Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в Капитале. В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия товар все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит п в других отраслях индустриального производства.

К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их будь то кино, дизайн, ТВ на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название средний класс. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена Дух времени 1962 г Понятие средний класс стало основополагающим в западной культуре и философии.

Этот средний класс стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента т. е. у зрителя, слушателя, читателя, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека.

Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы имидж и стереотипы.

В массовой культуре формула а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа имиджа или стереотипа это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные звезды искусственного Олимпа насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм.

Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные версии жизни, которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам.

Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как добродетель всегда вознаграждается, любовь и вера в себя, в Бога всегда побеждает все. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях. Глава 3.