рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические условия и этапы становления массовой культуры

Работа сделанна в 2004 году

Исторические условия и этапы становления массовой культуры - Реферат, раздел Социология, - 2004 год - Массовая и элитарная культура Исторические Условия И Этапы Становления Массовой Культуры. Массовой Культуро...

Исторические условия и этапы становления массовой культуры. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

По поводу истоков массовой культуры существует ряд точек зрения. Приведем в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе 1.Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг например, Библия для нищих, рассчитанные на массовую аудиторию. 2.Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей англичанина Даниэля Дефо 1660-1731 автора широко известного романа Робинзон Крузо и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова 1730-1812 создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков Повести о приключениях английского милорда Георга и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком. 3.Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века роман.

И все-таки все выше изложенное это предистория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков.

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру.

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом.

Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века. X. Ортега-и-Гассет 1883-1955 в работе Восстание масс 1930 г. выводит само понятие масса из определения толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса, поясняет Ортега.

И далее он пишет Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство совокупность лиц, выделенных особо, масса невыделенных ничем. Масса это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение многие переходит в качественное Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла Конец идеологии 1960 г в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления.

Здесь же автор формулирует пять значений понятия масса 1.Масса как недифференцированное множество т. е. противоположность понятию класс. 2.Масса как синоним невежественности как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет. 3.Массы как механизированное общество т. е. человек воспринимается как придаток техники. 4.Массы как бюрократизированное общество т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности. 5. Массы как толпа.

Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе это варвар. И Д. Белл делает вывод массы есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. Еще более глубокий анализ массовой культуры сделал канадский социолог М. Маклюэн 1911-1980. Он также, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры.

В своих работах Галактика Гутенберга 1962 г Понимание средств связи 1964 г Культура нагие дело 1970 г. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи индустриального и типографского человека явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, глобальную деревню, создают и нового племенного человека. Этот новый человек отличается от того племенного, жившего когда-то на земле тем, что его мифы формирует электронная информация.

По словам Маклюэна, Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую т. е. уводящую от реальной действительности функцию художественной культуры. Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект массовой культуры может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый.

В свою очередь понятие массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Массовая и элитарная культура

С середины нашего столетия процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и… Происходящие изменения, заметные даже невооруженным глазом, способствовали… На их базе возникли и теории массовой культуры.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические условия и этапы становления массовой культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры
Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на кот

Философские основы массовой культуры
Философские основы массовой культуры. Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа киренаиков, основанная в V веке до н. э. другом Сократа Аристипом. Это школа созд

Элитарная культура как антипод массовой культуре
Элитарная культура как антипод массовой культуре. При всей простоте и прозрачности тезиса о благотворности демократии для судеб культуры, его более пристальное рассмотрение показывает, что для мног

Роль массовой и элитарной культуры в формировании личности
Роль массовой и элитарной культуры в формировании личности. Социализация личности не мыслима вне культуры. Поэтому в процессе своего формирования личность усваивает нормы и ценности доминирующей ку

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги