рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История благотворительности с древнейших времен до XIX века

История благотворительности с древнейших времен до XIX века - раздел Социология, Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен История Благотворительности С Древнейших Времен До Xix Века. Простейшее Виды ...

История благотворительности с древнейших времен до XIX века. Простейшее виды благотворительности, заключавшиеся в кормлении нищих, практиковались на Руси с древности.

Исходя из летописей, благотворительностью занимались отдельные люди («нищелюбцы»), из которых выделялись князья и духовенство. Развитие благотворительной деятельности связано с принятием христианства как основного вероисповедания. Исполнение заповедей божьих, главнейшими из которых являются, любить Бога и ближнего своего являлось залогом милости Божьей. На практике исполнение заповедей заключалось в кормлении нищих, помощи бездомным, посещение больных и заключенных в тюрьме, помощь внутри общины.

Исходя из этого, благотворительность не была остро необходима обществу, а была необходима самому благотворителю, чтобы поднять уровень собственного духовного совершенствования. Нищий для благотворителя был лучшим богомольцем, своеобразным посланником богу, который попросит милости для своего благодетеля. В летописях восхваляются князья, которые занимались благотворительностью. Св. Владимир занимался широкой благотворительной деятельностью. “Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-то сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье”. История государства Российского: Жизнеописания.

IX-XVIвв М.: «Книжная палата», 1996 г С. 63. Празднуя в Васильеве устранение грозившей Владимиру от печенегов опасности, роздал бедным много хлеба, меду и триста гривен серебра из своей казны.

Есть предположение, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения этого в памятниках древней письменности и не встречается, тем не менее, известно, что больные во время его княжения получали не только призрение, но и врачебную помощь. Кроме Св. Владимира история указывает еще целый ряд других христолюбивых и нищелюбивых князей. Например, Ярослав Владимирович, и его брат Мстислав (князь Тмутараканский). При Ярославе было открыто первое училище для юношей.

Во второй половине XI века можно отметить таких благотворителей как Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше других, после Св. Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который “Никогда не прятал сокровищ, никогда не считал денег, но раздавала обеими руками, а между тем казна его была всегда полна, потому что он был хорошим хозяином”. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVIвв М.: «Книжная палата», 1996 г С. 107. Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит детям: «всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите» Забияко А.П. История древнерусской культуры М.: «Интерпракс», 1995г. С. 265 Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

Из преемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав, и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное им по наследству.

Андрей Боголюбский, по примеру Св. Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Всеволод Юрьевич, после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара помог восстанавливать жителям город. Иоанн Данилович прославился «Калитой», из-за того, что постоянно носил с собой мешок с деньгами, и раздавал их милостыню.

История знает немало примеров, когда князья, раздав все свое имущество, уходили жить жизнью обычных ремесленников или странников. В основе благотворительной деятельности князей лежали нравственно-религиозные побуждения, поэтому саму благотворительность совершали церкви и монастыри. Среди крупных монастырей можно выделить Киево-Печерскую лавру. С 996 года в «Церковном уставе» упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечительству за призрением бедных и обездоленных.

Из этого следует, что любой монастырь, имеющий средства должен заниматься благотворительностью. Церковь была свободна от налогов и сборов, а средства на благотворительность выделялись огромные, поэтому контролировать суммы, вращающиеся в этой сфере, практически не контролировались государством. Отличительной чертой благотворительности этого периода является раздача милостыни всем нуждающимся, не выяснялись причины их нищеты, их проблемы, им просто подавали.

Помощь была разнообразной, и всегда соответствовала действительной нужде. Больше всего конечно раздавалось жизненных продуктов, так как денежное обращение в это время еще не было сильно развито. Стоглавый собор Ивана Грозного, показал реальность проблемы нищенства в России. Нищие бродили из города в город, перенося с собой эпидемии и болезни, и к этому моменту количество бедняков в России достигло огромного числа. По наказанию собора всех бедных и нищих нужно было пересчитать, помыть, одеть и создавать специальные богадельни для помощи бездомным.

По-прежнему попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него и в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует им. Но возлагая попеченье о бедных на обязанность общества. Собор признает необходимым регулировать его мерами государственными, путем царского повеления или, иначе говоря, законом. Для большинства нуждающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях, впервые для этого различает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры. Среди духовенства в этот период времени можно отметить такие монастыри как Сергиевский, Белозерский-Корнилиев.

Сын Ивана Грозного, Федор отличался особенной политикой в области благотворительной деятельности, в период его правления было построено несколько богаделен, и приютов. “Многие историки положительно оценивают деятельность Бориса Годунова в организации хозяйственных инициатив. В частности он пытался улучшить благосостояние людей особым вниманием к решению проблемы последствий неурожаев.

Он не только оказывал голодающим действенную помощь, но и принял меры против монополизации хлебной торговли”. Горчеев А.Ю. Нищенство и благотворительность в России М.: «Духовное возрождение», 1999г С. 41. Кроме того, он заставлял богатых людей строить благотворительные постройки по всей стране за свой счет, во благо государству. Новый этап развития благотворительной деятельности начинается с приходом к власти династии Романовых.

