Личность как субъект и объект общественных отношений

Личность как субъект и объект общественных отношений.

В чем сущность социологического подхода к личности? Существует великое множество теорий личности. Среди них можно выделить два наиболее распространенных подхода - социально-психологический и функциональный. Основателем социально-психологического направления в изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом.

Согласно его теории, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три уровня - Оно, Я, Сверх-Я. По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Так, новорожденный ребенок - это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. Хочет ли он есть, пить, ощущает ли он неудобства - все обозначается одинаково - криком.

С его развитием под руководством родителей формируется «Я»- на основе принципа реальности с ограничением «Оно», чувства ответственности за поступки и т. д. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я». Концепция З. Фрейда, наряду с идеями М. Вебера, легла в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, так называемой теории «Зеркального Я». Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.

Он представлял структуру личности из 3-х элементов: 1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие; 2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас; 3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других. Процесс зеркального отражения собственного «Я» является субъективным процессом и необязательно соответствует объективной реальности.

Этот процесс также не подразумевает, что наше представление о самих себе радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком и новой ситуацией. В таком случае формируется относительно кратковременные внутренние собственные образы - само-имиджи. Наряду с ними в сознании существует представление о себе - вневременное ощущение самого себя - « истинное Я», которое само-имиджи, накапливающиеся со временем, могут только корректировать.

Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, также считал, что "Я"- самость - продукт социальный. В начале, будучи малыми детьми, мы не способны объяснить себе мотивы поведения окружающих. Научившись осмысливать свое поведение, имитируя или играя во взрослых, дети начинают все больше принимать во внимание мнение и поступки других людей. Д. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям.

Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом-наблюдателем и объектом - наблюдаемым. Мид структурировал личность следующим образом: «Я-Сам»(по Миду - I) это реакция личности на воздействия других людей и общества в целом, иначе говоря субъект - наблюдатель. «Я-Меня»(по Миду - Me) осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей родственников, друзей. «Я-Меня» - объект - наблюдаемый.

Например, я - «Я-Сам» воспитан в принципах бережного отношения к деньгам («копейка рубль бережет»), но окружающие меня люди считают скупость пороком, и я в отношениях с ними («Я-Меня») стараюсь быть щедрым и великодушным. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение родителей, не понимая его. Следующая стадия - игровая. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, продавца и покупателя и т.д. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является нормальным поведением, а что - отклонением. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности.

С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социальный статус - это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний - в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д. 6.