Типы социальных движений

Типы социальных движений.

Подобно проявлениям коллективного поведения, социальные движения часто возникают в периоды быстрых социальных изме¬нений. Как коллективное поведение, так и социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое происходит за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь, и пробивает брешь в наших привычных и упорядоченных социальных построениях. Конечно, между кол¬лективным поведением и социальным движением есть очень важ¬ное отличие.

Коллективное поведение характеризуется спонтан¬ностью и отсутствием внутренней структуры, а социальным дви¬жениям, напротив, свойственна значительная степень внутреннего порядка и целенаправленности. Именно этот организационный потенциал позволяет социальным движениям бросить вызов официальным институтам. Поэтому социологи рассматривают соци¬альное движение как более или менее настойчивую и организо¬ванную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменения или, напротив, не допустить введения измене¬ний. Центральной в концепции социального движения является идея о том, что люди активно вмешиваются в процесс социаль¬ных изменений.

Вместо того чтобы пассивно подчиняться пото¬ку жизни или принимать удары судьбы, они пытаются изме¬нить ход истории. Что не менее важно, они предпринимают совместные действия. Индивиды действуют совместно созна¬тельно, с чувством участия в важном общем деле. Можно ска¬зать, что социальные движения — это двигатели, с помощью которых люди пытаются оказывать коллективное воздействие на ход происходящих в обществе событий посредством фор¬мальной организации.

Социальные движения различаются по своим идеологическим принципам или, точнее, по целям, которые ставят перед участни¬ками социальных движений их идеологии. Некоторые движения направлены на то, чтобы внести в общество изменения, бросая вызов фундаментальным социальным ценностям, а некоторые пытаются осуществить изменения в рамках существующей систе¬мы ценностей.

Революционные движения стремятся к полной отмене существующей системы ценностей. Реформаторские движения стремятся внести в существую¬щую систему ценностей изменения, способствующие более эф¬фективному функционированию этой системы. Движения сопротивления — это социальные движения, имею¬щие целью не только добиться перемен, но и блокировать введе¬ние изменений или отменить уже осуществленные изменения. Социальные движения экспрессивного типа отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Примером такого социаль¬ного движения является религиозная секта пятидесятников.

По¬добные движения в основном возникают в среде наиболее непри¬вилегированного населения, однако религиозные секты не стре¬мятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель со¬стоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы.

Как прави¬ло, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже «не за горами» и единственное спасение состоит в обраще¬нии в истинную веру и в духовном перерождении. [5] 8.2 Социальная революция. Социальная революция — это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. Так, согласно К. Фридриху, «революция… приносит новый, неслыханный язык, другую логику, переворот во всех ценностях… Политическую революцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленного политического порядка». [5] 8.3 Терроризм.

Терроризм можно определить как применение силы против людей или собственности с целью запугивания и принуждения прави¬тельства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, религиозных и социальных пла¬нов. На практике, как и в случае многих других моделей поведе¬ния, сущность терроризма составляет предмет социально-полити¬ческих исследований.

Зачастую трудно бывает отличить «вашего террориста» от «нашего борца за свободу».В течение многих лет социологи и историки рассматривали терроризм прежде всего как нарушение общественного порядка. Однако недавно они стали все более склоняться к тому, что терроризм — это новый способ разжигания войны с далеко иду¬щими социальными последствиями. [5] 8.4