Социальные институты религии

Социальные институты религии. Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно.

Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного.

С социологической точки зрения могут быть выделены следующие виды религий: простая вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал. Обшей чертой религий является наличие теодицеи — эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти. Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире. Социальная функция религии.

Важнейшей социальной функцией религии в истории человечества было поддержание целостности данной социальной системы. Особое значение в условиях России, где религиозные верования воплощены в различных конфессиях, приобретают те черты подобных верований, в которых терпимость, уважение к чужой вере занимают подобающее место. Только при таком условии религиозная вера выполнит функцию духовно-созидательного начала в общественном развитии России как многоконфессиональной страны.

В двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не может быть реализована. Во-первых, путем подчинения религии государству, превращения религии в зависимый придаток государства, так как потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией своего священного, независящего от земных структур характера.

Во-вторых, путем поглощения религией государства обретения религией официального гос. статуса в качестве единой и обязательной формы верования, так как потеря теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания ведет к дискриминации и подавлению иных верований. Правовые нормы обеспечивают структурирование социальной жизни, регулирование социальных взаимодействий в целях придания им формального порядка и определенности.

Но содержание подобного порядка, определение того, что считать правильным и справедливым, а что несправедливым, преступным, что существенно, жизненно важно, а что нет, т. е. свою сущностную, ценностную природу право может обрести только извне. Таким источником могут служить также и нравственно-этические принципы религии. Социальные институты семьи В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. Специфично то, что реализация этих общественно-значимых функций осуществляется благодаря личной заинтересованности, потребности людей в семейном образе жизни и потребности в детях, при этом исключается всякое внешнее принуждение и давление.

Семья исполняет роль посредника между индивидом и обществом. Семья помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и, с другой стороны, обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность.

Такова важнейшая социальная функция семьи. Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М.С.Мацковским, он выделяет - репродуктивную, - воспитательную, - хозяйственно-бытовую, - экономическую, - сферу первичного социального контроля, -сферу духовного общения, социально-статусную, -досуговую, - эмоциональную и сексуальную функции.

Искусство как институт культуры Искусство – это всегда творческое восприятие, позволяющее изменять оценки в зависимости от социального опыта, субъективного состояния, социальной ситуации. Воздействие искусства не зависит от социального статуса или образования. Демократичное и доступное, оно заражает человека, затрагивает его мир чувств и эмоций. Социологически структурируя искусство, можно выделить создателя произведения искусства и потребителя искусства. Искусство как социальный институт выполняет следующие функции: • коммуникативную – основана на том, что в процессе знакомства и усвоения искусства люди общаются на высоком уровне эмоциональности и чувственности, благодаря чему достигается духовное единство; • практическую – связана с созданием шедевров искусства, которые предполагают духовное отношение к действительности.

Практическая значимость искусства проявляется в его разновидностях: изобразительном искусстве, музыкальном, синтетическом, «техническом», декоративно-прикладном и др. В разнообразных направлениях, течениях и стилях также реализуется его практическая значимость, в них отражается исторически сложившаяся общность художественных признаков, характерная для разных эпох и народов; • релаксационную – отражает влияние искусства на душевно-духовный мир человека, его восстановление, равновесие. под влиянием искусства человек по-иному начинает воспринимать социальные процессы и изменения; • компенсаторную – отвечает за компенсацию недостатка общения человека с «красотой» в социальном мире. Искусство удовлетворяет потребность человека в прекрасном; • гедонистическую – состоит в наслаждении искусством, удовлетворении человеком потребности в наслаждении; • гармонизирующую – предполагает, что искусство гармонизирует отношения, воспитывает гармоничное в человеке.