Принимаются попытки сосредоточить благотворительную деятельность в руках государственных учреждений. Сначала дела этого рода ведались Патриаршим приказом, затем Монастырским, позднее Аптекарским, а в 1610 году - особый приказ строения богаделен. Одной из целью этого приказа было стимулирование благотворительной деятельности богатых людей России, а в частности царя и его приближенных. Известными благотворителями того времени являются архимандрит Никон, бояре Матвеевы, князь Черкасский, Ртищев и др. Царь поручил Никону принимать просьбы от обиженных и угнетенных бедностью и затем доносить их до царя, сам Никон широкой благотворительной деятельностью: раздавал хлеб, деньги, посещал заключенных в тюрьме.

Боярин А. Матвеев переписывал божественные книги, а вырученные деньги раздавал бедным. Князь Черкасский построил на свои собственные деньги больницу, Ф. Ртищев построил несколько богаделен, и монастырь, где бедняков обучали ремеслам, а детей бедняков грамоте.

Сам царь часто переодевался в обычную одежду, и ходил по городу, опрашивая народ о его проблемах и невзгодах, а затем принимал различные меры по облегчению жизни населения. В основном благотворительная деятельность при Алексее Михайловиче носила прежний характер и мало отличалась от древнейших форм. Еще со времен Ивана Грозного государственные органы пытались предпринять попытку перейти от благотворительной деятельности к общественному призрению, которое, по мнению государя, способствовало бы искоренению нищенства.

Благотворительность же способствовала росту числа попрошаек и бродяг среди населения. С приходом к власти Петра I ситуация начала меняться. Одним из первых указов Петра I был указ касающийся «ленивых прошаков», по этому указу всех бродяг в стране нужно было останавливать и опрашивать, и если человек не был действительно болен (слеп, глух, нем, или иными болезни), то нужно было немедленно отправлять его туда откуда он прибыл (крестьян помещикам и т.д.), а если человеку действительно нужна была помощь, то его нужно было отправлять в специализированные заведения.

Одной из основных задач Петра I было урегулирование благотворительной деятельности (так как искоренить ее было невозможно из-за религиозных и оральных причин). Петр I призывает определять нуждающихся по причине их нужны, и помогать соответственно именно тем, кому помощь жизненно необходима, тем самым, искореняя «ленивых прошаков». Так же он призывал общественность помогать строительству богаделен, больниц, монастырей и церквей, т.е. выделять деньги на строительство.

Во время своего правления Петр I издает указ, по которому необходимо помогать старым и больным, вдовам солдат. Впервые был построен приют для зазорных младенцев (незаконнорожденных). Было издано несколько указов, призывающих городских магистров проводить профилактику нищенства и самим изыскивать средства на помощь беднякам, за счет богатых жителей города. Церкви и монастыри император призывал строить больницы, приюты, богадельни, школы на своих землях, строительство которых по-прежнему проводилось за счет благотворителей.

Позднее император вводит новый указ, по которому нищих, просящих хлеба, нужно было привлечь к какой либо работе, а не давать просто так еду или золото. В этот период отмечается массовое строение специализированных заведений для людей, нуждающихся в помощи. Следует заметить, что строительство таких заведений производиться в основном за счет благотворителей, хотя государственные отчисления на строительства начинают становиться регулярными, хоть и меньшими по размеру.

Основные исчисления делались за счет повышения различных налогов и сборов. Петр I огромное внимание уделял проблеме нищенства и всячески пытался понизить число нищих в стране, но успел упорядочить благотворительную деятельность в стране. Это связано с тем, что организовать благотворительность очень трудно, так как этот род деятельности очень трудно систематизировать.

После Петра наступает затишье в области законодательства относительно благотворительной деятельности. Время дворцовых переворотов только усугубило положение населения в стране, что способствовало обнищанию населения. По-прежнему основным видом помощи является прямая помощь нуждающимся (едой, деньгами, работой, кровом). “За годы правления Екатерины II удалось создать устойчивое общественное мнение по поводу жертвования бедным” Горчеев А.Ю. Нищенство и благотворительность в России М.: «Духовное возрождение», 1999г С. 51. В период ее правления начинаются регулярные (постоянные) взносы на постройку различных заведений для бедных.

По ее примеру благотворительной деятельностью начинают заниматься многие видные и богатые люди того времени. Помощь эта выражалась, прежде всего, в более или менее значительных пожертвованиях с благотворительными целями. Идя навстречу стремлениям общества к стремлениям общества к благотворительной деятельности, правительство издало Положение относительно пожертвований на устроение заведений для призрения неимущих.

По этому Положению на губернаторов возлагалась обязанность соображать, достаточны ли пожертвования неустройство и содержание предположенного заведения или недостаточны. В первом случае губернаторы должны были направлять дело к исполнению воли жертвователей, а во втором обязывались предлагать им обратить свое пожертвование в общую массу сумм, оказавшихся недостаточными для учреждения на них предположенных заведений и, получив от жертвователей согласие отсылать их в Совет Человеколюбивого Общества, который уже должен был, соединив все недостаточные суммы вместе, учредить на них благотворительное заведение или расширить одно из существующих.

Несмотря на относительно малый простор, предоставлявшийся этим Положением частным жертвователям, их число, под влиянием духа времени, было довольно велико. Таким образом, можно отметить, что благотворительная деятельность зародилась еще в древности и, несмотря на развитие общества, не потеряла свою силу, но и так же осталась жизненно необходима некоторым слоям населения.

Крупной благотворительностью занимались богатые люди страны, но и крестьянин никогда не прогонял от своего дома «просящего помощи», имена эта черта являться отличительной особенностью русского народа. 1.3 История благотворительности в XIX - 90 года XX веках Система призрения, созданная Петром Великим и развитая в некоторых, наиболее желательных частях своих Екатериной II, оказалась очень прочной и устойчивой.

