Теория действия

Теория действия. Опыт инженера и капитана индустрии, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, других форм сознания и соответствующих общественных институтов.

Итальянский социолог пришел к выводу, что нельзя объяснить общество исходя только из сферы экономики. Человек как homo economicus действует рационально, но в целом в обществе доминируют нерациональные поступки.

Экономика является только одной из сфер общества, детерминирующих жизнь человека. Изучение общества как целостного образования является за дачей социологии, которая и стала центром теоретической системы, его любимым детищем, его Человеческой комедией5, c. 40. Одной из центральных идей Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постепенного нарушаемого и восстанавливаемого равновесия equilibrium.

Понятие равновесия было им заимствовано из экономической теории Вальраса, которой Парето придал механистический характер, увидев прообраз общества в модели равновесия, все части которой жестко взаимосвязаны и механически влияют друг на друга. Изменения в одной части системы немедленно передаются другой ее части, и вся система приходит в движение, пока вновь не восстановится динамическое равновесие. 4, c. 238. Социологию Парето определил как науку об обществе в целом. Она синтезирует данные, предоставленные другими социальными науками правовой наукой, политической экономией, политической историей, изучением религий и т.д. Исходным отношением общей социологии итальянского мыслителя выступила оппозиция логичных logichi и нелогичных illogichi действий.

При логичных действиях цель и средства ее достижения соответствуют друг другу объективно и субъективно. Нелогичными их не следует путать с алогичными на чем категорично настаивал Парето являются все иные действия.5, c. 52 . Ошибка всех предшествующих социологов, полагал Парето, заключалась в том, что они пренебрегали объективной стороной дела и изучали только возникающие на ее почве теоретические концепции, т. е. ограничивались изучением субъективного аспекта действительности.

Объективное же социологическое исследование должно быть направлено на изучение психических установок обусловливаемых ими нелогических действий, составляющих основную массу всех человеческих действий вообще. Нелогические действия, согласно Парето, обусловлены особой логикой чувств.

В отличие от логических они являются результатом не сознательных рассуждений и соображений, а чувственного состояния человека, иррационального психического процесса. Нелогические действия характеризуются тем, что люди, их совершающие, не знают истинных объективных связей между явлениями и поэтому используют неадкватные средства для достижения целей, нелогически соединяя цели и средства. Связь средств цели в данном случае иллюзорна и существует только в представлении действующего субъекта.

Таковы, например, жертвоприношения и другие религиозные обряды, цель которых умилостивить божество и добиться тем самым поставленной цели. Такого рода средства не связаны с целью объективно и потому не ведут к е достижению. Логические действия руководствуются не чувствами, а разумом и регулируются нормами. Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчасти политики. В данном случае средства и цели связаны между собой объективной логикой, основанной на действительно существующих связях, и потому ведут к достижению целей.

Иными словами, средства здесь адекватны целям. Парето указывал на важность последнего момента, поскольку с субъективной точки зрения все действия кажутся логичными тому, кто их совершает. Стремясь нащупать объективную почву для рассмотрения Нелогических действий и в другой плоскости, Парето предлагал считать критерием субъективности мнения наблюдателей как лиц, обладающих более обширными знаниями4, c. 238. Само по себе рассмотрение структуры и элементов социального действия, равно как и их классификация по уровню осознанности или преобладающему типу мотивации, безусловно, правомерно.

Однако концепция социального действия Парето имела индивидуалистический и иррационалистический характер, односторонне подчеркивая эмоциональную природу человеческих побуждений, которым итальянский социолог не находил иного объяснения кроме того, что указывал на их природное естественное происхождение.

Побудительные причины социальных действий больших социальных групп, классов объяснить с этих позиций невозможно. Ведь классы объединяют индивидов, обладающих самыми различными психическими чертами, однако это не мешает этим индивидам действовать в те или иные моменты истории солидарно 4, c. 239 Нелогичные действия подразделяются на четыре рода 1 нелогичные субъективно и объективно 2 нелогичные объективно, но логичные субъективно 3 логичные объективно, но нелогичные субъективно 4 логичные объективно и субъективно.

К нелогичным действиям первого рода относятся традиционные действия, действия в соответствии с обычаями, этикетом, если они не были рационально обоснованы, третьего рода - инстинктоподобные действия, четвертого рода все действия в области экономики, многие действия в политике, юриспруденции, военном деле и т.д. Наибольшую роль в общественной жизни играют нелогичные действия второго рода 5,c. 52-53. Логичные же действия распространены в современном, цивилизованном обществе, чем в предшествующих типах обществ. 5, c. 54. В основе концепции социального действия, разработанной Парето, лежала определенная концепция человека.

Подчеркивал не логическую, иррациональную природу индивида, он утверждал, что действия человека никогда не являются тем, чем они кажутся ему самому. Специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум для маскировки своих нелогических действий при помощи кажущихся логическими теорий и аргументов.

Человек, писал Парето, в отличие от животного имеет способность мыслить и поэтому набрасывает покрывало на свои инстинкты и чувства. Именно потому, что все люди являются как чувствующими, так и разумными существами, возникает проблема соотношения чувств и разума, чувств и идеологий. Парето без колебаний отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами человеческой истории. Исторические закономерности он сводит к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называет языками чувства.

Считая основой динамизма социальной системы эмоции, Парето тем самым подводил под социальную систему биологический фундамент, поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались им вне и независимо от социально-экономического контекста. Хотя сам подход к обществу как к системе был правомерен, принцип механического равновесия, механической взаимосвязи элементов не мог удовлетворительно объяснить функционирования общества как целого.

Идея функциональной зависимости, взятая в отрыве от принципа социального детерминизма и призванная заменить его, в качестве объясняющего принципа обнаружила свою теоретическую несостоятельность. Чтобы найти источник движения системы, Парето вынужден был встать на позиции биологизма и психологизма, т. е. искать источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположениях людей, притом таких, которые не имея ли никакой связи с производственно-экономической деятельностью и были выбраны весьма произвольно4, c. 240. 2.2.