Происхождение этносов

Происхождение этносов. на основе коллективного бессознательного, тех архетипов мифов, символов, воспоминаний, стереотипов, которые складывались в течение тысячелетней истории каждого народа и повлияли на образование различных этносов. У каждой этнической группы за всю ее историю накапливаются мифы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием образов других народов. Корни враждебного отношения к чужим народам, по мнению Э. Смита, находятся на уровне этого коллективного бессознательного.

Несмотря на различия и оттенки представленных точек зрения на проблему происхождения этносов, все они имеют общее. Он состоит в признании объективности процессов рождения, формирования этнических образований. Этничность это продукт человеческого сознания, и она имеет иррациональную природу. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЭТНОС И НАЦИЯ Чаще всего в обыденной речи понятия этнос и нация употребляют как синонимы, как равнозначные понятия.

Так говорят о польском народе и о нем же говорят как о нации, немецкий народ это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает естественный вопрос можно ли между ними поставить равенство Если говорить о политической практике, то слово нация и производное от него национальность употребляется в смысле народ и все население страны. И сегодня нацией называют граждан государства. Четкости в использовании данного понятия не было и в ХХ веке, в том числе и в отечественной науке. Дискуссии вокруг употребления понятий этнос и нация возникают с периодическим постоянством.

Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей вокруг этой проблемы. Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация. Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.

Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа менталитет, этнические стереотипы и т.д. Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения это огромная общественная сила направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических.

Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства. В результате борьбы дискриминируемый этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению. Так начинается процесс нациезации этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства. В границах централизованных государств население чаще всего полиэтнично, оно отличается по языку и культуре.

Так во Франции различные этнические общности до сих пор не ассимилировались, но это не мешает кельтам, баскам, корсиканцам войти в состав французской нации. Дискриминация какого-либо этноса, отсутствие у него определенных прав по сравнению с другими этносами может привести к борьбе с этой дискриминацией. Однако национальная идея в условиях демократии используется политиками в своих собственных целях, а тезис о праве нации на самоопределение может привести к распаду полиэтничного государства, к конфликтам между народами, к превращению идеологемы собственной государственной независимости в идеологему приоритета титульного этноса.

Именно такой ход действий подтвердил весь опыт распада бывшего СССР.