рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Семья как фактор социализации личности

Семья как фактор социализации личности - раздел Социология, Актуальные проблемы подростковой субкультуры Семья Как Фактор Социализации Личности. Существуют Различные Трактовки Поняти...

Семья как фактор социализации личности. Существуют различные трактовки понятия социализации.

Западная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде.

Таким образом, человеку отводится пассивная роль, которая ограничивает усвоение достижений предшествующих поколений. Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда. Она располагает огромными возможностями социального влияния, не всегда согласующимися с общими целями и задачами, хотя в определенной степени способными совпадать.

Влияние различных вкусов, предпочтений, мнений сверстников, форм общения, способов проведения досуга, социально-психологического климата в семье - зависит от ценностных ориентаций и направленности личности. Одним из важных факторов социализации личности является семья. В социологическом словаре под семьей понимается группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящиеся в отношении родства, брака Социология / Кравченко А.И.// словарь. М 1997 Семья это ячейка общества, в которой существуют свои традиции, ценностные ориентиры, нормы и в которой развивается новая личность (ребенок). Семья - это первая социальная группа, определяющая направленность процесса развития личности.

Она является связующим звеном между ребенком и другими социальными реалиями и до определенного времени - чуть ли не единственным интерпретатором господствующих в различных социальных структурах ценностей, с которыми ребенок столкнется в будущем М.С.Мацковский.

Социология семьи // М 1989. с 132 Именно семья дает «образ мира» А.С. Обухов. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии 2000. № 5. с 31 в котором предстоит жить ребенку. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения. Ребенок выходит из семьи с уже сформировавшейся структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом мира», другими словами, со сформировавшимся самосознанием.

Дальнейшая социализация молодого человека будет проходить с учетом результатов первичной социализации. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера.

Поэтому очень важно чтобы ребенок развивался в дружной, любящей семье, где подросток будет чувствовать себя нужным и счастливым Д.В. Ярцев. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии 1999 № 6 с. 25 В подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные, прежде всего с возрастной дистанцией. Для современного мира характерно, что он принимает факт разрыва между поколениями, ждет, что каждое поколение будет жить в мире с иной технологией.

Так у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, Маргарет Мид различает в истории человечества три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих родителей; конфигуративные, в которых и дети и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; и префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Для подростка типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту.

В воспитании влияние родителей уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников и т.д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную. Отсюда - растущее значение юношеских групп, появление особой подростковой культуры и всякого рода межпоколенных конфликтов. В наше время темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам.

Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как было всегда, но и старше во все большей степени прислушиваются к молодежи М.Мид. Культура и мир детства // М 1988 с. 251 Вообще всю суть конфликта отцов и детей можно свести к желанию тотального контроля со стороны взрослых по отношению к своим детям. Взрослые пытаются решить за ребенка с кем надо дружить, какую профессию выбрать, музыку слушать, кино смотреть и т.д. Все это, безусловно, ведет к ограничению свободы подростка, это приводит к несформированности у ребенка самостоятельности.

Подростковая субкультура является с одной стороны своего рода усвоением культуры, созданной прошлыми поколениями, а с другой созданием собственной возрастной субкультуры, обособлением от культуры взрослых Кон И.С. Психология ранней юности. М, 1989. С.149 Обособление происходит в различных плоскостях, начиная с языковой, ценностной, заканчивая предметной.

Подростки часто создают собственную систему ценностей и норм, отталкиваясь от системы взрослого мира, противопоставляясь ему. Свой мир подростки могут создавать как антимир взрослой культуре при одновременной ориентации на их же ценности. Таким образом, зачастую ценности антимира взрослой культуры становятся престижными и значимыми для подростков Крылова Н.Б. Культурная деятельность подростка // Школьные технологии. 2000. № 5. с 70 Поэтому очень важна роль родителей в развитии личности подростка, так как именно взрослые являются теми ориентирами, на которые опираются их дети. Подросток нуждается в идеале, этот идеал он может найти в семье - к примеру, в матери, отце, старшем брате или сестре.

Культура семьи проявляется во взаимоотношениях родителей и детей. Культура личности ребенка неотделима от культуры родителей. Характер их взаимоотношений меняется при вхождении ребенка в подростковую субкультуру, вследствие чего можно определить три модели отношений: 1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.

Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы. 2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.

Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными.

Редко заявляют о своей независимости. 3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго по местам и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других». Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители должны подготавливать своих детей к взрослой жизни и взрослые делают это в соответствии со своими идеалами, каждый по-своему.

Так в произведении Фонвизина «Недоросль» видим как культура, и образование родителей оказывают влияние на формирование жизненных установок подростка. Госпожа Простакова воспитывает своего сына (Митрофана) по своему образу и подобию.

Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: « друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!», «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» Фонвизин Д.И. Недоросль М. 1987 с. 83 Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» Там же, с. 87 «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Тем самым Фонвизин определяет важнейшую роль семьи в воспитании ребенка. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Еще одна актуальная проблема современной семьи связана с экономической стороной, когда самой дорогой статьей расходов становится не просто одевание ребенка - семья должна оплатить его место в обществе.

Слабые в экономическом отношении семьи оказываются самым уязвимым звеном и их конфликт с подростками становится наиболее острым, поэтому подростки из семей рабочих государственных предприятий и интеллигенции, ситуационно, оказываются во враждебной позиции к своим родителям. Это очень серьезный механизм подрыва не только естественного единства этноса, но и остановки или прерывания традиций, в том числе и духовных, препятствие к интеллектуальной преемственности поколений, когда быть сыном или дочерью образованных, порядочных, работящих - невыгодно и не престижно Б.Г Ребзуев.

Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии. 2006 № 2. с 15 Антикультурные явления порождают личностные проблемы в развитии подростка. Все это разные показатели культуры.

Актуальная проблема современной культуры в становлении потребительского общества, состоит в выдвижении материальных ценностей на авансцену. Однако материальные трудности и связанные с ними тяжелейшие условия развития, в которые попадают многие подростки лишь одна сторона тех серьезнейших изменений, которые происходят в стране и непосредственно затрагивают развитие детей подросткового возраста. Решение материальных проблем не приводит к улучшению ситуации. Это, прежде всего проблема духовной культуры.

А именно недостаточное влияния родителей на внутренний, духовный мир ребенка. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Идет речь об утрате национальных традиций семейного воспитания: ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Отношение к семье в ходе взросления меняется.

В процессе социализации группа ровесников в значительной степени «замещает» родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Вследствие этого происходит отчуждение подростковой и взрослой субкультур. Все это связано с происходящей в последнее время деформацией внутрисемейных отношений. Современная семья находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и другое, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону.

Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет и подростковая преступность.

Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Вследствие распада семей ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Таких семей в России около 25 % Л.В.Карцева. Семья в трансформирующемся обществе. М 2003. с 51 Возможности для полноценного развития и образования детей в таких семьях ухудшаются. Возрастает количество неблагополучных семей: дети воспитываются в неполных, малообеспеченных, безработных, криминальных, безразличных к воспитанию детей, семей алкоголиков и наркоманов.

А чем ниже социальный статус семьи, тем скорее дети оказываются вне сферы ее воздействия, во всяком случае, воспитательного. Вследствие этого функции семьи, как фундамента духовного и нравственного воспитания детей снижаются. Оторванность молодых людей от трудовых и нравственных традиций семьи отрицательно влияет на духовную близость между родителями и детьми. Многие юноши и девушки, вступающие в брак, не умеют строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей.

Они не имеют представления о том, какими качествами должны обладать современные родители, не готовы воспитывать своих детей из-за культурной некомпетентности. Таким образом, решающую роль в формировании культуры личности подростка играет семья. Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители подготавливают своих детей к взрослой жизни, на основе своих идеалов, образов мысли.

При вхождении ребенка в подростковую субкультуру меняется отношения между детьми и родителями. Идеалы родителей не являются единственным влияющим фактором на формирование личности подростка, также играют роль идеалы, приоритеты сверстников и окружающего общества. В связи с этим были выявлены модели взаимоотношений родителей и подростков: - модель «близких, дружеских» отношений, где родители прислушиваются к детям, а дети к мнению родителей; - модель «дружелюбных» отношений, где дети проявляют уважение к старшим, мнение которых остается решающим приоритетным для подростка; - модель «поверхностных» отношений, где в отношениях родителей к детям приоритетной является материальная сторона, а не духовное развитие личности ребенка.

В результате это рождает потребительское отношение подростка к родителям, а в дальнейшем к жизни; отчуждение подростковой и взрослой субкультур, утрату ощущения семьи. Несомненно, семья не единственный институт, вовлеченный в процесс социализации личности.

Вторым, но не менее главным, институтом является школа. 2.2 Школа в становлении подростка Школа является специфическим институтом социализации, который не может быть замещен ни семьей, ни группой сверстников. В этот период подросток большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками. Такой «выход» за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками, роли самовоспитания, средств массовой информации и воздействия на личность.

Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет. Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа.

Школа оказывает влияние на многие аспекты развития. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.

Школа выполняет особую роль в жизни подростка. Она формирует все аспекты культуры личности ребенка Харитонова М.Р. Новое поколение и культура человеческих отношений // Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ.ред. А.С. Запесоцкого СПб, 2001. С.63 Первая и основная группа качеств это те, которые связаны с бытовой, а также профессиональной культурой личности. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества.

У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Третья группа личностных качеств относится к нравственной культуре личности Бахухина Н.П. Проблемы эстетического воспитания в школе // Формирование личности молодого человека в коле и вузе. / Под общ.ред. А.С.Запесоцкого СПб.2001.С.55 По своему нравственному значению этот аспект является главным в характеристике личности.

К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы. Немаловажную роль в становлении личности играет интеллектуальная культура. Педагоги должны донести до ученика целый комплекс знаний, и тем самым сформировать у ребенка желание учиться и совершенствоваться. Существуют два показателя интеллектуальной культуры личности, как объем и качество знаний, которыми обладает личность.

Важнейшими факторами, определяющими степень совершенства мыслительной деятельность являются: способность к анализу, синтез, ассоциация, а также образное мышление. Способность к анализу является тем необходимым качеством и свойством личности, без которого очень тяжело прожить в наше время. Способность продумать, смоделировать в голове какое-то событие или явление определяет глубину и совершенство интеллектуальной культуры личности.

Школа также оказывает огромное влияние на физическую культуру личности подростка. Содержание физкультурной деятельности является определяющим для приобщения ребенка к ценностям физической культуры. Только тогда, когда эта деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения к культуре физической. Это действительно так, ибо важнейшей особенностью культуры является воспроизводство человека во всей целостности и всесторонности своего существования.

В физической культуре объективно представлены все основные виды потребностей (материальные - связанные с развитием физических качеств, двигательных умений, навыков, и духовные - удовлетворяемые в познавательной, ценностно-ориентационной, проектировочной, коммуникативной, эстетической и деятельности), реализуемые посредством физкультурной деятельности человека. Основная задача состоит в том, чтобы и в педагогическом процессе, и в процессе его самодеятельности создавать соответствующие условия для их реализации, что и будет способствовать всестороннему развитию человека. Сейчас особо актуальной проблемой в школе является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Об этом свидетельствуют не только наблюдения, но и научно-методические публикации. Занимаясь экологическим образованием и воспитанием подростков, наблюдается достаточно низкий уровень экологической культуры общества.

Учитель, являясь заложником формальных требований, обязан реализовать образовательный минимум, который, в лучшем случае, станет основой знаний об экосистемной организации природы Земли. При этом невозможно не отметить, что существует противоречие между содержанием школьных программ по биологии и экологии и реальными экологическими проблемами, стоящими перед обществом. Огромный объем предлагаемых ученику специальных теоретических знаний не всегда является залогом элементарной экологической грамотности.

Такой компонент экологической культуры как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, невозможно сформировать только средствами классического урока. Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6 7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.

Группа сверстников - это объединение не только одногодков, в нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные ценностно-психологической совместимостью. Значение группы сверстников в процессе социализации личности растет от раннего детства к юности. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важноt чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение своих друзей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Андре Моруа в «Письме к незнакомке» писал: «Школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны» Кон И.С. Психология ранней юности М 1989 с.23 Современная культура обусловила ряд проблем и определила специфику социокультурной адаптации подростка в школе Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе М 1999 Во-первых, существует социальное расслоение, особенно в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей (отдельные подростки обладают особо ценными, престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации.

Иногда эти группы практически не общаются между собой.

Во-вторых, складывается внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятой в самой ученической среде. В старших классах становится более резкой разница в положении «звезд» и «отвергнутых», или «изолированных». Чем бы не определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Несформированность культуры в классном коллективе и в школе в целом - одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие подростки часто попадают под дурное влияние вне школы.

Школа выполняет особую роль в жизни подростка. Она формирует культуру личности ребенка. Связанные со школой проблемы должны касаться не только родителей и их детей, а всего общества - государства. Так как здоровая крепкая нация формируется из здоровых детей. В 2005 году Общественный информационный совет Кировской области выступил с инициативой создания первого рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова.

Инициативу поддержали Кировская городская дума и Управление образования города. Основная цель составления рейтинга - это разработка системы мониторинга через создание надежного и адекватного инструмента получения информации о состоянии и тенденциях изменения школьного образования в г. Кирове, положении самих школьных учреждений для корректировки политики региональных властей в сфере образования и социальной политики в целом.

Школы оценивались по разным критериям. Общеизвестно, что психологическая комфортность, доброжелательный психолого-моральный климат в школе являются важнейшим фактором успешной социализации и формирования личности ребенка, а также влияют на успеваемость учащегося, его становление и развитие. В блоке «Морально-психологический климат школы» изучались: психологическая комфортность пребывания ученика в школе; эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школы; отношения между школой и родителями; эмоционально-психологическая обстановка в классе; насыщенность школьной жизни; насыщенность вне школьной жизни; роль школы в жизни выпускника.

Проанализировав данные мониторинга, можно сказать, что большинство школ г. Кирова не ориентированы на личностное развитие учащихся, их мотивирование на успешность в школьной и внешкольной жизни; недостаточное внимание в учебных заведениях уделяется морально-психологическому климату, соответственно, в большинстве учебных заведений наблюдаются проблемы во взаимоотношениях администраций и педагогических коллективов школ с родителями учеников, проблемным являются и эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школ, а также, по мнению родителей, может более насыщенной внешкольная жизнь учащихся, что ставит вопрос о развитии в городе системы внешкольного и дополнительного образования.

Внешкольные учреждения, а также сеть кружков и секций в школах выполняют несколько важных задач.

Прежде всего, это содействие разнообразным способностям и интересам ребят в тех или иных видах деятельности (художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др.). Подростковое творчество ярче всего проявляется вне класса, в научных кружках, творческих объединениях (театральные кружки, художественные студии др.) или в сфере досуга. Однако творческое начало, присущее внешкольной работе, привлекало подростков возможностью реализовать свою познавательную и социальную активность, потребность в свободном общении со сверстниками и людьми другого возраста, других профессий и увлечений.

Школа дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер. Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов.

Она призвана формировать культуру личности подростка, которая включает в себя такие аспекты: духовно-нравственная культура, профессиональная, интеллектуальная, экологическая, физическая, культура общения.

К сожалению, на современном этапе школа не представляет собой комплексного образования, она может сформировать один из перечисленных аспектов в культуре личности подростка, либо пытается формировать целый комплекс без системного подхода (несвязанность аспектов между собой) Все это определяет актуальные проблемы становления личности подростка в школе. На фоне данных актуальных проблем особенно остро просматривается проблема духовной культуры личности подростка, а именно падение книжной культуры.

Книжная культура помогает сформировать духовно-нравственную культуру, культуру общения и интеллектуальную культуру. Глава 3. Ценностные ориентации современного подростка 3.1

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Актуальные проблемы подростковой субкультуры

Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его… При этом подростковая возрастная группа рассматривается как особая субкультура современного общества, в которой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Семья как фактор социализации личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика подростковой субкультуры
Общая характеристика подростковой субкультуры. В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой сам

Книжная культура и развитие личности подростка в современной России
Книжная культура и развитие личности подростка в современной России. Картина подросткового чтения в сегодняшней России отражает реальные процессы и тенденции развития личности подростка. Сегодня ос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги