рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество как социальная система

Работа сделанна в 2010 году

Общество как социальная система - Контрольная Работа, раздел Социология, - 2010 год - Понятие Социология Общество Как Социальная Система. Сравните Основные Положения Системного Подхо...

Общество как социальная система. Сравните основные положения системного подхода Т. Парсона и Р.Мертона.

Историю социологии ХХ в. невозможно представить без вклада Талкотта Парсонса (1902–1979), уже при жизни считавшегося классиком социологии. Его теория представляет оригинальную модель современного общества, которая вызвала неоднозначную оценку и широкую дискуссию в мировом социологическом сообществе. Парсонс говорит, что любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям: 1. адаптация - рассматривает отношение между системой и средой. Система должна обладать свойством приспосабливаться к вечно меняющимся условиям, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы. 2. целедостижение — выражает потребность каждого общества устанавливать цели, на которые направлена социальная активность, и поддерживать процесс их достижения. 3. интеграция — подразумевает координацию всех частей государственной системы.

Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. 4. удержание образца — создает базу для устойчивости общества на основе общественных норм и ценностей.

Определив основные функции системы, Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Он выделяет 4 подсистемы; экономическая, политическая, культурная и социальная. Каждая из этих подсистем занимает определенное место в соцоитальной системе и выполняет строго очерченные функции: 1. экономика — адаптация (роли) 2. политика — целедостижение (коллективы) 3. родство (социальная подсистема) — интеграция (нормы) 4. культура — удержание образца (ценности). Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система, и напротив, выполнение каким-либо институтом не свойственных ему функций порождает хаос и усиливает социальную напряженность.

Консенсус и нестабильность системы не означает, что она не способна к изменению, напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». По мнению Парсонса есть два пути достижения социального равновесия: 1. социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения другому. 2. создание разнообразных механизмов социального контроля.

Важным этапом стал американский структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии.

При этом общенаучное содержание структурно-функционального анализа как разновидности системных методологических концепций постепенно срасталось с различными социологическими теориями иного происхождения (например, с теорией социального действия) и начало отождествляться с ними. Мертон никогда не ставил своей целью создание системы; он был противникам попыток разработки собственной системы на пустом месте, противопоставляя этому изучение наследия титанов социологической науки. Многие критики глубоко утверждают, что в работах Мертона отсутствуют систематические взаимосвязи.

Эвристический контекст открытия не может сдерживать создание теории. Однако, кажущееся на первый взгляд очевидным отсутствие системы в получении результатов не исключает систематического характера конечных выводов. В работах Мертона существует система социологических взглядов, основанная на его постоянных, иногда систематических, а порой фрагментарных исследованиях. Составными элементами его системы являются нестандартные решения многих, спорных с его точки зрения вопросов.

Целостность и единство системы обеспечивается настроением ее создателя, направлением в социологии, созданным Р.Мертоном. Выступая против схоластической, формалистической «высокой теории» Парсонса и его последователей, Мертон в своих ранних работах не проводил четких границ между способом и уровнем теоретизирования. В своих теоретических исследованиях, будучи убежденным, что «общая теория» является «преждевременной», он предпочел оставаться на среднем уровне, разрабатывая многочисленные промежуточные теории, такие, как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, референтных групп, социологической амбивалентности, бюрократической структуры, научных сообществ и многие другие, не стремясь к всеобъемлющему объяснению социальных структур и процессов.

В действительности в работах Мертона содержится, хотя и не сформулированная явно, общая теория. По словам Р. Будона, в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чем он сам когда-либо признавал. 3.2 В чем заключается научный вклад Р. Мертона в развитии социальных систем Теоретическое направление: функционализм и структурализм Р. Мертона основываясь на данной онтологической концепции, Мертон выявил и разработал два специальных направления социологического анализа: функциональный и структурный анализ.

Для него «суть функционализма состоит в объяснении явлений путем установления их последствий для больших структур, в которые они включены». Позиция Мертона весьма определенна: «Разновидность функционального анализа в социологии со временем эволюционировала в разновидность структурного анализа». Функциональный анализ выявляет последствия социального явления для его дифференцированного структурного контекста; структурный анализ устанавливает детерминанты явления в рамках его структурного контекста.

Очевидно, что эти направления являются двумя сторонами одной медали, рассматривающими два вектора отношений между социальным явлением и его структурным окружением.

Не существует противоречия между Мертоном-функционалистом и Мертоном-структуралистом; оба теоретических направления слились воедино. Идея Мертона о социальной структуре, находящаяся в центре его функциональных исследований, включает четыре определяющих критерия. Сфокусированность на отношениях, связывающих различные компоненты общества, прослеживается уже в раннем определении социальной структуры, сформулированном задолго до структурной революции или структурного уклона в современной науке: «Под социальной структурой следует понимать организованный контекст социальных отношений, в которые вовлечены члены общества или группы». Акцент на «смоделированный», регулярный, повторяющийся характер отношений является одним из центральных тезисов, красной нитью пронизывающих работы Мертона; термин «смоделированный» — одно из излюбленных его определений.

Как заметил П. Лазарсфельд, «этот термин является наиболее часто употребимым в работах Мертона.

Третий составной критерий социальной структуры — концепция глубокого, скрытого, базового уровня (соответствующая концепция латентных функций в функциональном анализе) — является единственным аспектом в теории Мертона, прямо подверженным логически-лингвистическому структурализму Якобсона, Леви-Стросса и Чомски. По словам Мертона, «аналитически целесообразно различать поверхностный и латентный уровни социальной структуры». Но, наверное, самым важным для Мертона в понятии социальной структуры является четвертый критерий - идея сдерживающего или вспомогательного влияния, которое социальная структура оказывает на реальные социальные явления (поведение, убеждения, отношения, мотивации и т.д.). Концепция «структурного контекста» и особенно «структурного сдерживания», как ограничивающая эффективное поле деятельности, появляется в ранней «Парадигме для функционального анализа»: «Я убежден, что структура сдерживает индивидов, помещенных в нее для развития культурных потребностей, моделей социального поведения и психологических склонностей.

В другой работе он писал: «Поведение есть не просто результат индивидуальных особенностей, но продукт интеракции последних и смоделированных ситуаций, в которых оказывается индивид.

Именно эти социальные контексты и оказывают значительное влияние на степень действительной реализации способностей индивида». Но структурный контекст оказывает не только негативное, но и позитивное влияние, облегчая, воодушевляя, стимулируя определенные выборы действующих лиц и сил: «Социальная структура отфильтровывает культурные ценности, делая поведение в соответствии с ними возможным для обладателей социальных статусов в рамках этого общества и трудным или невозможным для других Социальная структура является барьером или, наоборот, открытой дверью для поведения согласно культурным мандатам». Функционализм Р.Мертона.

Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах.

Р.Мертон предлагает методологический инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эта теория была призвана категориально оформить соединительный мост между конкретными исследованиями и общесоциологической теорией.

Теория принципиально используется для внутренней организации эмпирических исследований. Она выступает посредником между общими теориями социальных систем, которые слишком отдалены от особенных проявлений классов тех или иных типов социального поведения, с тем чтобы «объяснять то, что наблюдаемо, и давать детализированные, упорядоченные характеристики особенностей, которые вообще не обобщены». Именно здесь, на среднем уровне, как подчеркивает Р.Мертон, социология выполняет свою основную роль в обществе, ибо это «именно та социальная наука, которая оперирует теориями среднего радиуса охвата, концентрирующими в себе факторы реального управления социальными процессами с учетом конкретных эмпирических исследований и отвергающими метафизические претензии на всеохватность и универсальность». Ясно, что таким утверждением Р.Мертон выразил свое несогласие с теорией структурного функционализма Т.Парсонса, претендовавшей на эти качества всеохватности и универсальности.

Определив таким образом свой «объект» исследования, Р.Мертон выдвигает целый ряд положений, обосновывающих логику своего практического подхода к делу. При этом он выделяет три ключевых условия или требования функционального анализа, которые, по его мнению, приобретают характер аксиом: это - «функциональное единство» (согласованность функционирования всех частей общества), «функциональная универсальность» (все общественные явления функциональны) и «функциональная принудительность». Если Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.

Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, во-первых, что, несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явились вкладом в соответствующую систему взглядов.

Мертон сделал вклад в ее определение, объяснение и расшифровку, создав тем самым связующее звено между наследием титанов социологической мысли и нарождающимися перспективами социологической теории.

Возможно, наиболее значительная лепта, внесенная Р. Мертоном в развитие современной социологии, — обоснование ценности этого классического наследия, столь необходимо сейчас в силу некоторых разрушительных, иррациональных и весьма преждевременных сомнений. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие Социология

Много тысячелетий назад китайские мудрецы советовали своим властителям: «Держи народ в сытости и невежестве — тогда будет процветать государство».… Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального… Практически с самого начала становления социологии как науки ведущие социологи — М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, П.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество как социальная система

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология как наука об обществе
Социология как наука об обществе. На протяжении длительного времени в большинстве регионов нашей страны пенсионеры не получали вовремя пенсии. Сформулируйте этот факт как социальную проблему

Основные этапы становления и развития социологии
Основные этапы становления и развития социологии. В чем смысл обозначения Контом социальной науки термином «социальная физика» Термин "социология", как было указано в начале, принадлежит О. Конту.

Культура и ее основные элементы
Культура и ее основные элементы. Известный испанский философ и социолог Х.Ортега-и-Гассет отмечал, что взаимодействия культур в принципе могут быть; а) нейтральными (культуры сосуществуют, н

Личность как субъект и объект общественных отношений
Личность как субъект и объект общественных отношений. В чем сущность социологического подхода к личности? Существует великое множество теорий личности. Среди них можно выделить два наиболее

Социальная стратификация
Социальная стратификация. К каким последствиям может привести маргинализация общества? Интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают вын

Социальные группы и формальные организации
Социальные группы и формальные организации. Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определен¬ной це

Социология девиантного поведения
Социология девиантного поведения. Английский философ и историк А.Тойнби писал: «Ценности, подобно времени, относительны». Конечная истинная ценность чувственна. Кроме нее нет других реальнос

Теория социального контроля
Теория социального контроля. Исследователи подчеркивают, что ужесточение негативных санкций не приводит к однозначному повышению эффективности социального контроля, о чем свидетельствует статистика

Социальные институты и их роль в жизни общества
Социальные институты и их роль в жизни общества. Внеинституциональные формы социального поведения являясь объектом реального мира, существующим независимо от научного сообщества, и обладая связующе

Методы социологических исследований
Методы социологических исследований. Важным аспектом групповой структуры является то, насколько сплоченной она является. Сплоченность группы понимается как свойство группы, связывающе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги