рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий

Работа сделанна в 2001 году

Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий - Дипломная Работа, раздел Социология, - 2001 год - Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий Теоретико-Методологические Традиции Изучения Межпоколенных Взаимодействий. Жи...

Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий. Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью.

Он включает в себя такие фазы жизни, как детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли- ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность- это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости- когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.

В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться. Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен. Т.А. Бернштам, анализируя периодизацию жизненного цикла в русском крестьянском обществе начала ХХ века, отмечала наличие трех основных фаз начала, середины и конца.

Им соответствовали три возрастные категории- дети, взрослые, старики. Однако в локальных традициях отмечалось разное число категорий, не выделяя основных и переходных от двух дети и взрослые до пяти дети, подростки, молодежь, взрослые и старики. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ века. Половозрастной аспект традиционной культуры АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.

Л. Наука, 1988. С. 24-25. В. Белов отмечает отсутствие четкого разделения между возрастами все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и врастают друг в друга. Белов В. Лад Избр. Произв. М 1984. Т.3. С.99. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастало в юность в течении нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью была женитьба.

Жизнь в старческих воспоминаниях неизменно делилась на две половины до свадьбы и после свадьбы. Сразу, после свадьбы резко менялся весь уклад и быт человека. Главенство от отца к старшему сыну переходило не сразу, а по мере старения отца и накопления у сына хозяйственного опыта. Главенство как бы понемногу переливается от поколения к поколению. То же самое происходит и на женской половине дома. Молодая хозяйка становится с годами главной у печи, а значит и большухой. Это происходило постепенно, поскольку свекровь старела и выполнять тяжелую физическую работу уже не могла.

Так проходя по очереди все этапы, человек плавно, постепенно, совсем незаметно приближается к своей старости. Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст.

Артур Шопенгауер в Афоризмах житейской мудрости, в главе о различии возрастов, формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М. Советский писатель, 1990. С.203-230. На фоне перечисления негативных свойств старости убывают жизненные силы, слабеет жизнерадостность, хмурая серьезность вытесняет юношеский задор и уверенность, ускоряется течение жизни, падает восприимчивость к внешнему миру, автор фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости люди более умело оберегают себя от несчастий, способны наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем, старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от треволнений юности. Отмечаются существование, как отдельных преимуществ, так и недостатков на определенном возрастном этапе.

Абсолютных преимуществ или недостатков не существует.

Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности удельная доля старости составляет ј часть жизни. В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными 40-60- средний возраст 60-75-пожилой возраст 75-90-старческий возраст свыше 90- долгожители.

Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов Сарат.гос. техн. ун-т.1999.С.26 Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования. Биологическим и социальным аспектом своего существования, социальной старостью. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества.

Как таковая она представлена соответствующей возрастной социально демографической группой поколением стариков. В понимании сущностной природы и, соответственно поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два отличных подхода, функциональный и хронологический.

Функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости.

Социс.2001. 4. С.61-64. Хронологический подход, складывается в условиях индустриально-развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введение строго формализованного возрастного порога старости. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость паспортная - характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной границы старости, но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Реальная старость характеризуется наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего порог старости человека. Причем характер этих сдвигов зависит от того, какой образ жизни имел место в предшествующие годы. Термин возраст употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций 1 Индивидуальное развитие. 2 Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества. 3 Возрастной символизм.

Временные аспекты индивидуального человека реализуются в его временных характеристиках. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в терминах возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений. Понятие возраст выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста.

В толковом словаре С. Ожегова поколение -это родственники одной степени родства по отношению к общему предку во-вторых, -одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн. Преемственность поколений как социологическая проблема.

М. 1973. С.20-24. Наиболее полно раскрывает понятие поколение И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия - степень происхождения от общего предка генеалогическое поколение - сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. Кон. И.С. Социология личности.

М 1967. С.109. Понятие поколение включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразного субъекта, мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно подчеркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на вещи. Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей, особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованьями - национальными, половыми и классовыми. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни Социально-политический журнал. 1995. 4. С.118. Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков.

Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен. Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей содержится в проекте Апеля и его школы. Этот проект содержит обоснование этики дискурса, т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно этика дискурса ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию.

Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим либо обучении младших. Как было выяснено ранее, поколение -это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Взаимосвязь поколений зависит от исторических условий, поэтому рассмотрим историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении- к улучшению. Однако - это не так. После периодов с этой точки зрения очень неблагоприятных, приходят периоды весьма благоприятные, чтобы, в свою очередь, уступить место периодам более или менее неблагоприятным.

На этом фоне можно понять опасение, неоднократно высказывавшееся А.Сови, по поводу возможного возврата самого худшего, а именно - тенденции к физическому уничтожению стариков. Старость Популярный справочник. Под ред. К.Н. Яцинина. -М. Большая. Российская. Энциклопедия. 1996. В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания.

На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытной орде. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков.

П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, существовавшими за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.

Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. М.Э. Елютина. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов.1999. С.53. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни.

В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы -воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи дикости, варварства и цивилизации. Л.Г. Морган огласил постулат, что все великие эпохи прогресса человечества совпадают - более или менее непосредственно - с эпохами расширения источников существования. Старость популярный справочник. Под ред. К.Н. Яцинина М. Большая. Российская.

Энциклопедия, 1996. С. В соответствии с этим он делил две первые эпохи, то есть эпоху дикости и эпоху варварства, на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший уровень. Уничтожение стариков прекращается на среднем уровне эпохи дикости. Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня. Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством.

Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени. Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением.

Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения. Сократ ценил беседы со старыми людьми из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти.

В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе.

Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума.

Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией.

Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности триумф старости - в древней Элладе и античном Риме. Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства. Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди. Авторитет, которым пользовались старые люди в Греции, имел давнюю традицию еще легендарный греческий законодатель Солон заполнял высшие судебные инстанции старыми людьми.

Мудрость, авторитет, здравые осмысленные решения - эти качества, древние римляне видели в пожилых людях. Если бы эти качества не были свойственны старикам, то римляне не называли бы свой высший государственный совет сенатом от латинских слов старый, старец. Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста.

Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества. Дело в том, что в те давние времена забота о старых людях, принимавшая, как правило, семейные формы, основывались не на осознании старости как возраста, требующего помощи и поддержки со стороны общества, а на полурелигиозном преклонении перед ними, якобы вследствие одного своего возраста осененных мудростью и религиозным благочестием.

Гордин В.Э. Чем старость обеспечим. М. 1988. С.20. В Древнем Риме воспитанием детей в основном занималась семья. Пока ребенок был маленьким, его воспитывала мать, затем отец, позже, когда подросток начинал участвовать в общественной жизни, им обычно руководил личный друг или патрон семьи.

В эпоху возрождения функции семьи ограничивались воспроизводством нового поколения, передачей нажитого имущества и фамильного имени. Общество, в Средневековье, будущее не связывало с детьми. В эпоху Просвещения семье вновь вменяется в обязанности заботиться и воспитывать своих детей. Римский поэт Овидий 43 г. до н. э 17 н.э. сетовал на перемены, происходящие в нравах, поскольку как о он пишет, велико когда-то было почтение к седой голове и в подобающем уважении были старческие морщины. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим.

М. 1988.С.22. Технический прогресс XVIII в. обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Долго сохранявшийся престиж старости начал рушиться с развитием индустрии. В XIX веке в результате двух революций - промышленной и демографической - ряды людей преклонного возраста стали увеличиваться, но одновременно позиции их начали слабеть. Погоня за максимальной прибылью становиться целью всех начинаний и решений деловых людей и промышленников.

Их идеология приговаривает еще нестарых людей к потере работы и нужде. Согласно справедливому замечанию С. Балуева, их выкидывают за борт общества и приговаривают к безработице в том возрасте, когда человек достигает полного расцвета своих физических и умственных сил, когда благодаря полученному опыту его работа становится наиболее производительной и когда доставляет ему максимум удовлетворения. Старость Популярный справочник. Под ред. К. Н. Яцинина М. Большая.

Российская. Энциклопедия,1996. С.15. Промышленная революция отдала бразды правления молодым, то есть возникает роль молодежи в обществе, так как НТР стремительно изменяет общественные реалии, к чему молодое поколение адаптируется гораздо быстрее. Старики остались на обочине общественной жизни в силу возрастного консерватизма, не в силах адаптироваться к быстро меняющимся реалиям. Неодинаковое положение различных возрастных когорт в общественной жизни, в свою очередь чревато возникновением между ними социального конфликта. В периоды революционных перемен в общественной жизни эти противоречия значительно обостряются.

Пожилые люди утратили былую экономическую власть, а всеобщее избирательное право лишило их политического главенства. В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям.

Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды. В разные исторические периоды существовали различные модели отношения к старым людям.

Уважение к седой старине - характерная черта русской национальной традиции. В.В. Колесов отмечает, что Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту. Согласно летописи, в Древней Руси старцы говорили от лица племени, в городе также обычно выступали вперед старцы градстии. Возрастная и социальные характеристики лица в смысловом отношении при этом полностью совпадали. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л. Ленинград. ун-т, 1986. С.89. Большое влияние на решение веча в русских городах, сменивших их земских соборов, а также деревенских сходов оказывало мнение пожилых людей.

Главный голос принадлежал пожилым людям. Уважительное отношение к пожилым людям на Руси было связано с наличием такой социальной единицы, как община. Община являлась самостоятельной и замкнутой структурой, воспроизводящей и передающей свой групповой опыт. Определяющими в решении многих нравственных и общественных вопросов были ссылки на обычаи предков.

