Социальные институты и их роль в жизни общества

Социальные институты и их роль в жизни общества. Внеинституциональные формы социального поведения являясь объектом реального мира, существующим независимо от научного сообщества, и обладая связующей функцией по отношению к другим объектам, выполняет роль системообразующего фактора в развитии общества, культуры и научного знания.

Несмотря на расхождения в употреблении термина «коммуникация» в научной литературе или даже отсутствия его как такового в конкретных текстах, коммуникационный аспект скрыто или явно присутствует практически в любых текстах гуманитарного профиля: философских, социально-психологических, филологических, искусствоведческих, культурологических, литературно-художественных и др. При этом любое явление культуры, по сути дела, имеет коммуникационную природу, а ключевые категории тезауруса культуры — коммуникационную« окраску». Факты «биографии» различных явлений культуры побуждают искать не «узковедомственные» основания дефиниций и классификаций, а системообразующий фактор общекультурного значения — смысловую нить, связывающую многочисленные линии жизни «героев» культуротворческой «одиссеи» в сюжетные узоры единого мозаичного полотна культуры. Последнее, в свою очередь, требует обращения к «коллективному разуму» интегральных социально-гуманитарных наук, оперирующих в познании явлений культуры потенциально вечными универсалиями, заглавное место в ряду которых занимает категория «смысл». К новационным теориям последнего поколения объектом изучения которых являются смыслы культуры относится метатеория внеинституциональной формы социального поведения А.В. Соколова, обобщающая достижения различных наук социально-коммуникационного цикла — от антропологии до социальной информатики.

В самом кратком изложении суть метатеории сводится к следующему.

Социальная коммуникация понимается как движение смыслов в социальном пространстве и времени.

Под смыслами подразумеваются знания, умения, эмоции, стимулы и их производные — убеждения, идеалы, верования, ценностные ориентации. Содержание смыслов выражается в знаковой форме с помощью различных языковых средств (естественные и искусственные языки, языки жестов, символов, искусств). Из знаков формируются тексты — коммуникационные сообщения (устные, письменные, изображения, пантомима, вещественные символы). В зависимости от «среды обитания» смыслы проявляют себя либо в социальной памяти, либо в социально-коммуникационной деятельности.

Социальная память — память общества, воплощенная в мире рукотворных вещей, социальных документов, естественном языке, менталитете, живом недокументированном знании, социальных нормах, технологических умениях. Социально-коммуникационная деятельность реализуется в форме общения (диалог равноправных партнеров), управления (целенаправленное воздействие коммуниканта на реципиента), подражания (заимствование образцов поведения, стилей общения одними членами общества у других) и в свою очередь, может быть представлена следующим рядом коммуникационных циклов: движение смыслов из социального пространства в психическое пространство субъекта СК (рождение идеи). движение смыслов из психического пространства субъекта СК в социальное (реализация идеи, фиксирование смысла на материальном носителе). движение в социальном времени: сохранение и наследование культурных ценностей. движение смыслов в социальном пространстве (распространение культурных ценностей, институциональные и внеинституциональные формы обеспечения их общественного потребления). движение смыслов из социального пространства в психическое пространство субъекта внеинституциональной формы социального поведения (восприятие, познание, оценка, интерпретация культурных смыслов потребителями культуры). движение смыслов из психического пространства субъекта СК в социальное пространство (социализация смыслов, обновление культурных образцов, формирование нового мировоззрения, культурной среды). Сущность феномена внеинституциональной формы социального поведения выявляется в различных социокультурных срезах: хронологическом, региональном, национальном, институциональном и на разных уровнях социально-коммуникационного взаимодействия: макро (массовые, международные, межцивилизационные), миди (социально-групповые), микро (межличностные). В рамках указанной концепции термин «социальная коммуникация» может рассматриваться как дескриптор — представитель группы условно эквивалентных лексических единиц, в состав которой логично вписываются такие понятия, как социокультурная и межкультурная коммуникация. 11.