рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Страхи и катастрофизм в Средние века

Страхи и катастрофизм в Средние века - Дипломная Работа, раздел Социология, Социологические проблемы страха Страхи И Катастрофизм В Средние Века. Современная Медиевистика Накопила Доста...

Страхи и катастрофизм в Средние века. Современная медиевистика накопила достаточно знаний о роли страхов в жизни средневекового человека.

Известно что жизнь в Средние века была относительно короткой. М.Блок ссылается на имеющиеся сведения касающиеся коронованных особ Роберт Благочестивый умер в возрасте около 00 лет Генрих I - в 00 года Филипп I и Людовик YI - в 00 лет. В Германии четыре первых императора из Саксонской династии прожили соответственно 00 или около того 00 00 и 00 года Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед.

Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с. Великие эпидемии против которых люди не умели бороться ужасающая детская смертность периодические жестокие голодовки все это создавало иной чем сейчас общий психологический фон где смерть была привычной спутницей жизни.

Трудно человеку современного общества жизнь которого расписана по секундам и минутам вообразить себе обычную ситуацию средневековья где люди не умели измерять время и ориентировались по солнцу. Дорогие и громоздкие водяные часы существовали но в малом числе экземпляров. Песочными часами по-видимому пользовались не очень широко. Недостатки солнечных часов особенно при частой облачности были слишком явны Там же Глубокое равнодушие ко времени проявлялось не только в повседневной жизни но и в делах социально значимых.

В документах не оставляли никаких хронологических данных. Не сохраняли в памяти даты рождения даже в королевских семьях. Вместе с тем большое значение имела древняя иудейская традиция различения дней недели. Представления об истории оставались циклическими хотя на них оказывало большое влияние христианское понимание времени особенно идея Страшного Суда завершающего историю. Золотой век был в прошлом настоящее оценивалось как нарастающий упадок.

Прошлое было ценностью не сравнимой по значимости с ценностью настоящего. Молодежь более ничему не желает учиться наука в упадке весь мир стоит вверх ногами слепцы ведут слепцов и заводят их в трясину осел играет на лире быки танцуют батраки идут служить в войско. Отцов церкви Григория Великого Иеронима Августина Бенедикта Нурсийского можно встретить на постоялом дворе под судом на рыбном рынке. Марию более не влечет созерцательная жизнь а Марфу жизнь деятельная Лия бесплодна у Рахили гноятся глаза Катон зачастил в кабак а Лукреция стала уличной девкой.

То чего прежде стыдились ныне превозносится. Все отклонились от своего пути - так говорили о современности ваганты поэма Встарь цвела наука из Carmina burana. Мышление людей Средневековья оставалось манихейским и хотя идея Чистилища как чего-то третьего и присутствовала в нем главной оставалась полярность Рая и Ада Бога и Дьявола Добра и Зла. Средневековое мышление и чуствование были проникнуты глубочайшим пессимизмом - пишет Ж.Ле-Гофф - Мир стоит на грани гибели на пороге смерти Блок Марк Короли-чудотворцы.

Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти распространенных преимущественно во Франции и в Англии. Пер.с фр. В.А. Мильчиной Предисл. Ж.Ле Гоффа Науч.ред. А.Я.Гуревича - М. Языки русской культуры 0000 000 с В близком конце мира сомнений не оставалось. Людей ждет неминуемая катастрофа - таково было всеобщее убеждение. Если циклические представления предстают естественным результатом наблюдений то вывод об окончательной последней катастрофе уничтожающей мир кажется менее хорошо обоснованной догадкой. Возможно она могла возникнуть как генерализация страха перед смертью в процессе развития личностного самосознания.

Хотя есть племена которым неизвестен этот вид страха Там же. все-таки большая часть культур формировала у людей страх перед концом земного существования. Эти страхи культивировали например оракулы античных Сивилл. О них сохранилось мало сведений. Однако страхи ими предвещавшиеся известны через поэта Виргилия который говорил о том что наступает последний век по пророчеству Кумской Сивиллы.

Христианское видение истории своей магической таинственностью резко отличается от поверхностного в свете христианской идеи эмпиризма аграрных циклов с их бесконечным однообразным повторением. Это видение совмещает идею вечности т.е. отсутствия времени с идеей саморазвития человека линейного времени причем историческое время течение истории приближает конец истории одновременно являющийся всемирной катастрофой завершающей существование человечества.

О конце мира говорится в Откровении святого Иоанна Богослова. Однако глубины христианской концепции времени в Средние века оставались достоянием лишь ученых-богословов. Медиевисты М.Блок Ж.Ле Гофф отмечают что массовое сознание путало прошлое настоящее и будущее. Крестоносцы конца XI века считали что они отправляются покарать не потомков палачей Христа но самих палачей. Здесь мы имеет дело с магической ментальностью - отмечает тот же Ле Гофф - которая превращает прошлое в настоящее потому что канвой истории служит вечность Там же Средневековая картина мира была эсхаталогической и переживалась очень эмоционально.

