Социология в России в XIX начале XX века

Социология в России в XIX начале XX века. Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время ее было трудно вычле-нить из них, не говоря о том, чтобы ее представить в качестве са-мостоятельной дисциплины.

Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социоло-гии ярких представителей социальной мысли П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, М.А. Бакуни-на и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идея-ми, рожденными Великой французской революцией и развитыми ее идеологами и последователями, суть которых заключалась в со-зидательной, преобразующей социальной силе человека, создан-ных им коллективов и сообществ.

И хотя эти мыслители не созда-ли логически завершенной концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют зна-чительный, новаторский для своего времени интерес. Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них географическое было наиболее ярко пред-ставлено Л.И. Мечниковым (1838 1888), который в своей основ-ной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Геог-рафическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием геогра-фических условий, главным образом водных ресурсов и путей со-общения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют ос-новную тенденцию развития человечества от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономичес-ким и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования.

Другой социогеограф А.П. Щапов (1831 1876) активно раз-вивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, обосновывал естественно-психологические и социально-террито-риальные особенности жизни русского народа. Второе направление органическая школа представлена Е.В. де Роберта (1843 1915), А.И. Строниным (1827 1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829 1903), Я.А. Новиковым (1830 1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на че-тыре большие группы науку, философию (или религию), искусст-во и практическую деятельность, под которой и понимается поведе-ние людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место в социологической мысли принад-лежит социолого-юридическому направлению ученым, работа-ющим в области права и социологии, Н.М. Коркунову (1853 1904), Л.И. Петражицкому (1867 1931), П.И. Новгородцеву (1866 1924), Б.А. Кистяковскому (1868 1920), Б.Н. Чичерину (1828 1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юриди-ческим и политическим институтам.

Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много пи-сали о правосознании, о его роли в регулировании жизни обще-ства, о нормативном и асоциальном поведении. Марксистская школа в социологии была представлена М.И. Туган-Барановским (1865 1919), А.А. Богдановым (1873 1928), Г.В. Плехановым (1856 1918), В.И. Лениным (1870 1924) и отчас-ти, до определенного времени П.Б. Струве (1870 1944), С.Н. Булга-ковым (1871 1944) и Н.А. Бердяевым (1874 1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалис-тическом понимании истории.

Так, Богданов, говоря о самостоя-тельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе биологией. Он мно-го времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной ре-волюции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектология», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.

Практически все социологи России в XIX на-чале XX века в прямой или косвенной форме выходили на проб-лемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного про-гресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве од-ного из основных составляющих компонентов, являющихся объек-том социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки яв-ляется важнейшей характеристикой состояния и развития отече-ственной социологии в этот период времени.

Именно этот аспект и использует автор в своей концепции социологии жизни, которая в развернутом виде учитывает состояние и тенденции развития об-щественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями существования людей. 5.