Теория конфликта

Теория конфликта. Приверженцы теории конфликта полагают, что напряженные ситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальных изменений.

Наибо¬лее точное определение конфликтологического подхода содер¬жится в трудах К. Маркса, особенно в его понятии диалекти¬ки. Диалектика описывает мир в динамике, мир, который ско¬рее находится в становлении, чем в состоянии бытия. Согласно теории диалектического материализма, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений, и Маркс считал его ключом к пониманию истории человечества.

Классовый конфликт проис¬текает из борьбы между членами общества, владеющими сред¬ствами производства материальных благ, и теми, кто такими средствами не владеет. По Марксу, любые изменения представ¬ляют собой продукт непрерывного конфликта противополож¬ностей. [2] 3.5 Концепция «столкновения цивилизаций». Оригинальную концеп¬цию предложил С. Хантингтон, директор Института стратегичес¬ких исследований Джона М. Олина в Гарвардском университете, в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996). Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основные группировки госу¬дарств больше не сводятся к трем блокам эпохи «холодной войны»; теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния.

По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.

Хантингтон пишет, что шесть основных держав — США, Ев¬ропа, Китай, Япония, Россия, Индия — принадлежат к пяти резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местополо¬жение, многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность сказать свое веское слово в миро¬вой политике. [4] Глава 4. Модернизация.

В социологии под термином «модернизация» подразумевается переход от традиционного аграрного общества к светскому, го¬родскому и индустриальному обществу. Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предысто¬рии, можно подразделить на три общих этапа.

На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин. На втором этапе примитивные общества начали объединять¬ся и трансформироваться в цивилизации. Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру. [4] Глава 5.