Обычай был одним из рычагов социального контроля членов общины. Опыт и знания предшествующих поколений, признавались опорой в жизни и считались изначальной точкой отсчета в шкале нравственных ценностей. Для крестьянина ссылка на действия и права его прадеда, деда или отца имела статус бесспорного доказательства. Передаваемый из поколения в поколение социальный опыт, постоянно обогащавшийся и развивающийся, имел огромное значение.

Приверженность традициям отражалось на повседневной жизни молодого поколения, включая и способы ведения хозяйства, и формы поселений, и навыки мысли, и способы специального обучения и наставления. Жизнь сыновей мало, чем отличалась от жизни отцов и даже дедов. Темп социальных изменений был незначительный. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов Сарат.гос.ун-т. 1999. Традиции это господствовавшие представления, связанные с культом предков.

В соответствии с ними старшие обладали мистической властью, используя которую они могли определить судьбу младших родственников. Существовали запреты, которые четко разграничивали поведение старших и младших. Например, табу запреты часто принимали форму избегания. Они ограничивали обрядовые контакты между старшими и младшими и жестко регламентировали поведение одних относительно других. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия.

Саратов Сарат.гос.ун-т. 1999. Например, племяннику могло быть запрещено даже прикасаться к дяде брату матери. Регламентация касалась и вербального поведения. В частности, младший не имел права заговаривать первым. Ему также нередко запрещалось жевать, курить, плевать, а в разговоре со старшими он обязан был использовать только наиболее вежливые обращения и выражения. Укоренившееся уважение к старым людям связано и с особенностями эволюции семьи у славян. В Древней Руси, а позже в России очень долго сохранялись многопоколенные семьи.

Это способствовало сохранению иерархических отношений, при которых старшие оказывались доминирующей фигурой над домочадцами. Отец семейства был главой семьи, и сохранял обычаи и традиции своих предков, что приносило ему уважение и создавало, установку на повиновение ему. Глава семьи, большак в вопросах обрядности и религиозной идеологии воспринимался остальными членами как последняя инстанция. Младшие члены семьи проявляли чуткость и отзывчивость к старикам, это обуславливалось особенностями реализуемой ими социализирующей роли. Обычно старики, больше чем кто-либо из окружения родственников, удовлетворяли духовные потребности детей рассказывали им сказки, притчи, мифологические предания.

Они заботились о детях, выполняя каждодневную работу по дому, поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь окружающих взрослых, практически не прибегая к наказаниям. А.А. Коринфский отмечает Старики являются на Руси хранителями всевозможных заветов былого - минувшего.

Они же - и памятливые сказатели всех сказаний. Многие из этих последних давным-давно вымерли бы, если бы не собиратели, подслушавшие их из уст, отходивших на вечный покой патриархов. Песни не знает - не молод, сказки не расскажет - не старик Коринфский А.А. Народная Русь Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М. Моск. Рабочий, 1994. В крестьянской семье на Руси основной гарантией обеспеченной старости являлось наличие детей, прежде всего мужского пола Сына корми - себе пригодится дочь корми - людям снадобится - советовала русская пословица. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим М 1998.С.31. Поэтому бобыль, бобылка были обречены на нищую старость. В старообрядческих общинах молодежь говорила обо всем старшем поколении, включая собственных родителей отцы. Символами дед и бабка лишь в самое позднее время изредка называли стариков родственников.

Старообрядчество констатировало преклонение перед старостью.

В основе отношения к старикам существовало несколько моделей старости, укорененных в нравственном миропонимании русского народа Модель старца -пустынника, старца -странника, старика - руководителя общины. Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Саратов Сарат. гос. техн. ун-т.1999. С.16. В основе модели старца - пустынника лежит образ мудрого старика, дистанцированного от сиюминутных треволнений, сконцентрировавшегося на главных, непреходящих ценностях, дающего советы.

Модель старца - странника характеризует склонность к физическому и духовному странничеству. Обязательные составляющие образа старца- странника были физическая или социальная ущербность, как знаки его старческого статуса. Н. Бердяев отмечает, что странничество составляет сущностную черту русского характера. Модель старика- руководителя общины фиксирует доминирующую фигуру патриарха, как в социальном пространстве общины, так и во внутрисемейных отношениях. Преемственность поколений не всегда идет по восходящей линии.

Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену.

Есть интересные сведения о доминировании молодежи в русской традиционной культуре, в частности при решении важных мирских дел. Например, в середине Х1Х в. молодые крестьяне более решительно боролись за общекрестьянские интересы. Вес, который имела молодежь в традиционной общине, объясняется, по-видимому, военизированным характером русского государства, в котором верховная власть всегда опиралась, прежде всего, на армию, состоявшую из молодежи.

Если сказать иначе, то власть издавна старалась вырвать молодежь из-под влияния традиционного сектора, привлечь на свою сторону и с помощью этой военной молодежи воздействовать на народные массы. Исторические данные свидетельствуют о том, что молодежь, призванная на военную службу, игнорировала традиционные нормы поведения, предписывающие подчинение старшим. Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода.

Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими. В результате городская культура попала под мощное влияние революционной интеллигенции. В городской культуре данного времени доминировали молодежные ценности.

