Герменевтика в социологии

Московский Государственный Университет Сервиса МГУС Р Е Ф Е Р А Т на тему Герменевтика в социологии Студент Исаева Е.А. Москва, 2002 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Герменевтические идеи в социологии искусства.2. Герменевтический подход 3. Герменевтика и метод социальных наук 1. Герменевтика текста 9 3.2. Герменевтика социального действия 15 ВВЕДЕНИЕ На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации библейских текстов, текстов классической древности.

Необходимость толкования текстов вызвана следующими причинами 1 неясность древнего текста, зависящая от содержащихся в законе архаических, вышедших из употребления слов, или же от того, что употребляемое законом выражение грамматически одинаково допускает два разных толкования 2 конкретность в изложении закона сомнения в понимании закона возникают иногда оттого, что законодатель при изложении закона, вместо общего принципа, выставляет отдельные, конкретные объекты закона 3 неопределенность закона иногда сомнения возникают вследствие употребления законодателем общих, недостаточно определенных выражений 4 противоречия между различными текстами закона 5 интерпретационные ограды вокруг закона одним из важных ранних мотивов к толкованию текста в известном направлении является стремление законоучителей оградить и предохранить Моисеев закон от внедрения в него чуждых ему языческих элементов 6 изменение жизненных условий главным мотивом, побудившим законоучителей к толкованию текста, притом довольно часто в противоречии с прямым, буквальным его смыслом - были изменения в культурном строе народной жизни, а также перемены, происшедшие в этических воззрениях народа на личность человека.

Метод понимания действия путем аналитической интерпретации текста или действия в широком контексте мировосприятия, продуктом которого он является, называется герменевтикой от греч. hermeneutikos разъясняющий, истолковывающий. 1.

Герменевтические идеи в социологии искусства

Художественный процесс в концентрированном виде включает экзистенциона... В функционировании искусства выделяют три типологических состояния 1 т... В свою очередь восприятие включает а рождающее смысл взаимодействия ли... Именно посредством эмпирического описания явлений художественного пере... Поэтому чтение можно осмыслять как культурный факт, т.е.

Герменевтический подход

Это игра как текста с интерпретатором, так и последнего с текстом, раз... Последняя есть феноменология человеческого бытия, а само бытие всегда ... В герменевтическом исследовании текст подвергается анализу с целью нах... Интерпретация есть постижение внутреннего смысла произведения, логики ... .

Герменевтика текста

Вопрос состоит в следующем не должно ли понимание, чтобы сделаться инт... Интерпретация остается некой периферией понимания, и сложившееся отнош... В этом отношении Дильтей сыграл решающую роль, терминологически зафикс... Письмо является в этом отношении неким значимым рубежом благодаря пись... Понимание предваряет объяснение путем сближения с субъективным замысло...

Герменевтика социального действия

Именно в этом промежуточном смысле, в котором уже трактовал данное пон... Например, невозможно понять смысл какого-либо обряда, не определив его... Что-нибудь совершается, и это образует нейтральное событие, высказыван... Именно в этом отношении работа фон Вригта Интерпретация и Объяснение я... Здесь обнаруживается любопытный круг, который с позиций герменевтики в...

заключение я хотел бы подчеркнуть, что это совпадение не является случайным. Мы говорили о возможности текста быть прочитанным, о квазитексте, об интеллигибельности действия.

Можно пойти еще дальше и выделить в самом поле практики такие черты, которые заставляют объединить объяснение и понимание. Одновременно с феноменом фиксации посредством письма можно говорить о вписываемости действия в ткань истории, на которую оно накладывает отпечаток и в которой оставляет свой след в этом смысле можно говорить о явлениях архивирования, регистрирования английское record, которые напоминают письменную фиксацию действия в мире. Одновременно с зарождением семантической автономии текста по отношению к автору действия отделяются от совершающих их субъектов, а тексты - от их авторов действия имеют свою собственную историю, свое особое предназначение, и поэтому некоторые из них могут вызывать нежелательные результаты отсюда вытекает проблема исторической ответственности инициатора действия, осуществляющего свой проект.

Кроме того, можно было бы говорить о перспективном значении действий в отличие от их актуальной значимости благодаря автономизации, о которой только что шла речь, действия, направленные на мир, вводят в него долговременные значения, которые претерпевают ряд деконтекстуализаций и реконтекстуализаций именно благодаря этой цепи выключении и включений некоторые произведения - такие, как произведения искусства и творения культуры в целом приобретают долговременное значение великих шедевров.

Наконец - и это особенно существенно - можно сказать, что действия, как и книги, являются произведениями, открытыми множеству читателей.

Как и в сфере письма, здесь то одерживает победу возможность быть прочитанными, то верх берет неясность и даже стремление все запутать. Итак, ни в коей мере не искажая специфики практики, можно применить к ней девиз герменевтики текста больше объяснять, чтобы лучше понимать. Литература 1. Э.А. Капитонов. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1996. 2. П. Рикер. Герменевтика и метод социальных наук. 3. Советский энциклопедический словарь.

М 1980.