Позитивизм как обоснование науки

Позитивизм как обоснование науки. Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения, созидательный, позитивный дух. Категория позитивного становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому позитивизм и другие слова, производные от позитивного, становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое позитивное в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова 4, 34-36 1 реальное в противовес химерическому 2 полезное в противовес негодному 3 достоверное в противовес сомнительному 4 точное в противовес смутному 5 организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом 4, 36-39, 53-56 . Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии там же, 10-21 . 1 На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он стремится к абсолютному знанию. Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития фетишизм, политеизм, монотеизм.

Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных. 2 На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования.

Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать там же, 16 . Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху. 3 Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями там же, 17 . Иногда Конт высказывается не только против изучения конечных причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос почему вопросом как. Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов они составляют для нее лишь необходимый сырой материал, а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.

Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания для него позитивная философия - это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение объективному методу, основанному на внешнем наблюдении.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология. 4.