рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Позитивизм как обоснование науки

Позитивизм как обоснование науки - Реферат, раздел Социология, Социология Огюста Конта Позитивизм Как Обоснование Науки. Конт Относится Отрицательно Ко Всему Отрица...

Позитивизм как обоснование науки. Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения, созидательный, позитивный дух. Категория позитивного становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому позитивизм и другие слова, производные от позитивного, становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое позитивное в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова 4, 34-36 1 реальное в противовес химерическому 2 полезное в противовес негодному 3 достоверное в противовес сомнительному 4 точное в противовес смутному 5 организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом 4, 36-39, 53-56 . Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии там же, 10-21 . 1 На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он стремится к абсолютному знанию. Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития фетишизм, политеизм, монотеизм.

Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных. 2 На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования.

Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать там же, 16 . Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху. 3 Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями там же, 17 . Иногда Конт высказывается не только против изучения конечных причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос почему вопросом как. Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов они составляют для нее лишь необходимый сырой материал, а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.

Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания для него позитивная философия - это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение объективному методу, основанному на внешнем наблюдении.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология Огюста Конта

Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление… После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Позитивизм как обоснование науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейные истоки
Идейные истоки. Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как животное политичес

Социология как наука
Социология как наука. По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Соци

Объект социологии
Объект социологии. Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем пара

Метод объективная и субъективная социология
Метод объективная и субъективная социология. Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его творчестве переплетались две различные этики научная, с одной стороны, социально

От науки - к утопическому проектированию
От науки - к утопическому проектированию. Подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Конт любил пророчествовать, и эта любовь естественным образом вытекала из фатали-стской интерпретации со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги