рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологический редукционизм

Психологический редукционизм - Реферат, раздел Социология, Социология В. Парето Психологический Редукционизм. Сделав Эмоциональную Сферу Человеческой Деятель...

Психологический редукционизм. Сделав эмоциональную сферу человеческой деятельности главным звеном своей социологической системы, Парето сделал оговорку, что не все чувства достойны внимания социолога, а только такие, которые проявляются в определенного рода действиях, что дает возможность их классифицировать.

Итальянский социолог дал этим элементам название резидуи, что на языке химических наук означает остатки или остатки, желая этим подчеркнуть их устойчивость, способность оставаться после того, как из социального действия вычтены все рациональные соображения.

Остатки как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов, психических состояний и предрасположений имеют, согласно Парето, врожденный, естественный, не поддающийся влиянию внешних условий характер. Они являются внутренними биологическиvи импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов остатков, подразделенных на множество подгрупп, Парето попытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения.

Еще более схематизировав исторические действия, итальянский социолог подчеркнул главную роль двух первых классов остатков 1, c. 119. Логичные действия преобладают в сфере экономики, в естественных логико-экспериментальных науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике. В общем они более характерны для цивилизованных народов, чем для нецивилизованных.

Но в любом обществе в целом преобладают нелогичные действия. Логичные действия обусловлены рациональностью, в основе нелогичных, как указывал Парето, лежат психические явления чувства, инстинкты и подсознательное. Они являются своего рода вещами-в-себе, непосредственно недоступными для постижения о них можно судить только по их проявлениям в поступках человека осадкам, которые и являются непосредственной причиной нелогичных действий. Итальянский мыслитель указывал на отличие осадков от того, что стоит за ними Необходимо строго обратить внимание на недопустимость смешения осадков с чувствами или инстинктами, которые им соответствуют но иногда сам отступал от этого требования.

Осадки, подобно столбику термометра, писал Парето, показывают температуру, но не являются тождественными состоянию среды. Осадки указывают на сущность, но сущностью не являются. В этом рассуждении наглядно проявляется влияние кантианства на мысль Парето. Понимание сущности осадков составляет основную трудность при изучении теории Парето.

Дело в том, что итальянский мыслитесь в действительности объединил в этом понятии иррациональные и рациональные составляющие. Условно говоря, Парето синтезировал априоризм Канта и мировую волю Шопенгауэра или волю к власти Ницше, что и предопределило пресловутую сложность и громоздкость его классификации осадков. Парето разделил осадки на шесть классов 1. Осадки инстинкта комбинаций включают 5 видов и 7 подвидов 2. Осадки постоянства агрегатов 8 видов и З подвида 3. Осадки потребности проявлять чувства внешними действиями 2 вида 4. Осадки социальности б видов и 11 подвидов 5. Осадки целостности индивидуума и его отношений 4 вида и 4 подвида и 6. Осадки сексуальности.

Осадки 1 класса. Они определяют склонность людей сочетать, соединять различные явления окружающего социального и природного мира. Это осадки, соответствуют инстинкту, являющемуся самым могущественным инстинктом человеческого рода и служащему, возможно, фундаментальным основанием цивилизации.

Осадки данного класса лежат в основе всякой новаторской деятельности человека, творчества во всех сферах жизни. Например, как указывает Парето, в силу данных осадков интеллектуалы соединяют добро, прекрасное, истину, человечность, альтруизм, солидарность 5, c. 55. Первый класс включает остатки названные инстинктом комбинаций, который лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняя психологическая склонность человека собирать, по-разному переставлять, комбинировать вещи, отчасти ради получаемого от этого удовольствия, отчасти потому, что человеку трудно удержаться от собирания и комбинирования.

Осадки 2 класса. Они объясняют стабильность и устойчивость в отношениях людей к различным явлениям, например отношений человека с другими людьми, социальными классами, местностями, живых к мертвым, персонификации идеальных образований и т.д. Осадки этого класса обусловливают консерватизм. Благодаря им объединенные осадками 1 класса такие образования, как добро, прекрасное, истина, человечность, альтруизм, солидарность, приобретают независимое существование и даже могут быть персонифицированы.

Осадки 2 класса являются прямой противоположностью осадков 1 класса 5, c.55. Данный вид остатков остатки постоянства агрегатов, выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи. Это консервативное чувство лежит в основе неприятия всего нового, в основе враждебного отношения к любым переменам и изменениям 1, c.120. Осадки 3 класса.

Они соответствуют сильным чувствам, связанным с определенными действиями, которые могут не иметь ни какого отношения к этим чувствам, но удовлетворяют потребность действовать. Действия, в свою очередь, усиливают исходные чувства. Осадки этого класса проявляются, например, в религиозной экзальтации, в экстатических действиях. Осадки 4 класса. Этот класс осадков включает в себя стремление к единообразию поступков людей и социальных отношений, отрицание нового, чувства социальной иерархии, аскетизм и т.д. Данный класс осадков в чистом виде проявляется в таких феноменах социальной жизни, как мода, табу и т.д. Осадки 5 класса.

Этот класс осадков выступает дополнением предшествующего класса. В него входят осадки, соответствующие чувствам противоречия, нарушению равновесия, равенства низшим и т.д. Осадки 6 класса. Они обусловлены сексуальными потребностями людей. Эти осадки в латентной форме проявляются в очень многих социальных феноменах, особенно у современных народов 4, c.241. Наиболее важными из всей системы осадков являются осадки инстинкта комбинаций и постоянства агрегатов.

Их анализу Парето посвящает в Трактате по общей социологии наибольшее внимание. Осадки разных классов находятся в состоянии динамического равновесия они воздействуют друг на друга и попеременно вытесняют друг друга, циркуляция происходит и внутри различных видов и подвидов каждого из классов осадков. По Парето, во всяком индивидууме, социальной группе или обществе одновременно присутствуют осадки всех 6 классов, разные же субъекты различаются пропорциями различных осадков. 5, c.57. В заключительных частях Трактата Парето попытался применить теорию остатков к объяснению европейской истории, изображая ее в виде конфликта остатков первого и второго классов инстинкта изменений и консерватизма, новаторства и ретроградства.

Нелогические действия, совершаемые на основе остатков рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений в истории.

Неясность понятия остаток его комплексность, множественность входящих в него терминов, например чувства, инстинкты, проявления чувств в действии двойственная субъект-объектная природа понятия психологическая и социальная в его понимании привели к тому, что оно не вошло в словарь западной социологической науки 1, c.119. Иррационализм паретовской концепции имел глубокие гносеологические и социальные корни. Его реальной основой был кризис позитивистской рационалистической модели человека.

Вместе с тем подчркивание решающей роли иррациональных психических сил было связано с глубоким общественным пессимизмом, утратой веры в человеческий разум, дискредитированный в эпоху социального кризиса. Вместо идеи разумности всего существующего выдвигается идея его неразумности, нелогичности, идея рациональности сменяется иррационализмом биопсихологического толка. Социологическая система концепция Парето яркое свидетельство о невозможности создать научную теорию личности и социально го действия без опоры на адекватное понимание общества.

Убежденность в решающей роли остатков питало паретовский политический неомакеавеллизм Искусство управления, писал он сводится к умению извлекать выгоды из эмоций, не тратя энергии на тщетные попытки их разрушить. Единственным результатом подобных попыток часто является только их усиление. Утвердив основополагающую роль чувственных сфер человеческой психики, Парето выводил из них свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит1, c. 120. Очевидна близость теории осадков Вильфредо Парето и концепции личности Зигмунда Фрейда, что уже неоднократно отмечалось исследователями.

Фрейдовское Оно в широком смысле соответствует осадкам в целом, а в узком 6 классу осадков, осадкам сексуальности 4, c.242 . 2.3.Теория дериваций. Разочарование в политике либеральных буржуазных партий, неспособных к эффективному действию, погрязших в интригах и борьбе за власть, вызвало сугубо негативное отношение Парето к демагогическим ухищрениям и уловкам господствующих социальных группировок. Оставаясь на позициях защиты буржуазно порядка, Парето попытался объяснить природу, особенности и социальные функции идеологии в современном мире. Концепция Парето представляет методологическую ценность исследователей в области антропологии.

Он берт в качестве исходной антропологической аксиомы тезис об иррациональности человеческого поведения, предопределяемого инстинктами, эмоциями и страстями.

Специфика всех форм рациональности состоит в том, что с их помощью человек пытается скрыть, замаскировать свой животный эгоизм. Существующие социогуманитарные теории представляют собой хитросплетения софизмов, стремящихся придать иррациональным антропологемам видимость рациональных формообразований, пытающихся изобразить алогичные энергетические импульсы как осознанные мотивы целеполагающей и целепреследующей деятельности 1, c.243. Итальянский социолог разработал классификацию дериваций, разделив них на четыре класса Деривации 1 класса это простые утверждения, представляющие собой выражение чувств, описание действительных или вымышленных фактов и смесь фактов и чувств.

Такие деривации высказываются, как пишет Парето в абсолютной форме, аксиоматично, доктриально. Например, таков императив делай так, потому что нужно или должно делать так все делают так или услышанное Моисеем на синайской горе Я господь, ваш бог 5, c.57. Первый класс образуют утверждения, преподносимые как абсолютные истины, аксиомы или догмы. Второй класс это некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет. 1, c.132. Этот тип дериваций предполагает апелляцию к авторитету и некритическое следование ему, восприятие исходящих от него положений как абсолютной и непререкаемой догмы.

Например, по Парето, очень немногие немецкие социалисты читали Капитал Маркса, редки, как белые мухи, те из них, кто понял его, но общепринятым в их среде стало восхищаться этим произведением и ссылаться на него как на высшую инстанцию знания.

Деривации 3 класса заключаются в апелляции к чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим, метафизическим или сверхъестественным сущностям разуму, добру, справедливости, истине, прогрессу, демократии, гуманизму, богу и т.д.5, c.57. Третий класс составляют апелляции к общепринятым принципам и чувствам часто обоснование подобного рода покоится на чувствах действующего лица, обладателя определенного остатка, но изображается как совпадение с чувствами всех людей, большинства, или всех уважающих себя людей 1, c.133. Четвертый класс дериваций образуют чисто словесные доводы, вербальные доказательства, выражения, не имеющие никакого объективного эквивалента.

Таковы известные из формальной логики софизмы. Этот род дериваций, употребляемый обычно ораторами, особенно действен, потому что при помощи ловко употребляемых оборотов пробуждает в слушателях нужные чувства, и притом так искусно, что они этого даже не замечают.

Такие деривации высоко ценятся в политике и судопроизводстве. Сюда же относится простое жонглирование словами, употребление метких ходовых словечек и оборотов речи 4, c.242. Деривации 4 класса призваны проявить убеждающую силу посредством логических и риторических примов. В эту категорию входят неопределенные термины, метафоры, аллегории, аналогии и т.д. Диалоги Платона были чрезвычайно насыщены деривациями этого класса 5, c.57. Результатами взаимодействия осадков и дериваций, иили действительностью духовной жизни общества являются дериваты или многообразные идеологические образования теории конкретные, религиозные, правовые, политические, философские, моральные и иные идейные построения.

В своей конкретности молекула социальной активности выглядит так ядром деривата является один или несколько осадков, вокруг которого или которых группируются второстепенные осадки. Так возникает могущественная сила, которая испытывает необходимость в свом логическом обосновании.

Осадки являются относительно постоянной частью нелогичных действий, деривации - изменчивыми. Один и тот же остаток порождает целый ансамбль дериваций то, какая именно из дериваций будет актуализирована, зависит от множества обстоятельств. Среди дериваций также существует циркуляция, создающая и воспроизводящая их динамическое равновесие 5, c. 58. Характерным образцом дериваций являются многие социально-философские и морально-правовые теории, которые, согласно Парето, имеют своей целью не достижение истинного понимания должного, а всего лишь угодную властям софистическую апологию существующих порядков.

Богословские, этические, правовые деривации являются благообразным прикрытием безбожионизменных, имморальных, неправовых целей и средств человеческой деятельности, рациональной маскировкой иррациональной природы человека, толкающей к систематическим нарушениям социокультурных норм 1, c. 134. Исследование осадков и дериваций является теоретическим ядром социологии мыслителя, и ее изложение занимает львиную долю по общей социологии.

Теория дериваций в научной системе Парето выступает как попытка обоснования и доказательства фундаментального постулата его логики и методологии принципа отделения истины от ценности науки от идеологии, познания от практики 5, c. 58. 2.4. Социальная гетерогенность и циркуляция элит. Циркуляция осадков и деривации среди различных социальных слоев определяет, по Парето, социальную структуру и ее динамику.

Гетерогенность, которую Парето понимал как разнокачественность и является фундаментальным атрибутом любого общества. Люди во всех обществах и во все эпохи характеризуются неодинаковыми способностями к осуществлению различных родов деятельности. Парето предложил измерять способности с помощью индексов в рамках 10-бальной системы. Индивидуумы с наиболее высокими индексами способностей к тому или иному роду деятельности образуют элиту общества. Не важно, добро или зло творил Наполеон I, но он в своей сфере был непревзойденным деятелем и потому, по Парето, заслуживает высшего балла.

В связи с этим существуют не только элиты позитивных родов деятельности поэты, шахмат предприниматели и т.д но и негативные элиты мошенники, преступники и т.д Парето подразделил многообразные элиты общества на властную элиту, характеризующуюся высокими способностями к власти, и невластную элиту, которой был присущ высокий потенциал в других сферах деятельности. В центре исследования ученого находилась именно властная элита.

В элиты входят не только обладатели официальных должностей, но и лица, не имеющие высокого статуса, но располагающие реальным влиянием на власть, например фавориты и фаворитки глав властных не иерархий. Характерные черты представителей правящей элиты высокая степень самообладания умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции способность применять силу, когда это необходимо.

Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством силы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу 3, c. 49. Общества в целом, их правящие и низшие классы и отдельные индивидуумы характеризуются преобладанием осадков того или иного класса или присутствием осадков всех классов.

В связи с этим Парето предложил своеобразную социально-психологическую типологию социальных субъектов, разделив их на спекулянтов и рантье. Субъекты, у которых доминируют осадки инстинкта комбинаций, являют собой спекулянтов, которым присуща нацеленность на инновации и творческие инициативы во всех сферах жизни. В эту категорию входят главным образом предприниматели, характеризующиеся способностью к экономическим комбинациям и стремящиеся к увеличению своих доходов посредством авантюрных мероприятий или спекуляций промышленники, биржевики, банкиры, землевладельцы и т.д но также включаются зависящие от них рабочие, служащие, адвокаты, политики, журналисты и т.д. Индивиды с преобладанием осадков постоянства агрегатов образуют тип рантье, настроенный на воспроизводство традиций разного рода. В состав рантье входят предприниматели, удовлетворяющиеся фиксированным доходом и сторонящиеся спекуляций, и зависящие от них рабочие, служащие, а также крестьяне.

Спекулянты обеспечивают экономический, социальный и культурный прогресс общества, а рантье поддерживают социальную стабильность и предохраняют общство от опасностей, связанных с крайними проявлениями действий спекулянтов.

Общество, в котором превалируют осадки 1 класса, является динамично развивающимся, но нестабильным, и его может легко разрушить внутреннее или внешнее воздействие общество, где господствуют осадки 2 класса, стабильно, но пребывает в стагнации. Общество с доминированием осадков 1 класса характеризуется высокой социальной мобильностью и гибкой социальной структурой, общество, где превалируют осадки 2 класса, низкой социальной мобильностью и жесткой социальной структурой 5,c. 59-62. Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты.

Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя5, c.50. Общественное равновесие может обеспечить только такая элита, которая может извлекать выгоду из власти, не брезгует никакими средствами, в любом случае заботясь только о своих интересах.

Преобладание спекулянтов повсюду от античных Афин до Италии и Франции начала ХХ в. приводит к созданию демократических демагогических плутократий, а преобладание рантье к возникновению авторитарных государств.

Правящая элита для поддержания своего господства должна воспроизводиться качественно и количественно, что предполагает необходимость избавления от своих деградировавших членов и интеграцию наиболее выдающихся представителей низших классов общества. Всякая элита в силу осадков постоянства агрегатов стремится сделать свою власть вечной и для этого использует разнообразные методы сохранения власти изгнание, смерть, остракизм, кооптацию наиболее выдающихся представителей низших классов и т.д. Узурпация власти элитой одного типа приводит к нарушению равновесия в правящем слое и обществе в целом, что обусловливает ее смену элитой другого типа циркуляцию элит. Если циркуляция элит не происходит или она протекает неудовлетворительно, то происходят революции и старые элиты сметаются новыми элитами, выдвинувшимися из недр низших слоев общества контрэлитами, как это было во время Реформации или Французской революции 5, c.63-64. Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях.

Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.

При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев.5, c.61. Парето пишет революции происходят потому, что с замедлением циркуляции элит или по какой-либо другой причине, в высших слоях накапливаются деградировавшие элементы, которые более не располагают осадками, необходимыми для удержания власти и которые избегают использования силы в то же время в низших классах рас элементы с элитарными качествами, для которых характерны осадки, необходимые для властвования, элиты, расположенные к применению силы В противном случае общество находится в состоянии стагнации, что было характерно для истории Китая. Свергнутые элиты исчезают бесследно, поэтому Парето делает сво знаменитое заключение История это кладбище аристократии.

Оптимум Парето видел в гармоничном сочетании осадков 1 и осадков 2 класса, спекулянтов и рантье.

Но эта ситуация встречается редко и длиться недолго. Так было, например, в Риме времен Пунических войн, в Германии после 1870-х гг. 5, 64. Концепция Парето глубоко пессимистична.

История в его представлении обречена на вечно повторяющиеся циклы, в смене которых нет никакого заметного прогресса восходящая часть кривой является причиной или условием е нисходящей части не более. Как справедливо заметил один из исследователей Парето, его пессимизм не может быть объяснен меланхолическим темпераментом. Он объясняется крушением политических идеалов тех общественных слов, к которым относился социолог.

Вот почему Парето сделал своей программной установкой исторический пессимизм, перерастающий в политическую идеологию консерватизма, идеализирующего насилие 4,c. 250.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология В. Парето

Вильфредо Парето занимался не только изучением социологии, он также известен как успешный экономист. Он был разносторонним человеком и пытался объяснить процессы, происходящие в… Выбор темы продиктован личным интересом, а также важностью данного аспекта в курсе изучения социологии. Цель раскрытие…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологический редукционизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методология В. Парето
Методология В. Парето. По замыслу Парето, его социологическая система должна была положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе. Основная идея, вдохновлявшая Парето, состоя

Теория действия
Теория действия. Опыт инженера и капитана индустрии, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, др

Общество как динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем
Общество как динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем. После завершения аналитического исследования наиболее важных сторон социальной системы в отвлечении от социаль

Парето и материалистическое понимание истории К. Маркса
Парето и материалистическое понимание истории К. Маркса. Из теории общества Парето как системы систем логично вытекает отношение итальянского социолога к социальной философии марксизма, очень распр

Преимущества и недостатки социологии В. Парето
Преимущества и недостатки социологии В. Парето. К оценке социологии В.Парето Траектория жизни и творчества Парето была моделью эпохи, ознаменованной переходом от теоретических принципов и социальны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги