Религиозный экстремизм

Религиозный экстремизм. В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама равно как и исламизацией политики. Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также ряд объективных факторов 1 Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в качестве единственного мирового гегемона стали также своего рода катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного развития. 2 Конфликт различных типов цивилизаций мусульманской и европейской, проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву.

Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность заимствование как капиталистического, так и социалистического путей развития, неприемлемость их механического копирования. 3 Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока характеризуется рядом общих особенностей аграрное перенаселение и наличие большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук слишком быстрая урбанизация городов за счт выходцев из деревень невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы сильное имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном исламском терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом.

Последний предстает прежде всего в его самой воинствующей форме в форме радикального ваххабизма, требующим с помощью священной войны вернуть мусульманский мир к халифату.

Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман. Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования - халифата.

В этом случае неизбежным представляется процесс растекания исламской радикальной идеологии и практики на другие мусульманские территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира.