Положение древней церкви в государстве

Положение древней церкви в государстве. Взаимоотношение Церкви и государства развивались в контексте истории, в ходе которой государство возникло и видоизменялось.

Развивая учение Христа о правильном понимании государственной власти ап. Павел писал : «Всякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены» (Рим.13,1) Эту же мысль выражает и ап. Петр : «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа : царю ли, как верховной власти, правителям, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро ибо такова есть воля Божия…» (1 Пет 2,13-14) Первые века христианство было гонимо и не признавалось государством.

Ситуация усугублялось ещё тем, что римская власть смотрело на христианство, как на одну из иудейских сект, готовых к восстанию. Сами же христиане в силу своего учения не могли исполнять ряд государственных предписаний, например: исполнять культ поклонения императору, что приводило к обвинению их в политической неблагонадежности. По мнению Яблокова : « антиримские идеи раннего христианства оказали заметное влияние на развитие христианского радикализма и пацифизма, отвергающим всякое сотрудничество с государством в том числе и военную службу» [3 c.47] Коренной перелом произошел лишь при имп. Константине с принятием Миланского эдикта.

Со времени Константина Великого христианство становится государственной религией. Именно в Византии зародилась идея симфонии Церкви и Государства. 4 а) Византийский идеал «симфонии» двух властей. Со времени имп. Константина Великого начинается «византийский период», с этого момента начинается сближение Церкви и государства.

Монархия обеспечивает единовластие и преемственность стратегии управления государством, а Церковь укрепляла и освещала её своим сакральным авторитетом. Византийская жизнь представляла собой единое целое, как бы стиралась разграничительная линия между религиозным и светским. Сам император наделялся сакральными функциями. Появились обряды коронования и венчания императора на царство. Император мог созывать Собор и председательствовать на нем. Иными словами император начинает непосредственно вмешиваться во внутренние дела церкви.

Однако как правильно замечает еп. Каллист (Уер) «хотя Церковь и государство действительно составляли единый организм, внутри него существовали два различных элемента : священство и власть императора. Несмотря на тесное сотрудничество, каждый из элементов имел собственную независимую сферу деятельности» [4 c.47] Таким образом, суть «симфонии» заключалась в обоюдном сотрудничестве во взаимной поддержке и во взаимной ответственности, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. “Епископ подчиняется государственной власти, как подданный государству, а не потому, чтобы епископская власть его исходила от представителя государственной власти ; точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу, как член Церкви, а не потому, чтобы власть его происходила от власти епископа”. [5 c.418] Правовые основы взаимоотношения Церкви и государства были основаны императором Юстинианом, эта правовая основа взаимодействия сохранялась в Византии вплоть до её падения.

C X в. идея симфонии Церкви и государства оказало заметное влияние и на наше Государство. б) Значение этого учения для России.

Учение о «симфонии» властей имело важное значение и для развития церковно-государсивенных отношений в России. Церковно-государственные взгляды преп. Иосифа Волоцкого, старца Филофея, царя Иоанна Грозного и Андрея Курбского, были бы невозможны без влияния византийского учения.

Особенно сильно государство стало вмешиваться в дела церкви- в Синодальный период. В учении Феофана Прокоповича проявились представления об абсолютизме в его протестантском выражении с византийским пониманием государственной власти; согласно этой новой концепции властитель является высшим хранителем и защитником догматов церкви. Свою задачу Пётр I видел в более тесном сращивании церкви и государства и превращении первой в инструмент морали.

Задачей Духовной коллегии стало создание гарантированной организованной подконтрольности церковного аппарата государственной власти. Секуляризация церковных владений, сокращение числа монастырей - всё это было результатом рационалистическим об общественной пользе. Для исполнения этих замыслов и была создана Духовная коллегия, впоследствии Священный Синод, члены которого были слугами царя и государства. Юридическим основанием для создания этого института стал «Духовный регламент» важнейший церковный документ в истории России, в течение двух последующих веков определявший жизнь РПЦ. Составленный Феофаном Прокоповичем, этот документ ставил своей целью привести в соответствии церковную реформу и государственные законы так, чтобы созданная Духовная коллегия влилась в систему коллегий.

Священный Синод стал высшим арбитром в духовных и светских делах. Обер-прокурор Синода, который при Петре I был исключительным шефом синодальной канцелярии, поднялся в 19 в.до высшего чина в империи, управляя внутренней жизнью церкви.

Особенно же остро встала проблема взаимоотношения Церкви и государства во время проведения Поместного Собора 1917-1918 гг на котором действовал специальный отдел, посвященный этому вопросу, принявший специальное решение. Декларация составленная профес. С.Н. Булгаковым, отмечала, что принцип отделения Церкви от государства «должен быть соединен с их принципом симфонического соработничества». Другим важным определением Собора была формулировка, что Церковь неизменно стоит на позиции понимании власти, по которому всякая власть должна быть христианским служением. 5