Идейные истоки

Идейные истоки. Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как животное политическое.

Взгляды Конта на вклад различных мыслителей в создание социологии изложены, в частности, в 47-й лекции его Курса 2, 225-286 . Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.

Первую значительную попытку целостного, основанного на духе универсальности рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ. Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным образом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, прославленного и рассудительного, он отмечает глубокий анализ разделения труда. Мудрый Тюрго, несомненно, также повлиял на контовское представление о прогрессе и предвосхитил его закон трех стадий, разделив культурный прогресс человечества на три стадии религиозную, спекулятивную и научную.

Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Конт признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки. Но особенно высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу де Местра и Кондорсе.

Стремясь соединить и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и революционный дух, он рассматривает концепции обоих мыслителей как взаимодополнительные. Главный социальный лозунг Конта Порядок и прогресс - опирается на идею порядка у де Местра и других традиционалистов, особенно де Бо-нальда и идею прогресса у Кондорсе, которого он считал своим духовным отцом. Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это решительно отрицал.

Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям, как различие критических и органических периодов в развитии общества идея прогресса значение науки, в особенности социальной, в современную эпоху роль индустриализма и индустриалов в современном и будущем обществе и т. д. Можно сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона.

Даже само выражение позитивная философия последний использовал еще в 1808 г т. е. задолго до основателя позитивной философии. У него же мы встречаем и тезисы впоследствии развитые Контом о том, что наука о человеке, социальная физика, или социальная физиология это часть общей науки она должна базироваться на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук. Еще до Конта Сен-Симон в Письмах женевского обитателя 1803 указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом 3, 130 . Сам жизненный и творческий маршрут Конта от проповедника новой науки к проповеднику новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона, в деятельности которого также различаются три периода научный, социально-реформаторский и период чувства и веры, в который он разрабатывал новое христианство. Но было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем Сен-Симона.

Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения.

Сен-Симон делает основной акцент на проблеме социального прогресса Конт, также веря в прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт - сторонник концентрации и централизации политической власти, социальной иерархии и субординации Сен-Симон, наоборот, предсказывает и обосновывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми.

Утверждая значение интеллектуальной реформы как необходимого условия реформы социальной, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в зародышевой, неразвернутой форме, это часто лишь отдельные высказывания, наброски концепций, но не сами концепции. У Конта, наоборот, те же идеи представлены в виде развернутых, систематических концепций и теорий. В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм даже в якобинском культе Разума он видел предвосхищение позитивизма и средневековый католицизм.

В последнем ему особенно импонировала идеология социально-иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее.

Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому создание позитивизма как синтетической мировоззренческой системы он начинает с пересмотра этих оснований. 3.