рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

От науки - к утопическому проектированию

От науки - к утопическому проектированию - Реферат, раздел Социология, Социология Огюста Конта От Науки - К Утопическому Проектированию. Подобно Многим Другим Социальным Мы...

От науки - к утопическому проектированию. Подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Конт любил пророчествовать, и эта любовь естественным образом вытекала из фатали-стской интерпретации социальных законов.

Сегодня одни его предсказания выглядят наивными и смешными, другие - основательными и провидческими. Не подтвердилась основополагающая вера Конта в то, что разработанная им вплоть до ритуальных деталей Религия Человечества станет религией человечества. Социальный режим, который он одновременно предсказывает и предлагает - социократия основан на строгой иерархии, субординации, точном исполнении предписанных функций. Подобные общества, небольшие по размеру будущие государства по размерам не должны превосходить Швейцарию или Бельгию и подчиненные единой церкви или Великому Существу человечеству, представляют собой нечто среднее между фаланстером Фурье и монастырем.

Не подтвердились такие предсказания Конта, как союз пролетариата и женщин, с одной стороны, и позитивизма - с другой исчезновение средних классов семейно-домашняя роль женщины и т. д. Вместе с тем проблема единства человечества, которую так энергично выражал Конт, и сегодня, в эпоху политических, межнациональных и межконфессиональных распрей, остается в высшей степени актуальной.

И хотя до общечеловеческого единства далеко, деятельность многочисленных всемирных и международных организаций свидетельствует о том, что мировое сообщество - не фикция. Конт был убежденным и активным сторонником мира, и межнационального, и межклассового. Наряду с Бернарденом де Сен-Пьером он первым отстаивал идею европейского дома наряду с Сен-Симоном он был одним из провозвестников наступления эры индустриализма он предсказывал процесс деколонизации и т. д. Пророчества у Конта незаметно перерастали в утопическое проектирование, и сам он, осознавая его в качестве такового, применял слово утопия к своим проектам 8, 275 . С предложениями об их осуществлении он обращается по самым различным и порой неожиданным адресам и к пролетариату Возникшее в Париже Общество пролетариев-позитивистов, последователей Конта, в 1870 г. было принято на правах секции в Интернационал.

Хотя Генеральный Совет Интернационала подверг резкой критике программу Общества, оно было принято с учетом его рабочего состава.

См. об этом письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от 19 марта 1870 г. 11,381 и к царю Николаю I, и к великому визирю Османской империи, стороннику европейской цивилизации Решид-паше, и к руководителям Ордена иезуитов. По-видимому, Конт считал утопии не только необходимыми для социальной практики вследствие того, что они затрагивают не ум, а сердце, но и осуществимыми в действительности.

Конт вышел из сен-симонистской школы и в известном смысле оставался сен-симонистом всю жизнь. Многое сближало его с социалистами, последователями Сен-Симона Б. П. Анфантеном, С А. Базаром и др. Однако были и существенные различия между контизмом, с одной стороны, и социализмом и коммунизмом - с другой. Сам Конт усиленно подчеркивал свое несогласие с этими учениями. Он был решительным противником обобществления собственности и политических революций. Главное преимущество позитивизма перед социализмом он видел в том, что позитивизм исходит из необходимости духовного, нравственного обновления общества, а социализм стремится осуществить мирскую реорганизацию независимо от духовной, т. е. построить общественное здание без интеллектуальных и моральных оснований 7, 169 . Несмотря на собственные, иногда весьма энергичные высказывания, принижающие роль индивида, его прав и свобод, Конт не согласен с коммунистами в их стремлении подавить всякую индивидуальность там же, 158 . Он также против других идей, отстаиваемых социалистами и коммунистами идеи равенства, ликвидации иерархии, основанной на различиях в способностях, и замены их инертной и безответственной коллективностью отмены права наследования ликвидации брака и семьи, за что выступали сен-симонисты.

Несомненно, в социально-политических воззрениях и проектах Конта был значителен элемент авторитаризма и будущего тоталитаризма, в частности, отрицание гражданских свобод и прав личности, свободы мнений, принципа разделения властей, демократических институтов и т. д. Конт был сторонником активного вмешательства государства в экономику и другие стороны социальной и даже личной жизни.

Подобно многим проектам социалистов, его социократия несомненно представляет собой прообраз тоталитарного режима.

Вместе с тем социология Конта, зачастую вопреки его собственным декларациям, в значительной мере проникнута духом либерализма. Это относится к той ее части, которая основана на объективном методе, ставит своей главной задачей познание естественных неизменных законов и последующую опору на них в социальной практике.

Именно эта сторона контовской теоретической системы главным образом развивалась впоследствии в истории социологической мысли. Идея о том, что социальная реальность развивается по своим собственным законам, что она, как и природа, не поддается произвольному манипулированию и принуждению, и, следовательно, чтобы эффективно воздействовать на нее, необходимо подчиняться этим, предварительно изученным законам, опираться на них эта идея лежит в основе либерализма.

Ведь, по словам одного из апостолов современного либерализма, нобелевского лауреата Ф. Хайека, главный тезис либерализма сводится к тому, что при устройстве своих дел мы должны как можно больше использовать стихийные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению 12,33 . Именно на этой основополагающей идее базируется объективная социология Конта. Но на этой идее он не останавливается.

В его субъективной социологии намерение использовать социальные законы и стихийные, самопроизвольно развивающиеся тенденции перерастает в намерение заменить эти законы и тенденции целенаправленной деятельностью, управлением, проектированием некой группы людей, понимающих и выражающих общественное благо. Естественные законы, будучи познанными, как бы перестают действовать и становятся управляемыми, а человек, познавший их, становится демиургом.

Субъективный фактор выходит на первый план, подчинение законам сменяется безграничным произволом, а наука превращается в проектирование, причем ориентированное не на реальность, а на идеал. Так происходит у Конта превращение социологии из науки в утопию. Социология для Конта была синтетическим мировоззрением, включавшим в себя, помимо науки, многие другие компоненты, в том числе утопическое проектирование. Вследствие этого слово социология на некоторое время было основательно дискредитировано.

В середине и второй половине XIX в. многие социальные ученые воспринимали его как социальную утопию фанатичных позитивистов его использование было тогда равнозначно использованию таких слов, как позитивизм или социократия. Для обозначения же своих исследований и собственно науки об обществе они предпочитали пользоваться другими терминами, в частности, более нейтральным термином социальная наука. Лишь впоследствии, прежде всего благодаря трудам Г. Спенсера, а затем и других ученых, слово социология было реабилитировано.

Оно стало обозначать не только социальную доктрину Конта, но вообще науку о социальных явлениях, независимо от социальных идеалов исследователя. Одновременно его значение сузилось, так как из социологии исключали или, во всяком случае, стремились исключать ее вненаучные компоненты. 10.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология Огюста Конта

Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление… После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: От науки - к утопическому проектированию

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейные истоки
Идейные истоки. Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как животное политичес

Позитивизм как обоснование науки
Позитивизм как обоснование науки. Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенн

Социология как наука
Социология как наука. По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Соци

Объект социологии
Объект социологии. Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем пара

Метод объективная и субъективная социология
Метод объективная и субъективная социология. Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его творчестве переплетались две различные этики научная, с одной стороны, социально

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги