационных усилий направленных на предвидение возможных ущербов и уменьшение повседневных рисков. Прогнозы погоды где жизнерадостные дикторы просвещают телезрителей о вероятности бурь ураганов наводнений штормов циклонов и т.д. достаточно наглядны в этом отношении. Философия же прочно сместилась в сторону осмысления разрушительного начала скрытого в человеке.

Таким образом в философии ХХ века разработка понятия страх обращена своим вектором в обратную сторону от макроисторических построений философии истории. Страхи перемещаются вовнутрь микрокосма человеческой личности. Главные страхи вызывают теперь уже не столько ураганы и эпидемии сколько разрушительное начало скрытое в самом человеке в глубинах его личности. Соответственно более всего разработанной тема страха оказалось в таких психологически-ориентированных философских направлениях как экзистенциализм и фрейдистский психоанализ. ГЛАВА 0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологические проблемы страха

В центре моего внимания - анализ генезиса развития философской интерпретации феномена страха поиск современной социальной проблематики. Что же такое страх? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса ответить на него… Как известно для определения какого-либо явления необходимо прежде всего выяснить его родовую сущность включить в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА
ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА. Проблема страха как вида человеческого существования организации внутреннего духовного мира человека восходит корнями к самым первым попыткам осмыс

Лукреций Тит Лукреций Кар Titus Lucretius Carus
Лукреций Тит Лукреций Кар Titus Lucretius Carus. век до н. э. Одну из первых попыток рационализировать представления человека о своих страхах предпринял Эпикур. Подобно Эпикуру Лукреции пола

Платон Plбton
Платон Plбton. или 000 до н. э. Афины 000 или 000 там же Существенный вклад в разработку проблемы страха внес с диалектико-идеалистических позиций Платон. Он считал что душа человека в поиск

Аристотель Aristotйlзs
Аристотель Aristotйlзs. до н. э. Интересен вклад в разработку причин и оснований страха сделанный Аристотелем. Рассматривая душевные изменения Аристотель выделяет в них аффекты способности и

Малмсбери
Малмсбери. Хардуик Итак по Гоббсу естественным состоянием людей до объединения в общество была война и не просто война а война всех против всех Рассел Бертран История западной философии - Т.0 Филос

Стокгольм
Стокгольм. С творчеством Р. Декарта в философию в форме дуализма вошло учение о человеке как о существе страсти которого обусловлены с одной стороны физиологическими телесными процессами а с другой

Клермон-Ферран
Клермон-Ферран. Париж Интересным представляется и видение Паскалем конкретно-исторической индивидуально-ограниченной формы человеческой души. Заметим что сегодня достаточно распространено мнение об

Амстердам
Амстердам. Гаага Достаточно много места проблема страха занимает в философии Б. Спинозы. Исходной категорией для объяснения феномена страха Спиноза выдвинул желание отождествляемое им с само

Эдинбург Шотландия
Эдинбург Шотландия. там же Глубоко диалектичны для своего времени размышления о страхе Д. Юма. Рассматривая страх и его противоположную форму надежду в ряду других человеческих аффектов таких как д

Эдесхейм Пфальц
Эдесхейм Пфальц. Париж Анализируя основы общественной жизни нравственности и политики Гольбах утверждает что в условиях порабощения народа отсутствия в обществе свободы безопасности добродетели вся

Кант Kant Иммануил
Кант Kant Иммануил. там же Другой представитель немецкой классической философии - И. Кант - онтологизируя феномен страха вводит для его объяснения понятие силы. Сила считает Кант выступает присущей

Копенгаген
Копенгаген. там же Страх - одно из центральных понятий экзистенциализма. Кьеркегор различал обычный эмпирический страх-боязнь Furcht и неопределенный безотчетный страх-тоску Angst. Первый ви

Мескирх Баден
Мескирх Баден. там же М.Хайдеггер развил кьеркегоровскую идею экзистенциального страха до ее логического предела. Он снял мучительную неопределенность этого страха указав что его концом и разгадкой

Сартр Sartre Жан Поль р
Сартр Sartre Жан Поль р. Париж Ж П.Сартр продолжил логику философского осмысления экзистенциального страха. Он связал его с другим основополагающим понятием человеческого существования - свободой.

Ольденбург
Ольденбург. Базель Даже в тех случаях когда экзистенциалисты обращались к философии истории как например К.Ясперс они сохраняли внутреннюю ориентацию на человеческую личность. Историчность -

ГЕНЕЗИС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МИФЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ
ГЕНЕЗИС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МИФЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ. Приступая к рассмотрению феномена страха отмечу - страх ожидания негативных событий и процессов кот

Источники страхов
Источники страхов. Люди получают свои страхи из двух главных источников из первых рук т.е. их собственного опыта и опыта их семьи и из вторых рук т.е. от других людей с которыми они вступают в комм

Страх перед будущим как культурная характеристика
Страх перед будущим как культурная характеристика. Страх перед будущим - основа катастрофического сознания. Этот вид страха возник чрезвычайно давно и изначально имеет культурное содержание.

Страх перед будущим в устной культуре
Страх перед будущим в устной культуре. Сложилось представление что одним из основных отличий устной культуры от той что фиксирована в материальных носителях выступает большая опора первой на память

Страх перед будущим в письменной культуре
Страх перед будущим в письменной культуре. Письменная культура по природе своей рефлективна. Это по-видимому одна из основных базовых ее характеристик. Отсюда и ее возможности. Письменная ку

Истоки катастрофизма циклические концепции
Истоки катастрофизма циклические концепции. Открытия и новые результаты в культуре часто оказываются средством для воплощения накопленного опыта т.е. представлений сложившихся в прошлом. Стр

Направленность древних страхов на внешний мир
Направленность древних страхов на внешний мир. Большая часть древних страхов была обращена вовне. Люди боялись прежде всего бедствий которые приходили из окружающего их мира. Разрушительност

Страхи и катастрофизм в Средние века
Страхи и катастрофизм в Средние века. Современная медиевистика накопила достаточно знаний о роли страхов в жизни средневекового человека. Известно что жизнь в Средние века была относительно

Философский вызов катастрофизму в Новое время
Философский вызов катастрофизму в Новое время. Были ли материальные причины для смены вектора с пессимистического на оптимистический в Новое время или позитивные перемены в жизни общества принесла

СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СТРАХА
СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СТРАХА. Страх различные его формы являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума группы и общества. Способность испытывать страх и б

Страх - чувство и эмоция
Страх - чувство и эмоция. Приходится признать что в социальной науке до сих пор остается более распространенной скорее негативная чем позитивная оценка эмоционально-волевой сферы человека. В

Специфичные и универсальные страхи
Специфичные и универсальные страхи. Общепризнано что страх есть сдерживающее начало формирующееся под влиянием различных факторов. Так называемый объективный характер воспринятой угрозы только один

Социализированный и несоциализированный страх
Социализированный и несоциализированный страх. Как известно К.Леви-Строс различал сырое и вареное т.е. природное и культурное начала. Продолжением этих идей выступает различение соответствен

Страхи индивидуальные и массовые
Страхи индивидуальные и массовые. Индивидуальные страхи бесконечны по своему содержанию. Типологически однако они могут быть разделены на сугубо личностные страхи подчас вполне уникальные так проис

Страхи рациональные и иррациональные
Страхи рациональные и иррациональные. Страх рационален по самой своей адаптивной функции помогая человеку воспринять угрозу и отреагировать на нее. Те страхи которые направлены на ясно воспринимаем

Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим
Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим. Социальная функция страха значимая для организации жизни человека и сообществ и облегчающая управление является необхо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги