Современный правовой статус традиционных религий в мире

Современный правовой статус традиционных религий в мире. В странах, где победила Реформация, а затем и в некоторых католических странах в государственно-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть которого заключается в полном суверенитете, над находящимися на данной территории религиозными организациями.

При этом принципе подразумевается удаление из государства тех вероисповеданий, которые отличаются от взглядов носителей высшей государственной власти.

Однако на практике утвердилась как бы смягченная форма реализации этого принципа так называемая государственная церковность. Религиозная община при этом составляет большинство населения, к ней же принадлежит и глава государства – официальный глава церкви. На Европейском континенте существует и другой принцип взаимоотношения – это принцип отделения Церкви от государства.

Он является результатом антиклерикальной или прямо антицерковной политики государства. В этом случае Церковь отделяется от государства не в силу поликонфессиональности населения страны, а потому, что правительство связывает себя с той или иной формой антирелигиозной идеологией как правило гуманистического направления. При этом “гуманистические установки в этих учениях принимали разные формы – от самых радикальных (марксизм) до либеральных и охранительных (гегельянство). Но суть оставалась одна – каждый крупный мыслитель, воспитанный в гуманистическом духе, стремился творить ново заложенное мировоззрение, которое должно было полностью заменить собой христианств”. [6 c.6] Идеи этих мыслителей теперь активно используют в своих целях такие государства как Нидерланды, Голландия с целью нивелировать религию и насадить в мире свои гуманистические идеи. Существует форма церковно-государственных взаимоотношений, которая носит промежуточный характер между радикальным отделением Церкви от государства и государственной церковностью.

В этом случае у Церкви появляется статус корпорации публичного права. В этом случае Церковь может иметь ряд привилегий и обязанностей, делегированных ей государством, не является государственной церковью в собственном смысле слова. 6