Уже это одно обстоятельство свидетельствует, что во многом она была правильной и соответствующей жизненным потребностям. Важно было и то, что она была цельной системой, т. е. давала определенные ответы на все основные и важнейшие вопросы общественного призрения. Наиболее неудачные части ее бюрократизм в исполнении, полное устранение активной деятельности общества не были оценены по достоинству в течение XVIII и в первой половине XIX в. и считались, по условиям того времени, не недостатком, а скорей достоинством, необходимой принадлежностью всякой системы управления.

Поэтому естественно, что и указанная система призрения процветала очень долго и сохранилась в общих чертах до наших дней. В начале XIX века постепенно складываются новые институты формы помощи и поддержки нуждающегося населения. Россия стремиться перенять европейский опыт системы призрения и воспитания различных категорий нуждающихся. Формирование новых институтов призрения осуществляется через разрушение старой: монастырской и приходской систем помощи.

В России общественная благотворительность имела свои специфические свойства. Некоторые заведения действовали самостоятельно и по своей программе, а некоторые на особом положении. К таким заведениям относятся: Ведомство Императрицы Марии Федоровны - занимало особое место среди благотворительных учреждений страны, как по числу заведений входивших в него, так по размеру капиталов, доходов и расходов. Помощь этого общества распространялась на различные категории нуждающихся всех возрастов, на здоровых и больных, страдающих различными физическими и умственными недостатками.

Помощь заключалась в предоставлении пропитания, проживания, обучения или денежного пособия, которое выдавалось на руки или предоставлялось в качестве оплаты в какое либо другое заведение. Императорское Человеколюбивое Общество, образованное в 1816 году на базе «благотворительного общества», осуществляло практически такую же помощь, что и Ведомство Императрицы Марии. Специфика таких ведомств в том, что они находились на особом положении у государства и имели льготы и индивидуальные поощрения, а так же пользовались огромной популярностью среди состоятельных людей страны, которые часто перечисляли на счета этих обществ благотворительные суммы.

К таким учреждениям на особом положении так же относятся «Попечительство о трудовой помощи», «Российское общество Красного креста» и «Александровский комитет о раненых». Так же следует отметить журналы, посвященные благотворительности: Журнал «Вестник благотворительности» выходил с 1870 года, в журнале сообщалось о количестве пожертвований, о правилах содержания в приютах, тюрьмах, трудовых домах, как в России, так и за рубежом.

В журнале сообщалось о преступлениях по бедности (кражах, убийствах) и судебных процессах по этим делам. Так же имелась рубрика «Заявления о бедности», где можно было сообщить о своем тяжелом положении и оставить адрес, по которому нужна помощь.

Всего вышло 7 номеров этого журнала, и он был закрыт, но с 1897 года здание журнала возобновилось, но не надолго, с приходом советской власти он был снова закрыт. Журнал «Трудовая помощь» выходит в Петербурге с 1897 года. Главное внимание журнал собирался уделять проблемам тех, кто терпит крайнюю нужду и не может найти работу, чтобы зарабатывать на хлеб. Но тем не менее в журнале печатались академические стать, обсуждались проблемы благотворительности, печатались материалы о трудовой помощи в странах западной Европы, публиковались итога международных конгрессов по вопросам частной благотворительности, а во время Первой Мировой Войны журналом проводилась благотворительная компания по сбору средств для нужд Российской армии.

Но в 1918 году журнал был зарыт советской властью за ненадобностью. Журнал «Тюремный вестник» издавался с 1893 года по 1917 год. В журнале печатались статьи о тюремной и ссылочной жизни. Журнал благодаря своей компании, проводимой в помощь тюремным заключенным, собирал средства для улучшения условий пребывания в тюрьме.

Журнал «Братская помощь» (1888-1905), благотворительный журнал, печатавший различные материалы относительно благотворительной деятельности, а так же коммерческую рекламу, а деньги, вырученные с этих рекламных объявлений, отправлялись на благотворительные цели. Целью всех этих журналов было привлечение внимания общественности к проблемам бедности, освещение этих проблем и как следствие мотивации состоятельных граждан к благотворительной помощи населению.

Хотя сами журналы так же занимались благотворительной деятельностью (трудовой помощью, сбором средств). Среди видных благотворительных деятелей того времени можно отметить следующих людей и династии: Купеческая династия Морозовых, один из крупнейших благотворителей с XVIII - начало XX вв. Семья, разделившаяся на несколько самостоятельных ветвей, всегда сохраняла влияние, как на развитие промышленности, так и на различные благотворительные и культурные начинания.

Морозовы к началу XIX века насчитывали пять поколений, активно принимали участие в общественной жизни. Родоначальник семьи Савва Васильевич. Его дети, внуки и правнуки вошли в историю как одни из виднейших благотворителей и меценатов, внук Саввы Васильевича являлся меценатом и покровителем МХАТА, вложившим немало средств в развитие театра. При своих фондах Морозовы организовывались ясли, богадельни, школы, содержали огромное число стипендиатов в России и за рубежом.

Рукавишниковы Константин Васильевич и его брат Николай Васильевич, так же являлись крупными благотворителями XIX века. Константин Васильевич долгое время был городским Московским главою, им самим были созданы несколько учреждений благотворительных. Его брат являлся главой исправительного приюта, в котором обучали ремеслам и оказывали различную рода помощь. На их средства были построены ремесленное и женское городские училища и хирургические клиники. Семья Рябушинских, история которой начинается с XIX века являлись в то время одними из видных промышленных деятелей.

На их средства содержались больницы, школы, богадельни, ясли при их фабриках. «В 1895 году было построено «убежище для вдов и сирот». Рябушинские поддерживали исследовательские экспедиции, развитие науки, техники, культуры». Энциклопедия международных благотворительных фондов и организаций. М.: Книга и бизнес, 1999. стр. 141 Семья Строгоновых так же с вековой историей, принимала участие в благотворительной деятельности XVIII-XIX веков.

Родоначальник семьи - Александр Сергеевич Строганов, был потомственным графом, являлся директором публичной библиотеки, Президентом Академии художеств. Он не жалел средств для поддержания талантов, помогал художникам с заказами, финансировал их учебу за границей, курировал строительство Казанского собора. Его дети и внуки продолжили доброе дело своего отца. Среди крупных благотворителей можно отметить династию Третьяковых, Сытиных, Щукиных и др. Стракалова А.Н Тролецкая Е.Г Сабашникова С.С. на собственные средства и сборы построили в Москве место, где раздавали дешевую горячую еду для нищих.

Шохин Н.А Куликова Г Николаева Е.И. не один раз жертвовали здания для благотворительных нужд, в которых в последствии размещались приюты и дешевые столовые. Трубецкая Н.Б Фирсанов И.Г Максимов Г. На протяжении многих лет занимались благотворительной деятельностью в рамках «Братолюбивого общества». Говоря о благотворительной деятельности нельзя забывать царскую семью, которая к тому времени была огромной и многие представители династии занимались благотворительность.

Дочери Николая II входили в состав «Ведомства Императрицы Марии», и занимались помощью раненым в период Первой Мировой Войны. Сам же Николай любил свою страну и свой народ «…Больше всего он любил своих мужиков, долю которых он искренне пытался улучшить» Грабакина Л.Д. История государства Российского М. «Книжная палата», 1999г С. 21. «После октябрьской революции 1917 года произошло качественное изменение социального пространства, вызванное кардинальными изменениями в системе хозяйствования, идеологии, создания новых общественных отношений». Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи.

Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр 2001 158 Благотворительной деятельности как пережитку прошлого, был положен конец. Социальное обеспечение объявлялось правом каждого человека, потерявшего трудоспособность или оказавшегося в социальной нужде.

Новое правительство вскоре после революции стало принимать конкретные меры для ликвидации безработицы, детской беспризорности, голода, по оказанию помощи инвалидам и семьям погибших красноармейцев. Под государственный контроль были взяты такие социальные категории, как пенсионеры, инвалиды, а так же институт семьию, материнства и детства. Второй всероссийский съезд советов провозгласил цель на соблюдения «революционного порядка», на практике это означало искоренение всякого рода врагов народа.

Под ними зачастую понимались не только прямые враги, но и так же те, кто тормозили это развитие социализма. Врагами народа были объявлены инвалиды, военные инвалиды, беженцы, нищих и бездомные. Таких людей по приказу нужно ссылать в отдаленные районы страны (вынужденное переселение), либо насильственно принуждать к труду. Позднее был издан указ, по которому их нужно было уничтожать, именно физически. Все имущество благотворительных организаций было передано государству, в зданиях богаделен и больниц стали располагаться «полезные заведения». Все благотворительные общества распущены, журналы закрыты, более того многие из основателей обществ и редакторы журналов были отданы под жестокий советский суд, В 1918 году народный комиссариат издал распоряжение в котором говорилось о искоренении нищенства и попрошайничества, все нищих годных к труду нужно было отправлять на биржу труда, беспризорных детей в приюты, неполных инвалидов в мастерские для обучения.

Нищенство считалось позором для Советской России и подлежало искоренению. Не принималось во внимание то, что вся послевоенная Россия страдала от нищенства и голода, и зарплата заводского работника не могла прокормить человека.

Люди, которые голодали просто не могли не пойти просить помощи, а бродяги не могли уйти с улиц, потому что им просто некуда было идти. Конечно, нищенство истребляли и боролись с благотворителями, но в массово это невозможно было осуществить по причине нехватки средств. По улицам бродили в поисках пищи и крова не только взрослые, но и дети. По проекту социальной политики этих детей необходимо было отдавать в детские дома, а затем на мастерские для обучения, но мест в детских домах нахватало (из-за закрытия многих общественных организаций). «После создания Наркомсобеса, в стране были определены 3 основные формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан: а) Государственное социальное обеспечение, находившееся в ведении министерств социального обеспечения союзных республик и финансирования из средств государственного, республиканского и местного бюджета; б) государственное социальное страхование, распространявшееся на рабочих и служащих и находившихся в ведении профессиональных союзов; в) Социальное обеспечение членов колхозов, осуществлявшееся соответствующими общественными организациями колхозов при участии органов социального страхования» Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи.

Саратов: Поволжкий межригиональный учебный центр 2001 168 Благотворительность в советском обществе была неприемлема и недопустима.

Власти считали, что это унизительно принимать гроши и настоящий советский гражданин не должен так унижаться.

Начиная с 50-х до середины 80-х гг. благотворительность в нашей стране выступала в виде института шефства. Идеология шефства связана с общественной деятельностью "по оказанию систематической помощи кому-либо в производственном, культурном, политическом и т.п. отношениях; содействие в каком- либо деле". По сути дела, реципрокные архаические связи и отношения сохранялись так же, как и в родовой и в семейной общине, только патерналистские отношения регулировались теперь государственными органами, которые направляли и организовывали "систематическую помощь" в производственной и культурной сферах. Можно сказать, что после ликвидации модели частной благотворительности была использована модель общественной благотворительности, которая приняла новую форму коллективного шефства.

Однако несмотря на то, что идеологический институт помощи был явлением новым, тем не менее он воспроизводил древнейшие идеологемы социокультурных общественных отношений, основанных на принципах эквивалента - "ты - мне. я -тебе". Только в новых исторических условиях ты - мне. я -тебе" не обязательно принимали вещественную форму, как в институте потлача у североамериканских индейцев, а могли встречаться и другие формы, связанные с определенными услугами.

Сочетания субъектов и объектов помощи принимали различные формы и зависели от той или иной программной установки государства.

Так, в 30-е гг. молодежь шефствовала над авиацией, а в 70-80-е гг над детскими домами. Изменение практики шефской помощи происходит в 1987 г когда организовывается Советский Детский Фонд им. В.И.Ленина. В его основе положена безвозмездная деятельность, не требующая ответного предоставления услуг. Средства, которые собирались и от коллективов, и от частных лиц, что было для этого времени явлением новым, шли на социальные программы, детям-сиротам, детям, страдающим различными заболеваниями.

Но и в этой деятельности просматривались рудиментные пятна коллективного шефства, так как акции Фонда на первых порах проводились в виде обязательных отчислений от коллективов и частных лиц. Таким образом, благотворительная деятельность в девятнадцатом веке развивалась масштабно и количество благотворительных обществ и благотворителей росло в десятки раз с каждым десятилетием. Ряд крупных благотворителей, являвшихся спонсорами и меценатами оставил и до сих пор богатое наследие для страны светлую память о своем имени.

Так же следует отметить развитие периодики посвященной благотворительной деятельности. Ведь периодические издания не просто освящали положение дел, но и привлекали дополнительные средства, которыми потом помогали людям. Но с приходом советской власти можно сказать, что произошло сужение парадигмы помощи, многие виды социального патроната, оформившиеся эволюционным путем, утратились в общественной практике.

Глава II. Благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России В настоящее время возрождающаяся благотворительная деятельность приобретает важное значение в решении многих социальных проблем. «Один из важных показателей успеха - быстрый рост числа благотворительных организаций. В конце 1980-х годов их были десятки, в середине 1990-х - десятки тысяч. К первым независимым группам добровольцев власти относились с подозрением, в 1987 -1988 годах им предлагали «подключиться» к учреждениям.

Советскому детскому фонду, Советскому фонду милосердия и здоровья, Советскому фонду культуры отказывали в регистрации (а она была необходима для получения статуса юридического лица, чтобы открыть счет в банке)» Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр 2001. стр. 177. Наиболее многочисленных среди российских благотворительных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Этим группам самопомощи постоянно не хватает средств, квалификационных специалистов, помещений, далеко не всем удержаться утвердиться, выжить, но постоянно появляются новые. «Так, в Москве за 2-3 последних года были зарегистрированы общество многодетных семей «Пчелка», объединение инвалидов «Вехи», клуб детей-инвалидов «Аннушка», фонд социальной поддержки военнослужащих и др». Мозаика Российского добровольчества.

Р-наД.: Старорусские - стр. 117 Некоторые из созданных в конце 1980-х - начале 1990-х годов организаций действует сейчас как многопрофильные, осуществляют широкий набор благотворительных программ («Невский ангел», «Душа человека», «Сопричастность», «Нет алкоголизму и наркомании», «Московский дом милосердия»). У каждой из этих своя специфика, но в то же время каждая из них оказывает социально-правовую помощь нуждающимся и консультации по различным вопросом.

Независимые исследования, проведенные с целью выявления категорий которым оказывается помощь со стороны благотворительных организаций: На российскую почву были перенесены и приживаются некоторые формы западной благотворительности.

В конце 1980-х годов впервые возникли объединения людей, стремящихся избавиться от алкогольной зависимости («анонимные алкоголики»). В Москве таких групп более 20, они так же создаются в других городах страны. «В 1990 году в Санкт - Петербурге создается первый хоспис, созданный для безнадежных онкологических больных.

И уже в 1996 году хосписы функционируют в 26 городах России». Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр, 2001. стр. 179 Следует отметить, какими средствами организации пользуются при поддержке социальных и благотворительных проектов: Самыми распространенными являются денежные средства, далее следуют собственная продукция и предоставление транспорта, помещений, оборудования.

Практически не востребованы такие возможности бизнеса, как поощрение добровольного труда персонала и совсем не востребован такой ресурс бизнеса, как умение грамотно организовать процесс управления проектом. В России действуют международные благотворительные организации - Врачи без границ, Врачи мира, Армия спасения, Международный Красный Крест. Число их представителей невелико, но они часто берут на себя тяжкую и в прямом смысле грязную работу, появляются в самых горячих точках, где их работа сопряжена с немалой опасность и где они действительно нужны людям (вспомним полуторагодовалой давности события Беслана). Занимаются они и традиционными формами благотворительности: поставка лекарств и медицинского оборудования больницам, продуктов питания - детским домам. Такую же работу в социальной сфере проводят несколько десятков постоянно присутствующих на территории России отделений благотворительных организаций других стран.

Они придают большое значение мероприятиям, которые направлены на повышение квалификации, профессионализма энтузиастов российской благотворительности: проводят семинары, лекции, организуют поездки за рубеж для стажировок.

Постепенно возрождается находившаяся длительное время под запретом церковная благотворительность. Около 30 из 200 действовавших в Москве в 1994 году храмов и монастырей взяли на себя патронат над домами ребенка, детскими больницами, школами - интернатами, пансионатами для ветеранов труда, уход за больными в больницах, оказание гуманитарной помощи, медицинской и духовно - просветительской помощи прихожанам, предоставление бесплатных обедов.

Поначалу благотворительная деятельность в нашей стране проходила в условиях правового вакуума, причем среду ее активистов не было стопроцентной уверенности в необходимости регулирующего эту область закона. Если благотворительность это порывом души, то вмешательства со стороны государства просто неуместны.

Однако организаторы первых благотворительных акций ощутили острую потребность в законе, определяющем, что можно, а чего нельзя. Разработка законопроекта началась в 1991 году, и только в 1995 году вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». «Значение закона о благотворительных организациях - в признании их государством как особого социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества проблем, в принятии государством определенных обязательств по содействию деятельности этого сектора». Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи.

Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр 2001. стр. 184 Но не только организации, но и инициативные группы и просто добровольцы, взявшие на себя ответственность оказываться и защищать права репрессированных, женщин, душевно больных, ветеранов войн, беженцев и вынужденных переселенцев, одиноких стариков, людей с ограниченными возможностями, безнадзорных детей, бедных людей.

Широкую добровольческую поддержку получают те группы и организации, задачи которых с точки зрения людей, стоил их усилий и времени. Наиболее частыми мотивами добровольцев являются чувство милосердия, сострадания и сопереживания, к тем, кто беспомощен и незащищен. Многие люди испытывали желание быть полезными, потребность в реализации своих личностных возможностей. «Первыми моделями организации труда добровольцев стали создаваемые внутри общественных объединений профильные группы.

Например, добровольческие группы, специализирующиеся по уходу за пожилыми и немощными людьми на дому и в медицинских учреждениях на оказание информационной и технической поддержки, клубы добровольцев. В России ежегодно празднуется день добровольца (5 декабря)». Мозаика Российского добровольчества. Р-на Д.: Старорусские - стр. 10 «По данным Государственного комитета статистики Российского Федерации, на начало 2005 года было зарегистрировано 520 тыс. некоммерческих организаций, из них 275 тыс. (60%) негосударственные организации; активную работу в регионах ведут около 70 тыс. организаций.

В их деятельность включено около 2,5 млн. сотрудников добровольцев. По результатам исследования Центра развития демократии и прав человека (Москва), проведенного в конце 2001 года в России активно действовало около 44000 общественных объединений. Услугами общественных объединений и некоммерческих организаций в 2002 году воспользовались около 30 млн. клиентов. Совокупный ежегодный бюджет таких организаций составил примерно 500 млн. американских долларов». Там же - стр. 12 В Санкт - Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано более 15 тыс. некоммерческих организации.

Из них реально существуют и работают примерно 5-6 тыс. Средний возраст организаций - 4-5 лет. В них работает свыше 60 тыс. человек, в т.ч. на постоянной основе - 20 тыс. Среди них более 10 тыс. чел профессиональные социальные работники, психологи, врачи, юристы, педагоги. Так же около 10 тыс. человек, работающих в организациях - добровольцы. Существенный интерес представляет деятельность различных фондов на территории нашей страны: «Фонд «Созидание» - миссия данного фонда реализовать, поддерживать и проектировать целевые программы привлечения молодежи к активному участию в общественно полезной деятельности, учитывая социально-экономическую ситуацию, российские исторические традиции и мировой опыт. При реализации своей миссии Фонд взаимодействует с образовательными учреждениями, государственными и муниципальными социальными учреждениями, социально активными коммерческими структурами.

Кроме того, фонд реализует программу индивидуальной поддержки социально активной молодежи.

Всего за 4 года работы фондом «Создание» были выделены 86 грандов общественным объединениям на организацию социальной активности молодежи. Во Владимире при поддержке Фонда «Созидание» силами молодых студентов был проведен социологический опрос молодежи на тему сознательного материнства и отцовства.

В Самаре Фонд «Созидание» профинансировал создание молодежной службы сервиса для инвалидов. Молодые добровольцы оказывали бытовую помощь инвалидам: выводили на прогулки, делали покупки, помогали по хозяйству, читали. Фондом проводятся различные семинары и конференции, оказывается юридическая поддержка нуждающихся». Бахмин В.И. О фондах в России М: Логос - стр. 56 «Благотворительный фонд «Московский дом милосердия» - это некоммерческая организация, созданная в 1991 году в целях объединения добровольных усилий граждан и организаций для участия в решении социальных проблем Москвы.

Сферы деятельности Фонда: гражданское общество, защита прав граждан, социально-экономическое развитие, культура, благотворительности, законодательство. Виды деятельности и услуги: распространение информации о добровольчестве, консультации, тренинги, анализ и исследования, проведение конференций, круглых столов, семинаров, форумов, публикаций, крупномасштабных общедобровольческих акций.» там же стр. 59 «Фонд Сороса - самый большой частный благотворительный фонд действующий на территории Российской Федерации.

Данный фонд учрежден известным миллионером и филантропом Джорджем Соросом, с целью создания необходимых условий для развития открытых обществ во всем мире, особенно в бывших коммунистических странах Центрально и Восточной Европы. Одним из крупнейших институтов, учрежденных Джорджем Соросом, который инициирует и поддерживает программу по развитию открытого общества, координирует работу независимых национальных фондов». Энциклопедия международных благотворительных фондов и организаций.

М.: Книга и бизнес, 1999 стр. 155 «Деньги фонда Сороса идут на стипендии; поддержку исследовательских программ; гранды на исследования; программы по обмену опытом; проведение олимпиад/конференций; обучение/стажировки в странах Европы и США; издание и переиздание книг; помощь музыкальным и художественным школам; проведение конференций (как студенческих, так и преподавательских); поддержка журналов.

Фонд Сороса помогал даже ученым Академгородка. В 1992 году Т.Заславская и Т. Шанин успешно проводили в Англии «летнюю школу» для социологов из России. Т. Заславская рассказала Соросу о бедственном положении ученых в Академгородке, о том что они не могут найти работу и что у них нет средств для осуществления своих исследований. Новосибирцам было предложено создать свой экспертный комитет для отбора конкретных проектов с одним условием - в него не должны были входить директора институтов и их заместители.

Таким образом, были отобраны 200 проектов и 1200 участников, доля ученых вошедших в состав комитета по подготовке проекта составила всего 3.5% (в западных стандартах 10-15%) В ведении Фонда Сороса находятся такие программы: «Центр современного искусства Сороса», «Культура и искусство», «Высшее образование», «Образование», «Гуманитарная помощь Чечне», «Гуманитарные науки», «Новые книги Российским школам» и многие другие. За время своего существования в СССР, а затем в Российской Федерации Фонд Сороса израсходовал на благотворительность более 700 млн. долларов». Никитинский Я. Трудно делать добро.

Дж. Сорос. М.: Институт «Открытое общество» 1997г стр. 135 Общественный Фонд г. Тольятти - фонд занимается проведение конкурсов и грандов, проведением благотворительных акций. Фонд действует преимущественно за счет своих средств с минимальным привлечением зарубежных спонсоров. «Благотворительный Фонд развития города Тюмени - регулярно проводит конкурсы грандов, а так же разрабатывает новые технологии сбора частных пожертвований, из которых самой интересной является содействие со Сбербанком России, в филиалах которого любой желающий может сделать пожертвования на счет Фонда, а фонд затем распоряжается деньгами на различные благотворительные программы.

Подобные фонды существуют на Урале, в Москве, Ростове - на - Дону, Пензе Саратове и Калуге. Каждый из этих фондов оказывает огромную помощь нуждающемуся населению.

Общие показатели деятельности фондов в 2002 году» Благотворительность в России как социальный институт: история, становление, развитие. СПб.: Лики России - стр. 410 № Город Население (тыс. человек) Дата регистрации Капитал (руб.) Количество конкурсов грантов Всего поддержано проектов Всего распределено средств 1998 1999 2000 2001 2002 1 Тольятти 722,9 1998 3280200 2 2 2 5 10 310 6175201 2 Первоуральск 136,1 2000 180 7 14 143 2455500 3 Москва 8369,2 2000 2 1 43 1540000 4 Тюмень 563,4 1999 45000 1 3 2 43 70 5 Тобольск 97,2 2000 1 1 33 447000 6 Обнинск 108,3 1999 1 1 1 22 356000 7 Калуга 339,3 2000 1 1 14 240000 8 Благовещенск 272,0 2000 1 2 1 13 360000 9 Самара 1156,1 1999 1 11 152000 Как уже отмечалось на территории нашей страны действуют не только отечественные фонды, но и зарубежные фонды, занимающиеся благотворительной деятельностью.

В течение последних 5 лет наблюдается тенденция к росту количества предоставляемых грантов. «Абсолютное большинство создаваемых проектов зарубежных фондов - краткосрочны (69%) - то есть продолжительностью до одного года, 12% - до двух лет, 6% - до трех лет, 5% - от трех и более лет. Определенная доля проектов в некоторых организациях реализуется в рамках программ и предоставляет серии продолжающихся и дополняющих друг друга мероприятий, стажировок, акций.

Доля от таких проектов - 8%. В настоящий момент очень трудно определить общий объем средств, выделяемых зарубежными фондами и программами на проекты в России.

Причиной тому в одних случаях отсутствие необходимой архивной финансовой документации, в других - невозможность точно подсчитать общий размер поддержки из-за "серийности" поддерживаемой деятельности и ее продолжительности». там же стр. 459 Исполнителями в осуществленных проектах выступали как государственные, так и негосударственные организации, в более чем половине случаев грантополучателями были общественные инициативы (57%). «Грантовые конкурсы модно разделить по признаку государственной принадлежности организации, проводящих конкурсы ил финансирующие программы на российские (38%) иностранные (60%) и совместные 9оставшиеся (2%). Также конкурсы и программы можно разделить по территориальному признаку (по территориям, на которых проводятся). Как правило, это вся Россия (55%), либо отдельные регионы (45%). Результат изучения грантовых конкурсов, объявленных иностранными организациями, демонстрируют значительный перевес в сторону СШа. Фактически, северо-американские грантодающие и грантораспределящие организации, по сравнению с любыми другими, являются абсолютными лидерами.

США - 64%, Великобритания - 12%, Европа - 5%, Швеция - 2%, Нидерланды - 2%, Япония и Корея - 2%, международные проекты - 11%. Интересно проанализировать распределение грантовых конкурсов, объявленными российскими организациями: Министерство Образования - 11%, БФ В.Потанина - 11%, РоссГум Научный Фонд - 6%, БФ "Созидание" - 4%, Национальный Фонд Подготовки Кадров - 4%, другие фонды - более 60%. Основные целевые направления грантовой поддержки: наука и образование - 53%, общество и демократия - 29%, инновационная деятельность - 7%, культура - 6%, экономика и бизнес - 4%, экология - 1%». там же стр. 446 Немалый вклад в благотворительное дело вносят владельцы своего собственного бизнеса.

Основные сферы социальной активности бизнесменов: там же стр. 593 Сегодня, как и 100 лет назад, благотворительность стоит очень дорого.

Чтобы начать ею заниматься, нужно крепко встать на ноги. Богатых людей в России пока немного.

Да и сосредоточены они в мегаполисах и крупных сырьевых регионах. Тем не менее, некоторые процессы, идущие в бизнесе, несколько схожи с ситуацией конца XIX в. Например, тенденция омоложения российского бизнеса вселяет надежду на возрождение традиций российской благотворительности новым поколением предпринимателей. Изменилась ситуация и в семьях бизнесменов. Детей стараются приобщить к делу со школьного возраста. Благотворительность очень медленно, но превращается в духовную потребность.

Современным состоятельным людям тоже хочется остаться в истории, вложив свой личный вклад в улучшение жизни, которая достанется их детям. Однако, отношение общества к благотворительной деятельности пока не слишком к ней стимулирует. Среди обывателей бытует мнение, что пожертвования делаются лишь для того, чтобы заслужить похвалу. Поддержка нуждающихся часто встречает непонимание в семье и ближайшем окружении. Кроме того, если в золотую пору российской благотворительности неафиширование размеров и направлений вкладов было обусловлено только скромностью дарителей и коммерческой тайной, то сегодня такое поведение обеспечивает непосредственную безопасность предпринимателя. Обществу нужно понять, что оно должно воспитывать не только благотворителей, но и благотворимых.

Коммерсант не обязан отдавать деньги. Для получения помощи его нужно уважительно и терпеливо убеждать, привлекая аргументированные доказательства. Два основных условия благотворительности сейчас это: адресность и контроль.

Известная благотворительница Варвара Алексеевна Морозова, когда-то пославшая в школу яблок, велела доложить ей, по сколько штук досталось каждому ученику. А члены попечительских советов учебных заведений знали по имени всех своих учеников. Сегодня, когда в других странах мира благотворительность является частью государственной политики, в России ее технология совсем не отработана. Между тем, средств у нас выделяется много.

Но делается это хаотично и практически совсем не контролируется. По пути к адресату деньги распыляются, частично тратятся на содержание аппарата, прилипают к чужим рукам. Скажем, выделены деньги на медицинское учреждение. Их можно истратить на ремонт фасада, а можно на медикаменты и оборудование. Предпринимателя, как правило, статьи расходов не интересуют. Сегодняшние покровители должны подняться от уровня жертвователей до уровня ревнивых попечителей. Дело же благотворительности должно стать высокой социальной ответственностью. В условиях, когда нехватку денег испытывают практически все сферы жизни российского общества, частным благотворителям уже не справиться.

На первый план встает вопрос отыскания новых форм поддержки нуждающихся, как например, корпоративная благотворительность. Одним из первых филантропов современности стал Мстислав Растропович. Его вложения только в детскую медицину составили более $ 8 млн. Здесь же следует назвать имена Галины Вишневской, Владимира Спивакова, Владимира Крайнева.

Эти люди являются создателями и деятельнейшими участниками благотворительных фондов, поддерживающих российскую национальную культуру. Около 25% средств, на которые она сегодня существует, дают наши современные меценаты. На эти средства организуются многочисленные выставки, гастроли, конкурсы, существуют культурные центры, театры и музеи. Устойчивыми адресами современной благотворительности остаются больные и одаренные дети. Остальные сферы приложения помощи признаны бизнесменами малоэффективными.

Что касается образования, здесь, пожалуй первыми и наиболее известными стали стипендиальная программа президента холдинговой компании "Интеррос" Владимира Потанина, проводимая его благотворительным фондом с 2001 г и проект Интернет Образования Михаила Ходорковского, в рамках которого проводится обучение преподавателей в регионах компьютерным технологиям. Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, например, давно занимается благотворительностью.

Значительные денежные средства перечислены им на нужды нижегородских школ, в которых он когда-то учился. 10 лет поддерживает своими средствами Яснополянский детский дом Иосиф Кобзон. Таким образом, благотворительность в России является общественным явлением XXI века. Благотворительность сегодня это сложный комплекс многопрофильных учреждений, организаций, фондов, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям. Сегодня на территории нашей страны действуют сотни различных фондов, которые ежегодно выделяют гранты и стипендии для поддержки различных сфер жизни.

Постепенно начинает развиваться институт добровольчества, особенно он популярен среди студентов. В целом можно отметить что формируется положительное поле для дальнейшего развития благотворительной деятельности и расширения сети благотворительных организаций. 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен

История благотворительности в России становиться в последнее время объектом интенсивного изучения не только историками, но и социологами,… Во-первых, обострение многих социальных проблем в стране, в некоторых чертах… Упадок системы детского досуга и отдыха, обострившиеся в результате проблемы наркомании и алкоголизма, вызвали…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История благотворительности с древнейших времен до XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Благотворительность: анализ понятийного аппарата
Благотворительность: анализ понятийного аппарата. За последнее десятилетие в нашу жизнь стало входить множество новых и старых понятий связанных с благотворительностью. Мы не редко слышим о

Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России
Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Феде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги