рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Брак и семья сегодня

Работа сделанна в 1999 году

Брак и семья сегодня - раздел Социология, - 1999 год - Социология семьи, брака и пути их укрепления Брак И Семья Сегодня. Семья - Древнейший Институт Человеческого Общест...

Брак и семья сегодня.

Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек без роду, без племени вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений живших в тесном контакте с родьнёй, включавшей братьев-сватьев и других многочисленных родственников, к нуклеарной, ядерной семье, состоящей только из родителей и детей. Таков пройденный путь. Современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы кажутся порой трудноразрешимыми.

Еще несколько лет назад в нашей литературе много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определилась как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим. Сейчас в нашей печати иначе как о кризисе семьи не говорят. Встречаются даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше общество. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50 браков в некоторых местах уровень разводов достигает 70 . Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго.

Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей. К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут как кошка с собакой, а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего.

Это самым плачевным образом сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают взрослые, страдают дети, страдает общество. По данным еженедельника Семья , 1 млн. 100 тыс. детей остаются без семьи, 1 млн. 185 тыс. страдают психическими заболеваниями, 900 тыс. подростков ежегодно задерживается за правонарушения и бродяжничество, 1904 ребенка в 1997 г. покончили жизнь самоубийством.

Кто виноват в этом? Конечно, взрослые, обрекающие детей на одиночество, страдания и даже смерть. Но в чем причины такой ситуации? Только ли злая воля негодяев и безответственных людей? Конечно, человек отвечает за свое поведение. Но часто он не ведает, что творит, либо не умеет найти правильный путь. Нужно искать более глубокие причины. Главные из них - серьезные сдвиги в жизни общества.

Что происходит? Происходит рост отчуждения. Отчуждение - социальный феномен, суть которого состоит в том, что человек теряет контроль над результатами своей деятельности, которые становятся чужими, враждебными ему. Анализируя различные аспекты отчуждения, Маркс в 1844 г. отмечал, что этот социальный порок не затрагивает животных функций человека - еду, питье, половой акт. Ныне действие отчуждения проникло и сюда. Прогресс противоречив. Любое достижение цивилизации может обернуться бедой для человека.

Рост производства уничтожает среду обитания. Химикалии, повышающие продуктивность сельского хозяйства, делают пищу непригодной для употребления. Научно-техническая революция упрощает бытовую сторону жизни, но, с другой стороны, создает недопустимые перегрузки, губительно сказывающиеся на здоровье людей. А в перспективе возникает и угроза личностному и моральному миру человека, идущая от успехов генной инженерии, искусственного оплодотворения женщин и реальных возможностей выращивать человека в пробирке. По сути, речь идет о клонировании людей, страшную картину которого нарисовал Олдос Хаксли в своей антиутопии О дивный новый мир. Среди факторов, фатально влияющих на семью, следует указать и на культ потребления, в основе своей призванный заменить истинный смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде всего человеческую близость, погоней за иллюзорными престижными вещами, чувственным удовольствием, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди становятся жертвой потребительского отношения друг к другу. Потребительская установка на успех, канон которой определяется модой и средствами массовой информации, усиливает феномен отчуждения.

В нашей стране к этому добавляется постыднейший дефицит самых необходимых средств жизни - продовольствия, одежды, жилья, медикаментов.

Растет детская смертность, сокращается продолжительность жизни. Растет преступность, растет социальная нестабильность, пагубно влияющая на жизнь семьи. И все же в условиях тотального отчуждения семья остается главным прибежищем духовной безопасности, человеческого самоутверждения и эмоциональной защищенности.

Поэтому сегодня, как никогда прежде, к семье предъявляются высокие требования. Семья разрушается, но на - нее возлагают надежды, в нее продолжают верить. Общим местом стало утверждение о том, что новое общественное положение женщины стало великим завоеванием, положившим конец моногамному браку, основанному на ее экономической зависимости и главенстве мужчины.

Экономическая и социальная самостоятельность женщины, как и ее равенство в правах с мужчинами, бесспорно, является положительным фактором современного общественного развития. Но эти завоевания имеют оборотную сторону, и это равенство подчас выливается в чудовищную несправедливость. В России 93 женщин работают, но при этом 270 тыс. трудятся на тяжелых ручных и полумеханизированных работах, 65 тыс. заняты на тяжелых путейных работах 4 млн. женщин работают в ночные смены в торговле, где в основном работают женщины, 80 составляет тяжелый немеханизированный труд. Грустный список можно было бы продолжить.

Это - мнимое равенство, когда женщина заменяет мужчину, когда она становится как бы мужчиной, но довольно часто с более низким статусом. Не случайно в американской литературе в США, кстати, защита женского труда осуществляется значительно строже бытует образ женщины, которая подвергается дискриминации наравне с неграми - ее черными братьями. Экономическая самостоятельность женщины привела к тому, что мужчина перестал быть единственным кормильцем семьи, и это сказалось на семье не лучшим образом.

Здесь - другой парадокс современной ситуации, касающейся семьи. В свое время американский ученый Т. Парсонс утверждал, что в семье отец играет инструментальную роль он - кормилец и защита семьи от давления внешних обстоятельств, а мать-экспрессивную она-хранительница очага и мира в семье, ее эмоциональный центр, создающий возможность для спасения отца и детей от стрессов и перегрузок внешнего мира. Ныне работающая мать также оказывается способной выполнять инструментальную роль в семье, и достаточность инструментальной роли отца оказывается под вопросом либо отец вовсе устраняется.

Глубокое нарушение взаимодействия между супругами приводит, в конце концов, к тому, что одна только женщина имеет власть над домочадцами. В такой семье бытует вариант домашнего поведения игры Я одна везу этот воз или Чуткий коготь заглавие одной из статей в Литературной газете О.Чайковской, когда жена и мать вкалывает, как лошадь, и на производстве, и дома. И хозяйство, и воспитание детей, и школа, и общественные поручения - все на ней. Муж у такой женщины - порочный все время проводит у телевизора, в курении на лестничной площадке, за выпивкой дети по углам не смеют пикнуть.

Ссоры, попреки, несчастна жена, несчастен муж, несчастны дети - инфантилы со сломленной волей. Между тем для нормального существования супружества и оптимальной социализации детей необходимо наличие, совместное участие и ответственность обоих супругов.

Значение отца в воспитании детей имеет тем большее значение, что без него подготовка ребенка к роли супруга и родителя оказывается неполноценной. В этом плане влияние родителей не только их подход к ребенку, но и то, как они сами выполняют свою половую роль, каковы их супружеские отношения и т. п. оказывает прочное воздействие на последующую жизнь человека. В дальнейшем возможны существенные изменения, но они никогда не бывают тотальными.

Особенно велика роль отца для самоидентификации мальчика в процессе становления того уровня его личности, который связан с развитием его роли как мужчины. Невовлеченность отца или мужчины-воспитателя в этот процесс приводит к формированию замещающих мужественность проявлений, т. е. к псевдомужественности, требующей постоянного подтверждения в актах агрессии и других видах отклоняющегося поведения. А как обстоит дело с эмоциональной функцией женщины, воплощающейся в материнстве? Материалы, представленные в нашей книге, красноречиво свидетельствуют о материнстве как древнейшем, более древнем, чем семья, институте человеческого общества. Но ныне все чаще говорят о кризисе материнства.

Вовлеченная в работу мать, сдвинувшая отца на периферию семьи, одна не может справиться с ответственной ролью главной кормилицы и единственной воспитательницы детей. В чем конкретно выражается нарушение здоровою взаимодействия между матерью и детьми? Источник авторитарности в семье, основанной на мелочном контроле и подчинении ребенка жестким правилам и ведущей к конформности личности, переместился ныне от отца к матери, контролирующей буквально каждый шаг детей, причем отец всегда оказывается на ее стороне.

Так формируется в детях пассивность, крайним проявлением которой является глубокая депрессия, уход в болезнь или в мир фантазии и грез. Зачастую лишенная интимной гармонии со своим супругом, мать уходит в рабство к детям.

Она требует от ребенка, чтобы тот заполнил пустоту ее жизни, и превращает его в свои постоянный придаток. Мальчик становится любимчиком матери, в то время как отец пассивно содействует данному положению дел, либо вообще исключается из их отношений, подчас получающих эротическую окраску. Для нормального развития ребенка в первые годы жизни велико значение автономности в ходе его контактов с матерью. Если ребенок никогда не остается сам по себе в присутствии матери, он лишен свободы, но также и поддержки.

В школе такой ребенок всегда испытывает большие трудности в общении со сверстниками, он пасует перед школьными требованиями самодисциплины. Навязывая ребенку отношения господства и рабства, мать не только подчинена ему, но связывает его огромной зависимостью, превращая и его по сути дела в раба. Что касается маминой дочки, хорошей девочки, то разобщенность родителей в скрытом или открытом конфликте, исключительные претензии матери на ее послушание, на выявление ее талантов и способностей, нападки на привязанность к отцу и т. п. также приводят к психическим срывам, к глубокой деформации ее женской половой роли, к возникновению стойкого негативизма в отношении интимной жизни.

Таким образом, естественные потребности детей в автономности и в то же время в близости матери подвергаются большому испытанию благодаря новой роли женщины-матери в семье, получившей единоличную ответственность за заботу о детях и о доме. Рассмотрению отношения мать - ребенок и воздействию на это отношение общества уделяется все больше внимания не только в социально-философских, педагогических и психологических трудах. Эта проблема привлекает и психиатров, видящих в особой интенсивности этих отношений один из источников шизофрении Нарушения в дифференциации родительских ролей, заполняемые претензиями к детям, исключающими пути их спокойного социального развития в семье, называют семейным гомеостазом, который трудно поддается изменениям, где истинная враждебность и истинная близость мистифицированы, где наблюдается спутанность ролей, где ребенка либо буквально забивают чрезмерными упованиями, контролем, заигрыванием либо обесценивают мир его эмоций и его личности, оставляя, по сути дела, на произвол судьбы.

От вседозволенности через жесткий контроль к полной заброшенности - таков путь подрастающего человека к неврозам, психозам, отклоняющемуся поведению в детстве и отрочестве, к социальному инфантилизму и преступности взрослых.

Кризис отцовства и материнства теснейшим образом связан с другой сферой эмоциональной жизни семьи - с интимными отношениями супругов.

В нашу эпоху изменилась роль женщины в половой жизни и роль половой жизни в жизни женщины. Речь идет о так называемой сексуальной революции. Если отвлечься от внешней, порой скандальной стороны дела, от уродливых напластований, то в основе сексуальной революции можно обнаружить весьма простой, исторически необходимый и прогрессивный процесс, имя которому - раскрепощение женщины.

Ф. Энгельс назвал установление моногамных отношений, существовавших для мужчин лишь номинально, всемирно-историческим поражением женщины. Мужчина превратил женщину в служанку, в рабу своей похоти, в простое орудие деторождения. Теперь женщина пытается взять реванш тайная пружина ломки традиционных половых отношений - стремление женщины к равному сексуальному партнерству. Речь идет не о равенстве ролей разница их установлена природой, а о равном праве на наслаждение, о снятии сексуальных запретов, которые накладывал на женщину языческий и христианский патриархат.

В условиях дисгармоничного строя этот процесс принял уродливую форму. Форму, однако, не следует путать с содержанием. Вспомним прочитанное в юности - Мопассан, Толстой. Достоевский. Реалистическое искусство сорвало маски с буржуазной половой морали и предало ее проклятью. Брак по расчету, двойной стандарт полового поведения один для мужчин, другой для женщин, взгляд на жену как на собственность мужа. Все это столь же уродливо, как и сексуальное неистовство современности. Это потери, о которых не придется жалеть.

Более чем полтора века тому назад И. Г. Фихте попытался философски обосновать принцип два пола - две морали. То, что первый пол ставит целью удовлетворение своего полового влечения, вовсе не противно разуму, ибо оно может быть удовлетворено посредством деятельности а то, что второй пол ставил бы целью удовлетворение своего полового влечения, совершенно противно разуму, ибо здесь целью сделалось бы чистое страдание Для женщины вовсе не отрицается возможность ни опуститься ниже своей природы, ни, благодаря свободе, возвыситься над ней такое возвышение не многим лучше падения.

Ниже своей природы опускается женщина, если унижается до неразумности. Тогда половое влечение может стать сознательной и обдуманной целью действий. Испанский психолог Мараньон-и-Посадильо рассматривал либидо как чисто мужское качество, нефригидных женщин он называл мужеподобными. Даже Фрейд, впервые серьезно занявшийся сексуальной проблемой, ограничил свое рассмотрение мужским полом.

Любовная жизнь женщины писал он погружена еще в непроницаемую мглу. К середине XX в однако, многое прояснилось. XX век вообще проявил повышенный интерес к жизни личности. Социальные сдвиги, политические катаклизмы, экономический и научно-технический прогресс по-новому поставили проблему человека. Оказалось, что общество получает от человека больше, если рассматривает его как личность. А первое, в чем проявляется неповторимость личности потребности.

Вовлечение женщин в процесс труда и политическую жизнь не могло не отразиться на характере отношений между полами. Женщина обрела желанную независимость. Весь вопрос в том, привела ли эта независимость к свободе? Еще одна важная деталь. Распространение противозачаточных средств устранило то беспокойство о последствиях, которое, по словам Энгельса, мешало девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине. Как будто открылся путь к устранению существовавшей веками дисгармонии.

Но не тут-то было. Существует мнение которое находит подтверждение в специальной литературе, что женская сексуальность, если ее расковать, превосходит мужскую в прямом количественном смысле. И это грозит бедой. В свое время Монтень предупреждал мужчин об этой особенности женщин они ненасытней и пламенней в любовных утехах - тут и сравнивать нечего. Подавленная женская сексуальность ведет к неврозам. Но к ним ведет и сексуальность, ничем не сдерживаемая.

Запад уже с этим столкнулся. Американская журналистка Бетти Фридэн обнаружила проблему без названия - чреватый нервным расстройством синдром домохозяйки - разрыв между реальной ситуацией и нереальными запросами. В то время как американские женщины устремляют свое внимание на то, чтобы наиболее полным, выразительным и агрессивным образом удовлетворить свои сексуальные потребности, увеличилось сексуальное равнодушие американских мужчин, их враждебность по отношению к женщине.

Подавленный в условиях современного общества растущей дороговизной, неспособностью содержать семью, оглушенный нервными перегрузками не только на работе, но и в так называемое свободное время автомобиль, спиртные напитки, телевизор за все это расплачиваются не только деньгами, но и нервами, растерянный под натиском сексуальных раздражителей, мужчина пасует перед новыми устремлениями женщины и выбирает облегченный, пассивный вариант сексуального поведения.

Женщина, становясь подчас фактически главой семьи, получает в дополнение к репродуктивной функции целый ряд новых обязанностей. Ее стремление к равному сексуальному партнерству, наталкиваясь на пассивность мужчины, остается неудовлетворенным. Происходит своеобразная феминизация мужчины и обратный процесс - маскулинизация женщины. Прямое следствие - склонность к перверзиям. Итак, реванш не удался женщина снова терпит поражение. На этот раз совместно с мужчиной. В браке и за его пределами. В прошлом веке брак не рассматривался в качестве института, призванного удовлетворять сексуальную потребность.

Одной из любимых острот Фрейда была следующая Жена, как зонтик все равно придется нанимать экипаж. Комментируя смысл этого изречения, венский психиатр писал Жениться, чтобы обезопасить себя от приступов чувственности, но потом все же выяснится, что брак не дает удовлетворения развитой потребности, подобно тому, как берешь зонтик, чтобы спастись от дождя, и все равно промокаешь.

В обоих случаях приходится прибегать к более надежной защите - общественному транспорту или, соответственно, к доступной за деньги женщине. Сексуальная революция изменила ситуацию, привела к эротизации брака, но одновременно и обесценила его причем дело заключается не только в увеличении разводов. Из американской литературы мы узнаем, что за океаном распространен обмен женами. Муж А вступает в связь с женой Б, в то время как жена А сожительствует с мужем Б, и все это происходит с ведома и согласия всех заинтересованных лиц знакомства завязываются с помощью прессы.

Свое становится чужим. Сексуальная революция оборачивается сексуальным отчуждением. Половые контакты превратились в своего рода спорт, лишенный личностной вовлеченности. Но снятие запретов, культ секса влечет за собой утрату остроты переживания. То, что общедоступно, не может стать предметом страсти. Ломка традиционных норм сексуального поведения в условиях культа потребления обесценивает близость.

Расцвет порнографии, рост сексуального натурализма в беллетристике довершают картину воздействие на воображение оказывается таким, что реальное поведение кажется бледным и непривлекательным. В результате происходит чисто внешняя сексуализация современного человека, сопровождающаяся вялостью фантазии и инстинктивного порыва. Где же выход? На Западе 15-20 лет назад превозносились новые формы семьи - так называемый открытый т. е. временный брак, совместные супружеские внебрачные связи обмен женами, групповой секс в коммунах с общим ведением хозяйства и совместным воспитанием детей.

Радикальные феминистки носились с лозунгом Смерть мужчинам! И даже серьезные ученые высказывали предположение о возможной гинеконцентристской картине мира, где именно женщина будет играть главную роль. Такой взгляд базируется на признании большей универсальности женщины, в силу чего она способна успешно войти в любую роль и соответственно обучаться искусству учиться, что требуется особенно теперь в связи с развитием научно-технической революции природного атавизма, благодаря которому она более гибка и устойчива перед давлением отчуждающих факторов и тем самым способна обладать более высокой степенью человеческой свободы.

Однако жизнь опровергла все эти упования. Новые формы брака оказались не просто недолговечными, они привели к крушению супружества, к деградации личности у тех, кто имел подобную практику. Чума XX века - СПИД - тоже внесла свое веское суждение. Воинственные клики феминисток приумолкли. Ныне литература о семье все чаще апеллирует к тем достижениям естественнонаучного знания, которые свидетельствуют о значении прочного союза мужчины и женщины как составных структурных частей единой системы, в которой традиционные различия мужской и женской роли коренятся в биологических основах половой дифференциации и т. д. Но главное состоит в том, что подавляющее большинство мужчин и женщин как на Западе, так и у нас в стране ориентированы на прочную, стабильную и счастливую семью. Установку на любовь, доверие и взаимопонимание обнаруживают не только молодые люди, но и все, кто переживает в своем браке те или иные проблемы.

На Западе четко выражен спад сексуальной революции.

Ныне явно обозначился поворот к традиционным семейным ценностям - к любви, верности и преданности, к уважению в разделении супружеских и родительских функций и т. д но с сохранением позитивных завоеваний сексуальной революции - в первую очередь права женщины на радостный союз с мужчиной. В оздоровлении семьи призвано сыграть свою роль половое воспитание.

Именно в эпоху сексуальной революции получили быстрое развитие те отрасли знания, которые изучают проблемы брака и семьи стало быстро развиваться комплексное изучение полового поведения, возникла новая наука - сексология, изначально включающая в себя не только медицинский, но и социокультурный аспект. Наука вторглась в сферу полового просвещения и воспитания, развились методы психотерапевтической помощи семье.

Каким должно быть половое воспитание? На Западе, где уже много лет существуют специальные курсы, речь идет в первую очередь о половом просвещении, о знании фактической стороны дела. В Швеции, например, с середины 50-х годов создана единая государственная программа полового просвещения в школе, где детям 5-10 лет рассказывают, откуда берутся дети, о различиях между полами, о внутриутробном развитии и родах в 11-12 лет - о строении и функциях гениталий, о сексуальных отправлениях, их норме и патологии, их границах в 14-16 лет ребята более подробно узнают о половой жизни, венерических болезнях, предупреждении беременности, внебрачных детях и т. д. В 17-20 лет речь идет об этических и социальных проблемах половой жизни, о задачах воспитания детей, о принципах создания семьи, причинах отклоняющегося поведения, о трудностях интимной жизни и т. д. Швеция была первой страной, вступившей в сексуальную революцию, когда в б0-е годы были сняты запреты на информацию в этой области, взрывообразно нарастали добрачные и внебрачные связи.

Каков был результат? Известный кинорежиссер Ингмар Бергман уже в конце 70-х гг. в многосерийном телефильме Сцены из супружеской жизни сценарий издан у нас показал, как просвещенные муж и жена, выросшие на новых стандартах, оказались удивительно неграмотными в интимной жизни, и им потребовались драматические разрывы и скандалы, прежде чем они поняли, что созданы друг для друга, и обрели способность вести себя соответствующим образом.

Знакомство с фактической стороной дела, с физиологией и техникой полового поведения необходимо, но недостаточно.

Оно необходимо потому, что способно предотвратить катастрофические неудачи, связанные с элементарной неосведомленностью. Оно может способствовать также выработке привычки обсуждать возникающие проблемы с партнером, что само по себе очень важно, потому что эти проблемы всегда касаются двоих и только вдвоем, сообща, при полной откровенности можно решить их. И квалифицированный врач-сексолог имеет дело не с одним пациентом, а всегда с парой, лечит и учит пару. Но знание - это полдела.

Многознание уму не научает, говорили в древности. Мы много знаем признавался один из западных сексологов но ничего не понимаем. Интимную жизнь нельзя рассматривать только как физиологическую проблему, отвлекаясь от целостного облика человека, от образа его жизни, от более широкого круга его взаимоотношений и взаимозависимостей. Поведение мужчины и женщины в обыденных, житейских, семейных ситуациях - это тоже половое поведение, оказывающее влияние на всю жизнь семьи.

Здесь наше невежество безгранично. Среди мотивов разводов, как известно, преобладают аргументы - не сошлись характерами. Социологи указывают на психологическую гармонию в повседневной жизни как на базис или предпосылку брачной, в том числе интимной, гармонии. Много пишут и говорят об этом, но что это означает на деле, знает далеко не каждый. Люди неодинаковы не только по своим физическим сексуальным, но и психологическим характеристикам поэтому просто необходимо считаться с особенностями партнера и не стремиться подгонять его под свою мерку.

Далее, люди в той или иной степени сохраняют в себе реликты собственного детства. Это - прекрасная черта, когда она не подавлена еще в родительском доме либо в созданной человеком семье. Но и опасная, если она превалирует во взрослом человеке. Следует знать, что грубое искоренение идущих из детства импульсов к радости, творчеству, к эмоциональной раскованности не только обедняет жизнь семьи, но и ведет к отчуждению мужа от жены, детей от родителей.

Чувство вины, возникающее в таких ситуациях источник отклоняющегося поведения. Другая сторона медали состоит в подчас чрезмерном грузе привычек, взглядов и правил, привнесенных в новую жизнь из родительского дома. Эти правила, неизбежно разные и часто противоречивые, мешают по-настоящему сблизиться двум птенцам, вылетевшим из родительского гнезда. Конечно, воспроизводство правил родительского дома - это и воспроизводство традиции, играющей важную роль в смене поколений для стабильности культуры.

Человек крепко укоренен в своем родительском доме. Поэтому нельзя бесцеремонно разрушать идущие из детства любовь и преданность партнера образу родителей. Выяснение изъянов и взаимные попреки по их адресу бесперспективны, способны завести брак в тупик. Но и некритическое следование родительскому примеру одного из супругов вызывает напряженность в их отношениях. Следует стремиться к взаимной терпимости и терпению, к выработке совместной дистанции по отношению к родительским образцам и, что греха таить, к многочисленным родительским попыткам осуществлять скрупулезное руководство своими взрослыми детьми.

Как разделить авторитет и власть - еще один вопрос. И кто будет делить? Указы бессмысленны, повеления и запреты ушли в прошлое. Осознание проблемы - предпосылка ее решения. А позитивное ее решение возможно лишь тогда, когда в мужчине и женщине будет воспитана твердая моральная установка на необходимость сохранения равенства и взаимного уважения в браке, а также понимание того, что чувства и потребности других людей в том числе детей не менее важны, чем наши собственные.

Пришло время для сознательного устроения семейно-брачных отношений, пора отрешиться от дурных правил общения между полами на основе господства и подчинения. И в этом трудном процессе особую роль призваны играть женщины-матери. Воспитание разумного материнства - так стоит задача.

Дорогие женщины! Возможно, вы будете возмущаться, но мы повторим слова известного советского демографа Б. Урланиса Берегите мужчин! Именно вы! Берегите ваших мальчиков-сыновей от чрезмерной, исключительно женской опеки и власти воспитывайте его только вместе с отцом или другим мужчиной либо, на худой конец, культивируйте автономность и самостоятельность растущего в вашем доме будущего мужчины, ибо забота о том, как он обут, одет, как накормлен и каким наукам обучен, бледнеет перед тем, будет ли он счастлив во взрослой жизни со своей женой и детьми или он вообще будет лишен возможности их иметь к сожалению, таких случаев становится все больше. Ведь даже приматы, взращенные в изоляции, не способны к брачному поведению.

Не изолируйте ваших детей от семейного очага, непременным условием которого являются теплые отношения мужа и жены. Поэтому берегите также ваших мужей! Парадоксально, но факт сильный пол значительно уязвимее он нуждается в поощрении и поддержке, чтобы быть на высоте, в том числе и в интимных отношениях.