Молодежь впитывала с образованием западные культурные ценности и начинала свысока смотреть на ту культуру, носителями которой являлось старшее поколение. В социологической литературе имеются два полюса трактовки межпоколенных отношений. 1 В современном обществе существует большая разница между поколениями и этот доходящий до противоположности разрыв увеличивается. 2 Представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Встречается также точка зрения, согласно которой подобные взгляды на взаимоотношения поколений существует лишь в спекулятивных глобальных теориях. Данную точку зрения опровергают эмпирические исследования, которые показывают, что межпоколенные отношения являются отношениями селективной преемственности. История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями.

Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего.

Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется образ каждого поколения. В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского. В европейской литературе такого безумного противостояния не было. Конфликты конечно были, то есть каждое новое историческое поколение, как и положено ему, начинало новый этап жизни общества, говорили что-то новое, формировали и формулировали какие-то новые ценности, но не было этого страшного, когда отцы вырубались детьми.

В. Кантор говорит, что это происходило потому, что каждое новое поколение России получало своего европейского бога, отношение к которому было как к языческому идолу. Сначала были гегельянцы, потом шеллингианцы, Маркс, Мах, Фрейд. И каждое новое поколение воспринимало новую идеологию как откровение, единственную истину, поэтому, естественно, предшествующее поколение оказывалось не только естественно-биологическим соперником в пространстве жизни, но и идеологическим противником. Гамлет мстит за отца, а Дмитрий Карамазов - отца - убивает.

По мнению В. Кантора, проблема поколений, достаточно спокойная, взрывающаяся лишь в периоды катаклизмов - например, в Европе 60-х годов, в России всегда в состоянии готовности к взрыву. Преемственность поколений круглый стол Человек. 5.С.43. Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков. В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое.

Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед. Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет свою картину мира общепринятой.

Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которым очень много места уделено во второй главе данной работы Семья очень важна как для молодого поколения так и для поколения пожилых. Она является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- стартовой площадкой на раннем этапе жизни и последним прибежищем в позднем возрасте.

Старшее поколение в России Современная ситуация. Россия и современный мир.2000. 2 27 . С.43. Семья выполняет ряд важных социальных функций таких как -воспитательная социализация молодого поколения , -функция духовного общения, -социально-статусная предоставляет определенный социальный статус членам семьи досуговая взаимообогащение интересов эмоциональная получение психологической защиты, эмоциональной поддержки. В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время.

В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях.

Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение растождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни.

Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье конфликт поколений решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах физическом, эмоциональном и экономическом.

Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает желание оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством. И в большинстве случаев желает жить раздельно со своими родственниками. Подведем итоги данного параграфа. В разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций, историческими прецедентами.

Существование различных моделей отношения к старым людям в разные исторические периоды, у разных народов не исключает восприятие старика как иного, другого со всей амбивалентностью, которую содержит это понятие он одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными. В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменны.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений 1 в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается 2 представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему из традиционно почтительного в нетрадиционное, осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Наблюдаются существенные различия в ценностных ориентациях пожилого и молодого поколений, которые влияют на их взаимоотношения в семье.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие отцов и детей. Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни.

Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, культурно - исторический смысл, которых высвечивается отношением к традиции - отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура, может развиться лишь опираясь на традиции.

Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. 1.2. Межпоколенная трансмиссия культуры генезис содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим поколением и молодежью. Проблема старения представляет собой совершенно новый социальный феномен, с которым человечество столкнулось лишь в ХХ веке, особенно в последние его десятилетия.

Старость как феномен социальной жизни долгое время находился ниже порога социальных интересов. С увеличением продолжительности жизни пришло осознание старости. Возникла необходимость в социальном анализе старения. Существуют различные подходы 1.Онтологическая реальность, в ее основе находятся закономерности определенной фазы онтогенеза, набор процессов, связанных с физиологическими изменениями в организме, социальной адаптацией к новому статусу и ролевым ожиданиям. 2.Старость анализируется как социокультурный феномен.

Включает в себя определение социально-возрастных границ, влияние социально-политических факторов на развитие геронтологических традиций, анализ ценностно-этических норм в отношении к старым людям, системы возрастного символизма, связанной с особенностями социальной структуры общества. Феномен старения интересовал людей с незапамятных времен. Суждения о старости и смерти встречаются у многих мыслителей прошлого.

Цицерон размышляя о причинах пессимистических взглядов на старость, говорил Когда я думаю о старости, я вижу четыре причины, из-за которых мы по привычке считаем ее несчастным периодом нашей жизни она отстраняет нас от активной жизни, ослабляет наши физиологические силы, лишает нас чувственных удовольствий и приближает смерть .224 Старость популярный справочник. Под ред. Яцинина. М. Большая Российская энц-я.1996. С.15.4 Мысли Цицерона, высказанные свыше две тысячи лет назад по поводу причин негативной оценки старости, выдержали испытание временем лучше, чем его похвала старости.

В истории развития человечества длительное время старость рассматривалась как симптом и выражение отмирания, затухания всех жизненных процессов. Старость представлялась в неразрывной связи со смертью как начало конца, неспособное дать человеку позитивную силу.225 Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореф. дис. д. с. н. Саратов Сарат. гос. техн. ун-т.1999.С10. 5 С увеличением продолжительности жизни, возрастанием исследований по геронтологии, социологии и психологии пришло осознание старости не просто как органического умирания, а как новой длительной жизни, полной драматических противоречий.

За начало старости в геронтологии принят возраст 65 лет. Старость является не статичным состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфичными изменениями условий жизни, многие из которых, к сожалению, имеют негативную окраску.

К ним принадлежат изменения физических возможностей, утрата общественного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение функции в семье, смерть или угроза утраты, близких людей, ухудшение экономических условий жизни, необходимость приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Существуют, разумеется, и позитивные стороны изменения жизненной ситуации наличие большого количества свободного времени, возможность свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям и хобби, освобождение от необходимости общественного соперничества и борьбы за свое положение. Старому человеку приходится радикально перестраивать свою жизнь изменять свой образ жизни, стереотип поведения, принимать на себя новую социальную роль, правильно реагировать на требования окружения, изменять свое самовосприятие.

Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картины мира. Если человек чувствует себя беспомощным, бесполезным и слабым, то окружение превращается для него в арену действия враждебных сил, источник угрозы и страха. Эти представления значительно обусловлены культурологически.

Так как в нашем обществе старым человек вынужден стать в момент окончания профессиональной деятельности, то в нашей культуре очень большое значение приобретает умение найти ей замену либо продолжать ее в целях сохранения активности и чувства общественной пользы. Однако в силу некоторых причин физиологические проявления старости, стереотипы в сознании окружающих и сложные условия экономической ситуации в России возможностей проявить себя в этой сфере деятельности для пожилых людей становится все меньше.

Поскольку перемены на рынке труда, рост безработицы изменяет требования к качеству рабочей силы. Повышение спроса со стороны работодателей на квалифицированные кадры изменяет состав безработных в зависимости от уровня образования. Революция в сфере образования, которая предполагает всеобщее и углубленное обучение молодежи, дает в результате новые поколения работников в интеллектуальном смысле выше прежних поколений.

Этот фактор тяжело влияет на положение пожилых людей в сфере производства. Бурный прогресс науки и техники, когда качественные перевороты происходят в сроки, более короткие, чем жизнь одного поколения, неимоверное ускорение темпов всей социализации на первый план выдвигают такие качества личности, как восприимчивость к новому, энергичность, творческая мощь, физическая выносливость и т.д что более свойственно молодым людям.

Погоня за максимальной прибылью становится целью всех начинаний и решений деловых людей, а такая идеология заставляет расставаться с работником, которого уже достаточно использовали. Появляется неприязнь к старым людям которая укрепляется под влиянием радикальных и быстрых преобразований в области технологии производства, за которым пожилым людям трудно поспевать. Социальный регресс становится уделом стариков, это делает старость обесцененным периодом жизни. Отличие нашего современного общества от традиционных обществ, ориентировавшихся на авторитет предков и стабильность, состоит в глобальной устремленности в будущее.

Современный человек структурируя и переструктурируя свое будущее не находит в нем места старости. Однако современная цивилизация характеризуется ускорением процесса постарения общества. Постарение населения является приметой нашего времени и носит прогрессивный характер. Люди старше 60 лет являются самой быстро растущей группой населения.

Если в 1989 году они составляли 15,3 населения страны, то к 1998 году доля выросла до 17,6 Ожидается, что к 2015 году доля пожилых повысится до 20,5 . Для наглядности процесс постарения населения отражен в виде диаграммы см. приложение. Поэтому к 2015 году среди неработающих будут преобладать люди старше 60-ти лет. В настоящее время пожилых в России меньше, чем детей до 15 лет, но специалисты ожидают, что уже с 2000 года доля людей старше 60 лет превысит долю детей младше 15 лет, и в дальнейшем, это превышение будет расти.226 Старшее поколение в России Современная ситуация.

Россия и современный мир.2000. 2 27 . С.36-38.6 В России процесс постарения начался намного позже, чем в большинстве западноевропейских стран, в которых он идет примерно с конца прошлого века, однако с середины 60-х годов ХХ века протекал интенсивнее, чем на Западе. В России старение населения выражено не столь явно как в других странах. В числе причин постарения населения отмечают сокращение рождаемости, рост смертности населения в трудоспособном возрасте, увеличение показателей средней предстоящей продолжительности жизни.

Процесс постарения населения вызывает серьезные демографические, экономические, общественные, социопсихологические, культурные последствия. Демографы, прежде всего, обращают внимание на тот факт, что прогрессирующее старение населения приводит к изменению его возрастной структуры. Это вызывает радикальные изменения между тремя основными группами населения, а именно производительного, допроизводительного и послепроизводительного возраста.

Сторонники пессимистической модели стареющего возраста указывают на увеличение нагрузки на трудоспособное население по содержанию нетрудоспособных граждан, на затруднения при внедрении нововведений из-за инновационной непластичности пожилых людей. К. Джини считал, что старение населения является источником возникновения существенных конфликтов, поскольку люди пожилого возраста являются более или менее профессионально пассивными и поэтому с экономической точки зрения становятся для народа увеличивающейся со дня на день тяжелой обузой.227 Старость популярный справочник Под ред. Яцинина.

М. Большая Российская энц-я.1996.С.24.7 Это понятие обуза не может не вызвать возражения. Так как это понятие применяется к людям, которым общество обязано своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие.

Работа людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В начале нынешнего столетия в социальной культуре общества произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки.

Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как Старческая преступность, проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность.

Это, а также изолированность и отчужденность стариков приводит к распространению суицида среди них. Эта проблема особенно актуальна в России. Среди факторов, влияющих на социальный статус пожилых, отмечается разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодых поколений и усилению геронтофобной установки в массовом сознании. Геронтофобия- это боязнь старости, негативное отношение к пожилым. Дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, направленность сознания наших людей на выживание все это влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых людей.

Молодое поколение не имеет ясного представления об их жизни и часто драматизирует социальное положение пожилых, в противовес своему собственному мнению, тем самым, порождая стереотипы. Социальный стереотип от греч.stereos - твердый и typos - отпечаток - стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте.228 Российская социологическая энц-я. Под ред. Г.В. Осипова. М. Норма-инфо , 1998.8 Социальные стереотипы являются выражением социальных установок и выполняют функции регуляции и интеграции в жизнедеятельности индивида и социальной общности.

Социальный стереотип - образ полярной по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий ни малейшего сомнения в его истинности побуждающий к строго однозначному действию. Стереотип может быть позитивным или негативным. Позитивный стереотип старого человека делает упор на жизненный опыт и мудрость старых людей, потребность уважения к ним и заботе. Негативный, если главный упор делается на производство, оценивая человека по тому, участвует ли он в нем. Тогда старого человека воспринимают как ненужного, а о его опыте говорят, что он устарел и неприменим.

Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, когда человека оценивают по тому, участвует он в производственной деятельности или нет, и рассматривают его, когда они слишком обобщены или явно неверны. Существующий в обществе негативный стереотип навязывает пожилым определенный стиль поведения в рамках формулы детство-зрелость, взрослость работа, старость-покой.

Общество создает стереотип старого человека, опирающийся в основном на крайние группы, черты которых затем приписывают всем пожилым. Американские геронтологи в современном обществе выделили такие стереотипы, как -Пенсионеры ведут себя пассивно так, как долго в своей жизни работали, а сейчас хотят отдыхать -Они зависимы от помощи и советов других. Эта зависимость естественным образом связана со старостью - Количество старых людей требующих помощи, больше чем их процент в обществе -Прекращение профессиональной деятельности означает отказ от общественных контактов и связывается у старого человека с чувством, что он стал изолированным и исключенным из общества -Подготовка к старости не нужна, так как старый человек должен отдыхать, читать, слушать радио и смотреть телевизор -Старые работники не подходят к новым технологиям, среди них больше несчастных случаев и они менее продуктивны.229 Старость популярный справочник.

Под ред. Яцинина.

М. Большая Российская энц-я.1996.С.36.9 К. Виктор выделяет целый набор стереотипов в отношении к пожилым людям 1 все старики похожи друг на друга 2 пожилые люди социально изолированы 3 большинство из них имеет слабое здоровье 4 увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин 5 большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими 6 в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней 7 старый человек не может учиться 8 умственные качества с возрастом ухудшаются.330 Виктор К. Старость в современном обществе руководство по социальной геронтологии Соврепенные исслед-я Реферативный сборник. М. РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994.С.41. 0 Как полагает К. Виктор, эти стереотипы рисуют ложную или сильно упрощенную картину старости и влияют на мироощущение пожилых людей.

Надо отметить, что существует некая разница представлений о старости у детей, молодежи и взрослых людей.

У детей обычно представление о старом человеке отождествляется с образом бабушки или дедушки. Они описывают старых людей согласно своим наблюдениям, а также информации полученной от старших. В описании присутствуют исключительно внешние черты седые волосы, морщинки, сгорбленность, медленная походка, иногда- использование палки при ходьбе. Дети старшего возраста описывают пожилого человека согласно его психологическим свойствам, занятиям и поведению. Молодежь склонна признавать за старыми людьми превосходство над молодостью.

Старый человек-это попросту более мудрый, чем молодой человек, его жизнь богаче, он опытен, это человек который очень много работал, а сейчас приходит пора его заслуженного отдыха. Но также множество молодых людей склонны считать, что молодость- это наивысшая ценность, ибо является возрастом работы, старый же человек уже не работоспособен, а значит, не нужен. Старшие возрастные группы старость ассоциируют с болезнью и с тем, что старым людям нужна помощь.

С возрастом, постепенно стереотип старости изменяется на более позитивный, так как человек чаще начинает размышлять о наступлении собственной старости. В современном российском обществе обнаруживается закоренелая устойчивость предрассудков связанных с отношением к старым людям. Предрассудок- это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам. Человеку, который находится во власти предрассудка, не нравятся те, кто не похож на него самого он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей он убежден в том, что они невежественны и опасны.

Самое ужасное в предрассудках для человека, по мнению П.Л. Бергера- то, что они могут сделать человека таким или заставить его стремиться быть таким, как рисует его предрассудок.331 Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетепичности. Саратов Сарат. гос. техн .ун-т.1997.1 Предрассудки формируются в пространстве культуры. Источники предрассудков многообразны они могут выражать сознание того, кто мы такие, и обеспечивать нам социальное признание могут защищать нас от тревоги, проистекающей из недостатка безопасности или внутреннего конфликта они также могут развивать интерес к самим себе, поддерживая то, что доставляет нам удовольствие и препятствует тому, что нам неприятно.

Существующие в обществе предрассудки зачастую служат основанием для возникновения социальных дистанций, отдаления поколений друг от друга. Также на дистанцированность поколений существенное влияние оказывает отсутствие информации о возрастных особенностях, консервирование негативного образа старости, активно поддерживаемое средствами массовой информации, содержательное изменение воспитательных функций старшего поколения.

Чтобы попытаться понять и определить самобытность этапа старости рассмотрим социогеронтологические теории.332 Елютина М.Э. Социогеронтологические теории Российский журнал социальной работы.1997. 2 6. С.9-15.2 Эти теории рассматривают старость как социальную проблему. 1. Теория социальной изоляции.

Здесь делается акцент на изменениях в организации жизни пожилого человека. В первую очередь, это связывают с выходом на пенсию, что характеризуется сворачиванием социальных связей и коммуникаций. Это связывают также с отделением от детей, которые приобрели самостоятельность, потерей близких и знакомых людей, изменением возрастных требований в семье и урбанистическим стилем жизни. Выход на пенсию это серьезный стресс для пожилого человека.

Была налажена жизнь, и все вдруг надо менять. Для этого периода жизни характерен феномен воскресенья и праздника. Именно в эти дни человек чувствует себя одиноким, ощущает свою ненужность и не занятость. Он находится в психологическом состоянии обостренного восприятия своей жизни, своего места в ней. Мужчины и женщины по-разному воспринимают выход на пенсию, так как это связано с различиями в стиле жизни обоих полов, сильнейшей идентификацией мужчин с профессиональной ролью, у женщин же- с тяжелой домашней работой и семейными обязанностями.

Часто после выхода на пенсию сразу возникают болезни. Отмечается необходимость новых адаптационных стратегий на финальном этапе жизни, способствующих овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критических моментов жизни пожилого человека. Английские психологи Адамс и Хопсон отмечают, что современное общество легко отторгает субъекта от определенной социальной группы и бросает его на произвол судьбы.

Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой совершается в три этапа - сегрегация отделение человека от прежнего окружения и разрыв с прошлым транзиция промежуточное состояние бесстатусности маргинальное состояние инкорпорация последующее включение индивида в социальную группу в новом качестве. В современном обществе человек застревает на этапе транзиции. Возникает вопрос Как адаптировать пожилого человека, чтобы он перешел на этап инкорпорации с наименьшими потерями? Такие институты культуры, как обряды перехода исповедь это психологический механизм адаптации человека к сложным условиям, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной, жизненной стадии. 2. Теория профилизации личности.

В ней анализируются, стиль жизни, позиции и социокультурные ориентации каждого человека. Проводится анализ индивидуальных реакций в пожилом возрасте. При этом сохранение жизненной активности рассматривается как позитивный фактор, подчеркивается, что люди с активными жизненными позициями готовы к изменениям и рассматривают их не как угрозу, а скорее как вызов своим возможностям.

Квиентистская позиция безучастие, пассивное отношение к окружающему часто оборачивается стремлением переложить свои проблемы на кого-то другого. В результате человек постоянно выражает чувство неудовольствия, начинает искать институты и учреждения, которые решили бы его проблемы. Отмечается существование преемственности жизненных стратегий. Человек не изменяется, просто с возрастом появляются черты которые скрывались в молодом возрасте. 3. Теория возрастных ценностных ассиметрий.

Ряд исследователей сосредотачивают свое внимание на анализе возрастных ценностных ассиметриях в обществе, речь идет о размерах и способах получения дохода, об открытости социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы. Авторы указывают на то, что пожилые люди дистанцированы от власти, богатства и престижа и занимают маргинальное положение.

Возрастная асимметрия проявляется в общественном сознании как смена приоритетов, связанных с упразднением позитивного образа респектабельной старости, престижа солидных манер пожилых и усилением значимости юношеских ценностей, спортивных игр и развлечений, преклонением перед культом богатства и успеха. В развитых странах пенсионеры являются наиболее платежеспособной группой с самым большим расходным капиталом. Они занимают значительное место в политике, имеют возможность путешествовать. Современный рынок на Западе ориентируется на пожилых людей.

Существует сеть магазинов, салонов красоты, кафе, которыми владеют пожилые люди, то есть рынок учитывает возрастающее количество пожилых людей, их интересы и потребности. 4. Теория взаимоотношения модусов времени. Согласно ей человек существует в трех измерениях, прошлое, настоящее и будущее. Жизнь человека постепенно меняется с возрастом, и ее ритм приобретает плавный характер, любые факты в жизни становятся событиями, а любые те или иные действия заранее планируются.

Любые нарушения приводят к состоянию психологической неудовлетворенности. Для представителей третьего возраста характерна прозрачность временных перегородок. Исследователи, которые изучали, обращенность к прошлому у пожилых людей выявили во - первых, что пожилые люди часто пересматривают и переоценивают свою прожитую жизнь во-вторых, у них постоянно спонтанно всплывают в сознании эпизоды давно прошедшего прошлого.

Возвращение в прошлое это попытка наполнения своей жизни смыслом, а также это попытка найти точку опоры в жизни. С возрастом убыстряется время, незаметно начинают мелькать дни, месяцы, годы. Сужается пространство будущего за счет расширения пространства прошлого. Биологи установили, что с возрастом активизируются структуры, которые отвечают за память. С кем-то поговорить, вспомнить прошлое - это психотерапия для пожилых. С помощью этого метода можно сохранить его внутренний мир от всевозможных деформаций и разрушений.

В Англии одной из новых форм работы с пожилыми людьми можно отметить организацию центра реминисценции воспоминаний, образованного в 1993 году на базе самодеятельного театра-студии в одном из районов Лондона. Цель его деятельности, это пробуждение у пожилых людей воспоминаний активизирующих их память. На основе интервью, взятых у стариков, драматурги пишут пьесы, которые потом ставятся артистами студии или по этим интервью издаются книги воспоминаний.

При центре организован музей предметов старины, отражающих культуру предшествующих поколений. Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасают от одиночества и депрессии. Исследования ученых-медиков показали, что пожилые люди, которые предаются воспоминаниям, менее апатичны и изолированы. Возвращаясь в прошлое, человек мысленно соприкасается с близкими дорогими людьми, явлениями, переживает положительные эмоции, связанные с собой. 5. Теория стигмы.

В ней проблемы старости интерпретируются как следствие неадекватного ее восприятия или навешивания ярлыков беспомощный, зависимый, бедный, слабый, больной. Человек привыкает к ним и начинает строить свою жизненную стратегию стигме. 6. Теории девиации. Их основой являются представления о некоторых нормах, пределах или идеалах развития личности. Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя рассматриваются как варианты отклоняющегося поведения.

Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление. Старость рассматривается как основное звено трансмиссии культуры. Здесь делаются интересные выводы об изменениях содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанных с процессами информатизации современного общества. Отношения между поколениями не сводится только к обмену информацией.

Происходит передача эмоционального настроя. Например, феномен - бабушкины сказки -большая ценность. Ребенок с помощью этого приобретает опыт эмоционального общения, происходит сотворчество молодых и старых. Но в настоящее время происходит его выпадение из воспитательного процесса, что в значительной мере обедняет эмоционально-нравственную сферу ребенка, способствует формированию душевного онемения. Тончайшие узы душевной близости и привязанности, авторитет старших, которые формируются только в процессе непосредственного тесного общения, значительно смогли бы предотвратить трагедии детских судеб, а также холодную старость, не согретую заботой и любовью детей и внуков. В российских семьях традиционная роль бабушки предстает в выполнении функции няни, нежели домашней воспитательницы.

Бабушки дедушки обычно не принимают жизненно важных для семьи решений, а в основном выполняют вспомогательные функции неоплачиваемого домашнего труда и ухода за ребенком.

Преобладает потребительская модель отношения к старшему поколению. Привилегией старости является наличие жизненного опыта. Опыт старшего поколения берется в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. От поколения к поколению транслируются определенные социальные программы, образцы поведения. Образцы поведения могут быть двух типов позитивные образцы и образцы запреты, которые фиксируют негативный опыт, предостерегающий от повторений. В настоящее время признак межпоколенной передачи опыта, который обычно связывался с понятием традиции, уже не является характерным, ибо они могут заменяться в рамках одного поколения. 7. Субкультурная теория старости.

Рассматривае

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

Проблема преемственности и конфликтов в отношениях отцов и детей может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и… Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит… В лучшем случае речь идет об абсолютно безразличном отношении как на государственном, так и на бытовом уровне.В таких…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Семья как институт социального наследования
Семья как институт социального наследования. Одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги