Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2009 году
Конт - основоположник социологии - Реферат, раздел Социология, - 2009 год - Министерство Образования И Науки Российской Федерации. Алтайский Государстве...
|
Министерство Образования и Науки Российской Федерации. Алтайский Государственный технический университет им. И.И.Ползунова.Реферат По дисциплине «Социология» О.Конт – основоположник социологии Выполнила: студентка группы 9СР-61 Рогозникова Т.Л. Проверила: Рубанова С.П. Барнаул 2009 Содержание: Введение 3 1.Что такое позитивизм? «Антифилософская философия» и интеллектуальные притязания научного мышления 4 2.Три стадии умственного развития человечества 3.Классификация наук 4.Социология как социальная физика 5.Социальная статика и социальная динамика. Порядок и прогресс 17 Заключение 20 Список использованной литературы 21 Введение В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и за¬мысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные.
В XIX в. настает время выхода из рамок филосо¬фии социологии — науки, изучающей самую сложную форму дви¬жения материи — общественную.
Это произошло в Западной Ев¬ропе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Кроме этой предпо¬сылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Преж¬де всего — остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей граж¬данина и государства, которую тогда определял бурно развиваю¬щийся капиталистический способ производства.
Лозунги «Сво¬бода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. про¬изошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реали¬ями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Аме¬рике. Экономический уклад капитализма с необходимостью требо¬вал и добивался освобождения своей основной производительной силы — рабочих от традиционных для феодального общества кас¬товых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследо¬ваний.
Понятно, что данные изменения происходили, не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традиция¬ми и укладом страны, порождая разного рода социальные конф¬ликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется ста¬тус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период имен, но социология с ее универсальным и методологическим, и при¬кладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо. 1.Что такое позитивизм? «Антифилософская философия» и интеллектуальные притязания научного мышления Что обозначает слово «позитивизм»? Обычно в науковедческой литературе (посвященной, главным образом, проблемам истории философии и гуманитарных наук) это слово используется для маркировки обширной и вместе с тем довольно неопределенной совокупности концептуальных построений, связанных в том или ином отношении (прямо или косвенно) с именами Конта и его последователей.
Если речь заходит непосредственно о взглядах самого родоначальника позитивизма, то тогда данный термин употребляется как своего рода интегральная понятийная единица, характеризующая своеобразие контовской теории в целом.
Термин «позитивизм» является содержательно наполненным, соотносящимся с оригинальным авторским словарем французского мыслителя. Для определения сути своей собственной позиции по любому вопросу (от научной методологии до проблем частной жизни и этики) Конт использовал прилагательное «позитивный», которое, естественно, приобретало в зависимости от контекста его употребления весьма различные смысловые оттенки. Данный термин также являлся для Конта титульным, именно его он выносит в качестве основного концептуально значимого элемента и заглавия важнейших своих работ («Курс позитивной философии», 1830—1842; «Система позитивной политики», 1851—1854; «Катехизис позитивизма», 1852). Понятие «позитивного» (или «положительного») употребляется в произведениях Конта в разных значениях: методологически-эпистемологическом, обще- и специфически мировоззренческом, идеологи¬ческом, практически-политическом, этическом и т. д. Для истории со¬циологической науки интерес представляет, прежде всего, первый из упомянутых аспектов.
При подобной ориентации исследовательского взгляда речь должна идти в первую очередь об определении таких сло¬восочетаний как «позитивное знание», «позитивное мышление», «по¬зитивная наука». Что такое позитивное знание и чем оно отличается от других форм мыслительного освоения мира? Позитивное знание есть знание науч¬ное. Наука же представляет собой специфический тип когнитивной ориентации субъекта, отличающийся по целому ряду параметров от иных ее типов, таких, например, как философия (метафизика) и религия (теология). Позитивная наука как особый стиль мышления явила себя миру сравнительно недавно.
Она есть порождение эпохи Нового времени, она гораздо моложе философии и религии.
Но, несмотря на такую «молодость» науки, именно ей принадлежит будущее мировой цивилизации и культуры, ибо она, по Конту, представляет собой са¬мое совершенное из произведений человеческого духа. Бурное развитие научных знаний, их повсеместное распростране¬ние свидетельствуют о том, что ум человеческий (понимаемый в планетарных масштабах — как своего рода собирательный ум человечества в целом) достиг стадии относительной зрелости.
Эта зрелость выражается, по мнению Конта, в том, что научное мышление в своей познавательной практике не стремится отвечать на «неразрешимые вопросы». (В данном случае, сам факт наличия такого стремления в глазах Конта выглядит именно и не иначе как ярчайшее свидетельство интеллектуальной незрелости его носителя.) О каких же «неразреши¬мых вопросах» говорит Конт? Он имеет в виду вопросы, относящиеся к сущностному (ноуменальному) измерению жизни природы и обще¬ства. Внутренние причины явлений, трансцендентные основания всесущего, природа вещей, телеология бытия, смысл и предназначение происходящих в мире событий — обо всех этих реалиях ученый, ориентирующийся на методологический стандарт позитивного стиля мышления, не может сложить ни малейшего представления.
Предметом рассуждения для науки могут и должны становиться лишь «феномены», т. е. область, строго ограниченная рамками нашего объективного опыта, включающая всю совокупность данных нам в наблюдении эмпирических фактов.
Наука никогда не отвечает на вопросы «зачем?» почему?», но всегда лишь на вопрос «как?» Религия (теология) и философия (метафизика) рассматриваются в данном контексте как порождения детского состояния в истории человеческого разума.
Серьезные разговоры о тайнах мироздания, о запредельных силах, о мудром замысле Творца, построение «воздушных замков» разного рода умозрительных систем мысли, дискуссии, посвященные предметам, факт существования которых невозможно ни доказать, ни опроверг¬нуть (с точки зрения трезвого исследовательского взгляда, апеллирующего во всех своих суждениях лишь к упрямой силе фактов) — все это суть не что иное, как досадные симптомы не преодоленного интеллектуального инфантилизма.
Взрослое сознание добровольно отказывается от претензий на выражение своей авторитетной позиции по поводу таких кажущихся ему в высшей степени сомнительными тем. Мы знаем только факты, и ни чего кроме фактов. Наблюдение за этими фактами показывает, что они образуют в пространственном и временном измерениях определенные типовые сочетания. Именно эти сочетания (или связи) во всем их многообразии и должны описываться наукой.
Представление же¬ланных эмпирических соотношений как отношений между некими переменными приводит, в конечном счете, к формулировке научных законов. Знание этих законов является единственной надежной основой для объяснения процессов и состояний, фиксируемых нами в качестве фрагментов окружающей нас действительности. Такое «реальное» (не химерическое), эмпирически верифицированное знание помогает человеку осваивать мир, причем не, только в интеллектуальном, но и в практическом смысле.
Человек, овладевающий позитивным знанием, приобретает огромную силу — как духовную, так и материальную, ибо он становится не просто более информированным и сведущим в вопросах «техники жизни», но и получает возможность использовать такую свою информированность в качестве прагматически ценного инструмента собственной конструктивной миропреобразующей активности.
Здесь, в качестве своего рода промежуточного резюме, описывающего в общих чертах аксиоматику эпистемологической программы позитивизма, позволим себе привести следующий, представляющийся в обозначенном аспекте в высшей степени показательным, авторский фрагмент из контовского «Духа позитивной философии»: «Основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума, по существу, заключается в повсеместной замене недоступного определения причин в собственном смысле слова простым исследованием законов, т. е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. О чем бы ни шла речь, о малейших или важнейших следствиях, о столкновении и тяготении, или о мышлении и нравственности, — мы можем действительно знать только различные взаимные связи, свойственные их проявлению, не, будучи никогда в состоянии проникнуть в тайну их образования». 2.
их неизменных отношений последовательности и подобия». Первая (теологическая) фаза этого процесса описывается в содержательно... 3.. Фетишизм есть мировоззрение, распространенное в культурной среде прими... Закон трех стадий составляет смысловое ядро теории исторического разви...
Однако умственное движение, описываемое формулой закона трех стадий, с... только те, которые имеют своей основной целью открытие и последующую ф... Правом же на генерирование авторитетных выводов относительно собранных... Каждая следующая наука в приведенной классифика¬ции по сравнению с пре... Биология немыслима без химии, как и химия немыслима без физики; иначе ...
Как указывает Конт, все перечисленные науки за исключением последней у... Таким, словом для Конта стало слово социология. 5.. Чувствуется сильнейшее влияние идей Сен-Симона, стремившегося универса... Однако отказ от использования термина «социальная физика» в качестве т...
Социальная статика и социальная динамика. Порядок и прогресс. С другой же как нечто подвижное, «текучее», изменяющееся во времени, т... Только разумное и гармоничное сочетание этих начал способно, в конечно... Если ретрограды хотят законсервировать общество, взятое в некоем налич...
Заключение Таким образов, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов.
Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире. Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институализации социологии как науки.
Список использованной литературы : 1.Батыгин, Г.С. История социологии: (учебник)/Г.С.Батыгин, Д.Г.Подвойский; Федер. Агенство по образованию, Нац. Фонд подгот.
Кадров – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 368с. 2.ПеровГ.О СамыгинС.И. Социология:Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. – 320с.
– Конец работы –
Используемые теги: Конт, основоположник, социологии0.065
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конт - основоположник социологии
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов