Культура: преемственность и социализация

Культура: преемственность и социализация. В мировой социологии, антропологи еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная, и духовная культура.

Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека с материальной средой его обитания (в том числе с природой), к удовлетворению потребностей его дальнейшего материально существования.

Под духовной культурой понимается субъективные аспекты жизни, идеи, ценности. Культура воплощается в стандартах социального поведения, объективируется в вещественно-предметных (одежда, здания, станки) и знаково-символических формах (под последними имеются в виду те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи, устное народное творчество, научно – популярные книги и т.д. Благодаря этой объективизации происходит определенная фиксация исторического опыта данного народа, общности, семьи, а поэтому культура, её смыслы и значения могут быть переданы другому человеку и т.д. • Тем самым выявляется ещё один штрих социологического осмысления культуры – средства формирования с помощью прошлого, накопленного опыта, традиций сегодняшних представлений и сегодняшней жизнидеятельгности.

Культура – это то своеобразное, специфическое в нравах, установках людей, которое, как правило, воспроизводится из исторического прошлого и перешло, будучи закрепленных в институтах, по наследству от предыдущих поколений.

Культура – это историческое наследие, которое «обрекает» нас на определенный тип поведения в настоящем будущем. Подчеркивая преемственность, мы отнюдь абсолютизируем устойчивость и неизменность культуры. • Культура выполняет в социальной жизни ту же функцию, что и ген жизни животных функцию воспроизводства от поколения к поколению определенного типа социального поведения человека. Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, в том числе в процессе воспитания и образования.

Культура как небиологическое, благоприобретенное и не подчиняется в целом законам генетической наследственности – ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, говоря о воспитании и образовании личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры. Механизмы социализации обеспечивают самовозобнавляемость общества, духовное замещение одного поколения другим.

Человек с рождения с помощью слов, книг, фильмов, наставлений учится строить отношения с другими, пользоваться материально – вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образами деятельности, принятыми в обществе) и, самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность; вырабатывая в процесс включения в социальные институты собственный опыт, получая порицание и одобрение от старших носителей исторического наследия, он делает своим достоянием культуру семьи, общности, человечества.

Следовательно, ещё одна социальная функция культуры – приобщения к накопленному историческому наследию, воспроизводство определенных порядков, т.е. функция социализации.