Логическое задание

Логическое задание. П.П. Лавров утверждал: «Настоящая социология есть социализм.

Теоретическая разработка социальных вопросов взывает неизбежно к практической деятельности.

К перестройке общества» Каково ваше отношение к такой интерпретации социологии? Обоснуйте свою позицию. Как известно, Лавров, наряду с Михайловским, являлся ведущим теоретиком субъективизма. Я, конечно, согласна с тем, что разработка социальных вопросов ведет к практической деятельности, но мало верю в идею утопического социализма. При оценке социальных явлений субъективистами применялся ценностный подход, отсюда и сквозная проблема всей субъективной социологии — свобода выбора идеала, выдвижение на первое место категории возможности без учета реальных условий ее воплощения в действительность.

В этой связи сложился и субъективный метод социологии, требующий рассмотрения общества с позиций определенного нравственного идеала, изучения общества исключительно как продукта выполнения нравственно-идеальных установок. Лаврову принадлежит философское обоснование тезиса о возможности изменить общественное развитие в направлении, которое избирает передовая интеллигенция в соответствии с выбранным идеалом. Социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями» . В предмет социологии Лавров включая четыре элемента: 1) «животные общества», в которых выработалось в достаточной степени индивидуальное сознание; 2) существующие формы человеческого общежития; 3) общественные идеалы, на основании которых человек надеется создать солидарное и справедливое общество; 4) практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Главным в социологии Лаврова оказывается тезис о росте солидарности, в обществе и «усилении сознательных процессов в особи». Придавая огромное значение разработке теории личности, помещая отдельного человека в центр социального развития, Лавров брал личность «в ее психологических данных», что придавало всей его социологии психологическую ориентацию.

Несмотря на то что Лавров включил в предмет социологии и рассмотрение «животных обществ», он довольно осмотрительно и с большими оговорками писал о возможности приложения к обществу биологического понятия об организме.

По мысли Лаврова, социология должна рассматривать общество прежде всего со стороны форм проявления солидарности, перенеся основной акцент на статику.

Социальную динамику общества, которую Лавров отождествлял с процессом смены неповторяющихся явлений, исследует, по его мнению, история.

К истории он относил деятельность личности и общества, состоит она «в выработке идеалов лучшего и в стремлении изменить существующее сообразно выбранным идеалам» .