Концепция массового сознания Б.А. Грушина

Концепция массового сознания Б.А. Грушина. По началу, Б.А. Грушин придерживался позиций Г.Г. Дилигенского и А.К. Уледова, не делая большой разницы между общественным мнением, общественным сознанием и сознанием массовым.

Так, в книге Мнения о мире и мир мнений , Б.А. Грушин определил общественное мнение как массовое сознание, а затем уточнил, что общественное мнение - это общественное сознание со сломанными внутри него перегородками. Но вскоре Грушин обнаружил неточность отождествления общественного мнения и массового сознания.

На необходимость выделить новый уровень сознания его натолкнул один случай из жизни занимаясь исследованием анкет о бракоразводных процессах, Грушин обнаружил, что в пяти из них воспроизводятся слово в слово одни и те же формулы. Причём это были люди абсолютно разные по возрасту, полу и социальному положению в обществе. К тому же, их позиция резко отличалась от мнения, распространяемого СМИ. Теорией классового или общественного сознания этот феномен нельзя было объяснить. В результате, Грушин пришёл к выводу о существовании в обществе некого неизученного ещё типа сознания - массового - и приступил к его исследованию.

Его размышления выразились в концепции множественности массового сознания, существующего и действующего в том или ином обществе. При такой интерпретации массового сознания общественному мнению была отведена более узкая, специфическая сфера моментально меняющегося массового сознания, проявляющегося в его отношении к отдельным, точечным объектам действительности.

Зондажи, опросы общественного мнения фиксируют именно эти краткосрочные точки массового сознания. То есть, определить границы массового сознания очень трудно. Оно взаимодействует с другими типами общественного сознания и может быть, из некоторых вытекает. Б.А. Грушин считал, что массы как носители массового сознания определяются с социологической точки как ситуативно возникающие существующие социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения функционирования Грушин Б.А. Массовое сознание Опыт определения и проблемы исследования М 1987 При определенной психологической неполноте, данное определение позволяет четко разграничить массу и группы.

Главной ошибкой своих коллег Грушин считал игнорирование определения носителя массового сознания. Исследователи молчаливо исходили из предпосылки об отличии массового сознания от группового, однако, на деле при анализе феномена подменяли массу группой, теряя, таким образом, разницу между ними. 3.2.