Социология девиантного поведения

Социология девиантного поведения. Английский философ и историк А.Тойнби писал: «Ценности, подобно времени, относительны». Конечная истинная ценность чувственна.

Кроме нее нет других реальностей и не существует нечувственных ценностей. Из этой основной посылки развилась огромная суперсистема, называемая сенситивной. Конечной истинной целью является сверхчувственный и сверхразумный бог (Брахма, Дао, Свядоенное Нечто и прочие ипостаси Бога). Чувственные или какие-либо другие реальности или ценности являются либо ми¬ражами, либо низменными и тенеподобными псевдореальностя¬ми. Такая основная посылка и соответствующая ей культурная; система называется идеационной. Третий ответ заключается в том, что конечная истинная ценность — это Многоликая Бесконечность, обнимающая все разли¬чия, беспредельно качественно и количественно.

Человеческий ум, которому положены определенные пределы, не может вос¬произвести ее доподлинно, не может охватить ее. Бесконечность невыразима. Мы способны лишь на очень, отдаленное приближение к трем Ее аспектам: рациональному (логическому), чувственному и сверхчувственному (сверхразу¬му). Все три аспекта реальны и гармонически соединяются в Ней. Реальны Ее сверхчувственно-разумные и чувственные ценности.

Она может называться Богом, Дао, нирваной, Священным Ничто, сверхсущностью и расчлененной эстетической непрерывностью. Эта типично мистическая концепция конечной истины, решимости и ценности, а основанная на ней соответствующая суперсистема называется идеалистической (интегральной). Каждая суперсистема содержит в себе обширные системы. Сенситивная суперсистема образуется из сенситивной науки, сенситивной философии, сенситивной религии (или чего-то в этом роде), сенситивного искусства, сенситивной морали и права, экономики и политики и одновременно — из сенситивно мыслящих личностей, групп, из базирующихся на чувственном учении стилей жизни и социальных институтов.

То же относится к идеационным и идеологическим суперсистемам. Так, в средневековой культуре Европы с XI до конца XII в. мы обнаруживаем господство идеационной (спиритуалистической) суперсистемы. Ее важнейшим положением был христианский символ веры со сверхзвуковой и сверхчувственной Троицей, представляющей собой конечную и истинную реальность и цен¬ность. Этот символ веры провозглашался и господствовавшими в средние века «наукой», искусством, правом, моралью, экономи¬кой, политикой, философией.

Богословие считалось королевой наук, и все другие науки безусловно подчинялись ей. Как ни странно это звучит сегодня, но естественные и прочие науки были служанками богословия. Средневековая философия едва ли отличалась от богословия и религии.

Средневековая архитектура и скульптура были не чем иным, как «библией в камне», провозглашавшей все тот же символ веры. Ту же роль играли живопись и музыка, литература и драма. Но что касается общеевропейской культуры XVI—XX вв то она, по мнению Сорокина, представляет собой совершенно иную картину. В этот период в ней господствует скорее сенситивная (чувственная), нежели развалившаяся идеационная су-персистема. В течение последних четырех столетий большинство подразделений европейской культуры возглашает, что «конечная реальность и ценность чувственно познаваемы». Все подразделе¬ния этой культуры прошли через соответствующее обмирщение.

Религия и богословие потеряли былое влияние и престиж. Без¬различная к религии, временами совершенно не религиозная, сенситивная наука превратилась в высшую объективную истину, и подлинной истиной стала теперь истина чувственных данных, эмпирически воспринятых и выверенных. Философия сенсуализма (материализм, эмпиризм, скепти¬цизм, прагматизм и т.д.), сенсуалистическая архитектура, лите¬ратура музыка, живопись, скульптура вытеснили религиозное искусство средневековья.

Сенсуалистические, утилитарные, гедо¬нистические, релятивистские законы и моральные нормы, со¬зданные человеком, вытеснили спиритуалистические, безуслов¬ные, «Богом данные» законы и сакральные нормы средних веков. Материальные ценности, благосостояние, комфорт, на¬слаждение, власть, слава и популярность стали основными цен¬ностями, за которые борется нынешний сенситивный человек.

Наконец, если взять греческую культуру V в. до н.э. или евро¬пейскую культуру XIII в то мы обнаружим, что в них господ¬ствовала идеалистическая культурная суперсистема. Эта культура всеми своими основными подразделениями утверждала важней¬шие положения идеализма, что истинной конечной реальностью и ценностью является Многоликая Бесконечность, частично чув¬ственно воспринимаемая, частично рациональная, частично сверхразумная и сверхчувственная.

Вот три суперсистемы — самые обширные из доселе известных. В совре¬менном мире произошли глубокие изменения и резкие сдвиги. Они неминуемо должны были заменить представление о нации как единице исторического процесса какими-то иными понятия¬ми. Недостатки европоцентризма стали очевидны, а угроза ис-чезновения западной культуры помогла людям переплавить эту непосредственно переживаемую ими опасность в свое понима¬ние прошлого. Цивилизация становится, таким образом, основ¬ной категорией современной исторической науки.

Факторы, определяющие причины возникновения, расцвета и гибели цивилизаций, следует искать в особенностях их системной организации, так как не природные, а стихийно действующие социальные процессы привели к гибели Древний Египет, Римскую империю, государство Хань и другие древние общества. Их гибель была не просто переходом общества из одного состояния в другое: она носила характер катастрофы. Падал культурный уровень, иногда вплоть до утраты письменности, разрушалась наука, падал уровень техники и технологии, снижался уровень жизни.

Сопутствующие этому гражданские войны, вторжения иноземных завоевателей, разрушение экономики вели к массовой гибели населения. Те же стихийные силы действуют в современном обществе, породив, в частности, экологический кризис. 9.