А сексуальный неудачник, вытесненный на периферию семьи муж и отец - потенциальный пьяница. Чтобы искоренить алкоголизм, нужно не только ограничить продажу спиртного и наказывать тех, кто в состоянии опьянения нарушает общественный порядок. Нужно устранить стимулы к пьянству, среди которых семейные неурядицы играют значительную роль. Самый сильный удар по мужскому достоинству - неспособность содержать семью. И если мы хотим видеть мужчину мужественным, мы должны предоставить ему такую возможность.

На Западе и в социалистических, и в капиталистических странах предусмотрены надбавки и не мизерные, а весьма солидные за каждого ребенка к окладу кормильца. Только при отсутствии такового надбавку за детей получает мать. Не секрет, что растет число внебрачных и рожденных в незарегистрированном браке детей - они должны иметь равные права с детьми, рожденными в формальном браке. Это - не только акт социальной справедливости, условие однородной социализации детей, но и способ обеспечить гражданственность отцовства для всех детей мужчины.

Мы даем медали и ордена многодетным матерям, оплачиваем отпуска роженицам, но не думаем о том, чтобы как-то поощрять отцов и расширять их участие в воспитании детей. Надо вернуть, хотя бы частично, мужчину в школу. До войны большинство учителей были мужчины. Сейчас школа - бабье царство кроме разве что учителя физкультуры и труда, и это отнюдь не способствует маскулинизации мальчиков, воспитанию будущих мужей и отцов.

Важный аспект полового просвещения и воспитания - юношеская сексуальность. В наш век всеобщей акселерации она проявляется довольно рано, значительно раньше, чем появляется возможность и необходимость основать семью. Что делать? Этот вопрос не только остается без ответа, но даже не произносится во всеуслышание. Каждый подросток решает эту проблему по-своему, не всегда лучшим образом, иногда с социально опасными последствиями. Вести откровенный разговор на трудную тему мешают ханжеские предрассудки.

Не надо запугивать подростков мнимыми ужасами мастурбации ничего противоестественного и губительного для организма в этом нет. Желательно, однако, устранить из жизни отрочества слишком сильные сексуальные раздражители современная рок-культура, увы, работает в обратном направлении. В разумно организованном обществе общение полов осуществляется в рамках устойчивого, заключаемого по любви брака при полной интимности отношений.

Вступающие в сексуальную жизнь приобретают необходимые знания из области физиологии, гигиены и психологии - здесь не может быть места ни предрассудкам, ни ханжеству. Вместе с тем нельзя забывать, что сексуальное просвещение еще не делает человека счастливым, оно делает его лишь более сведущим. Знание - только необходимая предпосылка для более широкого полового воспитания, призванного взрастить высокую сознательную культуру межличностного общения в этой области, которое предполагает взаимопонимание, уважение к интимному миру партнера, к его особенностям, потребностям, возможностям, осознание взаимной ответственности и самоограничения.

Все это формируется не только внешними нормами поведения, но главным образом внутренними потенциалами личности. Глубокое чувство при этом подразумевается. О последнем следует сказать особо. Альфа и омега прочного брака и подлинной близости, человеческой, возвышающей, одухотворенной, дающей подлинную радость взаимная любовь. Как рождается это чувство - тайна, как реализуется - таинство.

Здесь нет стандартов, здесь бессильна наука. Только искусство в какой-то мере приподнимает завесу над тем, что происходит в душе любящего. В какой-то мере - потому что каждое чувство индивидуально, уникально. Но способность к этому чувству может быть привита, воспитана. Умению реализовать его полноценно, в соответствии с природой человека можно научить. И, наконец, окружающие социальные условия могут способствовать гармоническому развитию этих человеческих потенций, а могут извратить их, превратить их в нечто чуждое.

В заключение коротко о церковном браке. Для гармоничной жизни семьи необходимы особая духовность и осознание святости брака и родительства. Религия на протяжении веков воспитывала эту духовность. Последние десятилетия у нас шла бессмысленная и саморазрушительная борьба с религиозными предрассудками, придумывались взамен венчания новые ритуалы, взамен крестин - октябрины. Сегодня мы, наконец, осознали силу и величие вековой народной традиции, перестройка принесла с собой терпимое, уважительное отношение к религии.

Изменилось отношение и к церковным обрядам. Все, что служит воспитанию представлений об ответственности вступающих в брак, о святости семейных обязательств, является благом. Но благом для семьи является также и свобода выбора формы освящения брачного союза. В конце концов ведь не сама по себе форма - светская или церковная - заключения брака делает семью счастливой. Обряд - акт единовременный, в то время как семейное счастье - дело всей жизни.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения. Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов А ты сам. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его я. Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности.

Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность.

Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи. Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова. В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения.

Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом.

Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях.

Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению. Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи. Сегодня мало кто оспаривает тот факт, что ключевая роль в семье принадлежит женщине. Именно ее сознание, поведение, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней высокие требования.

Эта двойственность влияния профессиональной занятости женщин непосредственно переносится и на процесс воспитания. Однако положительные и отрицательные моменты данного воздействия зависят как от нравственно-психологического климата в семье, так и от личности матери, уровня ее образованности, общей культуры, авторитета у ребенка. Следовательно, есть семьи и профессии, где указанное влияние является положительным, но немало и таких речь идет о малоквалифицированном труде, где профессиональная работа матери приносит больше вреда, чем пользы Харчев А.Г Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья.

Л 1991. Огромна роль женщины как организатора семьи, как хранительницы семейного очага в самом лучшем смысле этого слова. Не следует забывать того обстоятельства отмечает В.А. Сысенко что юноши и девушки наследуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций.

Здесь действуют законы социального наследования Сысенко В.А. Отцы и дети Социологические исследования. 1986. 2. С. 100. Умение строить семью - особый дар женщины. В настоящее время, как показывают исследования, никогда не ссорится примерно только четверть семей Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования Социологические исследования. 1987. 1. С.72 Но сравнительно широкая распространенность ссор и конфликтов говорит о том, сколь велико для функционирования семьи умение не обострять, а преодолевать ссоры, т.е. созидать, формировать культуру супружеских взаимоотношений, которую надо целенаправленно воспитывать и в семье, и в школе.

Культурой же определяется и отношение супругов к самому воспитанию детей, в частности понимание смысла и значения нравственного воспитания в формировании личности. В настоящее время для того, чтобы обеспечить рациональное сочетание ролей матери, работницы, хозяйки, в стране осуществлен ряд мер, направленных на облегчение положения женщин, совмещающих профессиональный труд и материнство, на помощь в воспитании детей и выполнении родительских обязанностей, усиление психологической и педагогической помощи.

Это привело к некоторым положительным сдвигам. Однако до сих пор не решен вопрос о неполном рабочем дне для матерей или о сокращенной рабочей неделе, слабо развита помощь на дому. Все еще дебатируется возможность оплачиваемого отпуска женщинам-матерям по уходу за ребенком до достижения им двух-трех лет, а также число оплачиваемых дней при болезни ребенка.

До сих пор полностью не удовлетворена потребность населения в детских дошкольных учреждениях. Вместе с тем как мировой, так и отечественный опыт убеждает, что рост благосостояния не ведет к автоматическому росту эффективности семейного воспитания. Более того, улучшившиеся материальные возможности семьи нередко используются, и особенно матерью, в ущерб нравственному развитию детей, усиливая у них иждивенческие настроения, формируя пренебрежение к труду - главной сфере связи человека с обществом, а следовательно, и главному источнику трудовой морали, определяющей весь образ жизни человека.

Иначе говоря, и матери должны получать подготовку к самостоятельной жизни. Речь идет о том, чтобы превратить семью из объекта постоянной заботы только одной женщины в тесный союз людей, каждый из которых вносит свою лепту в строительство семейного очага. Глава 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология семьи, брака и пути их укрепления

Семья всегда сверхзначима. Ей какой бы она ни была - мы обязаны своим появлением на свет и личностным… С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение семьи не только задает отчужденность в подтексте, но…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Брак и семья сегодня

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кризис современной семьи
Кризис современной семьи. Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое из

Пути возрождения и укрепления семьи
Пути возрождения и укрепления семьи. Впечатление, что сегодняшние конфликты, большие и малые катастрофы обрушились на нас внезапно, как слепая лавина, обманчиво. Их истоки - в той тоталитарной сист

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги