Образование как социальный институт

Образование как социальный институт.

Обучение является фунда­ментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индиви­ду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способ­ностях, являющееся следствием опыта. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения — того, что социо­логи называют образованием.

Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учите­ля, а другие — ученика, исполняя соответствующие этим стату­сам роли. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов: - учащихся; - преподавателей; - организаторов и руководителей образования.

Признаками института образования являются: а) установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; б)символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни; в) утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы; г) кодекс устный и письменный - правили учащихся; д)идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования. Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются: - превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование); - решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации); - предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции: 1.трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.); 2.формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе; 3.социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики); 4.социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания). На данный момент в обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека.

Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.

Но в современном образовании существует и целый ряд нерешенных либо недостаточно решенных проблем.

Например: 1.Низкая активность учащихся в процессе обучения. Иными словами: недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности. Задача её организации много сложнее, чем простая передача знаний. Мало того, что преподаватель работает, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых занятиях и по некоторым предметам, а создание системы обучения, при которой учащийся не сможет быть неактивным в принципе. 2.Объяснительно-иллюстративный характер обучения.

При его господстве из работы учащихся фактически выключается их мышление, но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. Конечно же, объяснять и иллюстрировать надо, только процесс должен быть подчинен одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов, а не упрощенному их изложению и красочному описанию. 3.Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления.

Можно вызубрить материал, а потом сдавать его, повторив заученное слово в слово, но после такого учения ничего не остаётся. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. Ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной деятельности – умение находить нужную информацию для определения производственного задачи, самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях. Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми в процессе обучения, и теми, которые нужны в реальности. 4.Низкая управляемость процесса и результата обучения. При традиционном обучении контролю подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности.

Процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, оценивается лишь его итог. В этой связи особые процессы ставит перед педагогом и школьником оценка знаний. Она имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью учителя, так и учащихся.

Оценка должна служить цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего воспитания учащихся. Ей необходимы объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации. 5.Неизбежность ориентировки на середняка. При этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Всеобщая образованность ставит вопрос о необходимости индивидуализации обучения, учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения. 6. Институт религии.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое со­циальное образование, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном.

Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное — это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мир­ское (профанное) — это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал — социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувст­вах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни. Религия как социальный институт выполняет в обществе следую­щие функции: 1.Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает от­веты на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. В религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, при которой вырабатывается целостная картина норм, ценностей, идеалов и других компонентов, выступающих в качестве регуляторов поведения.

Реализуется эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей составляющей которой является культура. И здесь возникает одна из главных проблем религии – их соотношение. Эти отве­ты дают людям ощущение цели. 2.Компенсаторная функция.

Ответы, которые дает религия на во­просы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душев­ное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неиз­бежным. 3.Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разде­ляющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели. Рели­гиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бра­косочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сооб­ществом людей, желающих молодым добра. 4.Социально-регламентирующая функция.

Религиозные учения применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателя­ми и соседями. 5.Функция социального контроля.

Религия осуществляет контроль за поведе­нием людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религи­озной общине. Примером этого положения являются религиоз­ные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательст­ва. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то явля­лись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона. 6.Адаптационная функция.

Религия способна помочь людям адап­тироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и веро­учения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым. 7.Охранительная функция.

Большинство религий оказывает под­держку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет про­тив сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охра­няет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям. 8.Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую на­столько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.

Дисфункциями религии являются разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приво­дящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеис­тов, а также изуверские формы поклонения, связанные с челове­ческими жертвоприношениями и самоистязаниями [7,c.384]. Религиозное поведение столь многообразно, что трудно себе его представить, не прибегая к какой-либо классификации.

Социолог Рис Макджи выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов. Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных об­ществах. Он включал в себя понятие маны — неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в при­роде. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчело­веческую силу поступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически.

Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку кролика, сопутствует удача, степень удачи зависит от цвета и веса лапки. Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Духов любят, наказы­вают, почитают, одаривают, а лесть, подкуп и обман могут счи­таться столь же эффективными, как и благоговение. Кроме того, сверхъестественную силу часто покоряют с помощью ритуалов, чтобы заставить духов действовать нужным человеку образом.

Теизм — вера в могущественных богов, которые, как предполага­ется, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам — это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные пи­сания. Древнегреческая религия и индуизм— это виды политеизма, или веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть.

Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на пер­вом плане. Они ставят своей целью моральное и духовное совер­шенство. К этому типу принадлежат многие азиатские религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм направлен на достижение возвышенного состояния сознания как способа очищения и освобождения от страданий, невежества и эгоизма. Безрелигиозный гуманизм базируется на этических принципах. Приверженцы такого подхода отвергают все теологические пред­ставления о Боге, рае, аде и бессмертии, стремясь к добру здесь и сейчас.

Рай рассматривается как идеальное общество на Земле, а ад — как мир, в котором царят войны, болезни и невежество. Душа — это человеческая личность, а бессмертие — дела, про­должающие существовать после смерти. С точки зрения истории и социологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными отношениями. С одной стороны, религиозные ин­ституты обычно функционируют в обществе как гармонизирую­щий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющий положение властных структур.

Но с другой стороны, религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сооб­щающий ей критический потенциал. На протяжении многих веков религия выступает составной частью системы отношений любого общества, являясь необходимым элементом общественной жизни. Религия оказывает на культуру двойственное влияние.

С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.

В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер. Проблема «религии и культуры», их единства и сбалансированности велика также для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве.

Особенно, когда развитие межконфессионального диалога становится единственной альтернативой культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. В условиях тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, она имеет большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивает на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов.

Начиная с пребывания в образовательных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха. Проблема взаимодействия культуры и религии актуализируется, как правило, в наиболее сложные, критические моменты. Когда общество испытывает потребность в пересмотре и обновлении своих духовных основ. Подтверждением данного вывода может служить Русская история на протяжении более чем тысячелетнего существования, в том числе и последних десятилетий XX века. Заключение На основе изученного материала можно сделать следующие выводы. Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни.

Это происходит тогда, когда люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются.

На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения, их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей.

Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым.

Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется. Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом.

Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.