Картина последней катастрофы неотделимая от всякого христианского образа вселенной - пишет М.Блок - вряд ли еще когда-нибудь так сильно владела умами. Гибель мира казалась настолько близкой что каждое живущее поколение ожидало ее для себя. Мы поставленные у конца времен - писал епископ Оттон Фрейзингенский в своей хронике - и это было обычным и привычным для того времени убеждением.

Постоянное ожидание конца света и неуверенность в датах рождали волны паники волны страха набегали почти беспрерывно то здесь то там и утихнув в одном месте вскоре возникали в другом Блок Марк Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти распространенных преимущественно во Франции и в Англии. Пер.с фр. В.А.Мильчиной Предисл. Ж.Ле Гоффа Науч.ред. А.Я.Гуревича - М. Языки русской культуры 0000 000 с Жизнь была наполнена слухами которые рождались один за другим. Почти во всем мире прошел слух что конец наступит когда Благовещенье совпадет со Страстной пятницей - писал просвещенный богослов Аббон из аббатства Флери. Простые люди доверяли выкладкам ученых людей.

Страх перед будущем в Средние века был столь силен что исследователи приходят к выводу об одержимости людей Средневековья жаждой спасения и страхе перед адом как определяющей характеристике их ментальности. Милленаризм пытался сгладить жесткий вывод о неизбежной гибели человечества.

После катастрофы Страшного Суда ожидалось идеальное Тысячелетнее Царство праведников для тех кто таковыми окажется. В этом опять-таки можно видеть отголоски циклических представлений древние истоки ожидания чуда и счастья вслед за катастрофой и смертью корни которых как это показал еще Фрэзер лежат в наблюдениях за умирающим каждую зиму и возрождающимся весной растительным миром.

Архетипические представления о необходимости умереть чтобы затем возродиться для новой жизни присутствуют и сегодня. Катастрофическое мировоззрение и миросозерцание типичны для религиозного сознания. Это понимали уже древние философы. Так Демокрит считал что чувство страха лежало в основе возникновения религии. Той же мысли придерживался Лукреций. Страх и боязнь грядущих катастроф характерны для всех мировоззренческих систем которые исходят из представлений о пассивности человека перед лицом внешних сил. Аграрные общества как и остальные доиндустриальные сообщества были исполнены подобных страхов и основой их было чувство зависимости людей от природы общества самих себя. Только чувство контроля над окружением и самим собой вырабатываемое исторически могло постепенно смягчать человеческие страхи перед неизвестным будущим.

Возможно однако что они лишь приобретали новые культурные одежды. Любые попытки задуматься над вечными вопросами вновь и вновь обращают людей к глубинам неизвестности и заставляют их испытывать страх.

П.Фейерабенд один из тонких современных методологов и философов науки писал в частности о стремлении людей мифологизировать науку для избавления от страха и этим они напоминают людей собравшихся у костра в глухом лесу которые предпочитают глядя на пляшущий огонь не думать о неизвестности которая у них за спиной Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед. Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с 0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологические проблемы страха

В центре моего внимания - анализ генезиса развития философской интерпретации феномена страха поиск современной социальной проблематики. Что же такое страх? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса ответить на него… Как известно для определения какого-либо явления необходимо прежде всего выяснить его родовую сущность включить в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Страхи и катастрофизм в Средние века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА
ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА. Проблема страха как вида человеческого существования организации внутреннего духовного мира человека восходит корнями к самым первым попыткам осмыс

Лукреций Тит Лукреций Кар Titus Lucretius Carus
Лукреций Тит Лукреций Кар Titus Lucretius Carus. век до н. э. Одну из первых попыток рационализировать представления человека о своих страхах предпринял Эпикур. Подобно Эпикуру Лукреции пола

Платон Plбton
Платон Plбton. или 000 до н. э. Афины 000 или 000 там же Существенный вклад в разработку проблемы страха внес с диалектико-идеалистических позиций Платон. Он считал что душа человека в поиск

Аристотель Aristotйlзs
Аристотель Aristotйlзs. до н. э. Интересен вклад в разработку причин и оснований страха сделанный Аристотелем. Рассматривая душевные изменения Аристотель выделяет в них аффекты способности и

Малмсбери
Малмсбери. Хардуик Итак по Гоббсу естественным состоянием людей до объединения в общество была война и не просто война а война всех против всех Рассел Бертран История западной философии - Т.0 Филос

Стокгольм
Стокгольм. С творчеством Р. Декарта в философию в форме дуализма вошло учение о человеке как о существе страсти которого обусловлены с одной стороны физиологическими телесными процессами а с другой

Клермон-Ферран
Клермон-Ферран. Париж Интересным представляется и видение Паскалем конкретно-исторической индивидуально-ограниченной формы человеческой души. Заметим что сегодня достаточно распространено мнение об

Амстердам
Амстердам. Гаага Достаточно много места проблема страха занимает в философии Б. Спинозы. Исходной категорией для объяснения феномена страха Спиноза выдвинул желание отождествляемое им с само

Эдинбург Шотландия
Эдинбург Шотландия. там же Глубоко диалектичны для своего времени размышления о страхе Д. Юма. Рассматривая страх и его противоположную форму надежду в ряду других человеческих аффектов таких как д

Эдесхейм Пфальц
Эдесхейм Пфальц. Париж Анализируя основы общественной жизни нравственности и политики Гольбах утверждает что в условиях порабощения народа отсутствия в обществе свободы безопасности добродетели вся

Кант Kant Иммануил
Кант Kant Иммануил. там же Другой представитель немецкой классической философии - И. Кант - онтологизируя феномен страха вводит для его объяснения понятие силы. Сила считает Кант выступает присущей

Копенгаген
Копенгаген. там же Страх - одно из центральных понятий экзистенциализма. Кьеркегор различал обычный эмпирический страх-боязнь Furcht и неопределенный безотчетный страх-тоску Angst. Первый ви

Мескирх Баден
Мескирх Баден. там же М.Хайдеггер развил кьеркегоровскую идею экзистенциального страха до ее логического предела. Он снял мучительную неопределенность этого страха указав что его концом и разгадкой

Сартр Sartre Жан Поль р
Сартр Sartre Жан Поль р. Париж Ж П.Сартр продолжил логику философского осмысления экзистенциального страха. Он связал его с другим основополагающим понятием человеческого существования - свободой.

Ольденбург
Ольденбург. Базель Даже в тех случаях когда экзистенциалисты обращались к философии истории как например К.Ясперс они сохраняли внутреннюю ориентацию на человеческую личность. Историчность -

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ
Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ. Другое влиятельное направление в философии ХХ века где категория страха играет важнейшую роль - фрейдизм и психоанализ. Ранний фрей

ГЕНЕЗИС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МИФЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ
ГЕНЕЗИС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА СТРАХА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МИФЕ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ. Приступая к рассмотрению феномена страха отмечу - страх ожидания негативных событий и процессов кот

Источники страхов
Источники страхов. Люди получают свои страхи из двух главных источников из первых рук т.е. их собственного опыта и опыта их семьи и из вторых рук т.е. от других людей с которыми они вступают в комм

Страх перед будущим как культурная характеристика
Страх перед будущим как культурная характеристика. Страх перед будущим - основа катастрофического сознания. Этот вид страха возник чрезвычайно давно и изначально имеет культурное содержание.

Страх перед будущим в устной культуре
Страх перед будущим в устной культуре. Сложилось представление что одним из основных отличий устной культуры от той что фиксирована в материальных носителях выступает большая опора первой на память

Страх перед будущим в письменной культуре
Страх перед будущим в письменной культуре. Письменная культура по природе своей рефлективна. Это по-видимому одна из основных базовых ее характеристик. Отсюда и ее возможности. Письменная ку

Истоки катастрофизма циклические концепции
Истоки катастрофизма циклические концепции. Открытия и новые результаты в культуре часто оказываются средством для воплощения накопленного опыта т.е. представлений сложившихся в прошлом. Стр

Направленность древних страхов на внешний мир
Направленность древних страхов на внешний мир. Большая часть древних страхов была обращена вовне. Люди боялись прежде всего бедствий которые приходили из окружающего их мира. Разрушительност

Философский вызов катастрофизму в Новое время
Философский вызов катастрофизму в Новое время. Были ли материальные причины для смены вектора с пессимистического на оптимистический в Новое время или позитивные перемены в жизни общества принесла

СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СТРАХА
СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СТРАХА. Страх различные его формы являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума группы и общества. Способность испытывать страх и б

Страх - чувство и эмоция
Страх - чувство и эмоция. Приходится признать что в социальной науке до сих пор остается более распространенной скорее негативная чем позитивная оценка эмоционально-волевой сферы человека. В

Специфичные и универсальные страхи
Специфичные и универсальные страхи. Общепризнано что страх есть сдерживающее начало формирующееся под влиянием различных факторов. Так называемый объективный характер воспринятой угрозы только один

Социализированный и несоциализированный страх
Социализированный и несоциализированный страх. Как известно К.Леви-Строс различал сырое и вареное т.е. природное и культурное начала. Продолжением этих идей выступает различение соответствен

Страхи индивидуальные и массовые
Страхи индивидуальные и массовые. Индивидуальные страхи бесконечны по своему содержанию. Типологически однако они могут быть разделены на сугубо личностные страхи подчас вполне уникальные так проис

Страхи рациональные и иррациональные
Страхи рациональные и иррациональные. Страх рационален по самой своей адаптивной функции помогая человеку воспринять угрозу и отреагировать на нее. Те страхи которые направлены на ясно воспринимаем

Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим
Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим. Социальная функция страха значимая для организации жизни человека и сообществ и облегчающая управление является необхо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги