рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек как объект и субъект социальной работы

Работа сделанна в 2009 году

Человек как объект и субъект социальной работы - Реферат, раздел Социология, - 2009 год - Гуманистический подход в социальной работе: теоретико-методологический аспект Человек Как Объект И Субъект Социальной Работы. Особенность Социальной Работы...

Человек как объект и субъект социальной работы. Особенность социальной работы состоит в том, что и объектом, и субъектом ее исследования выступает человек. Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи.

Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека - сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.

М 1997. С. 29 Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. М.: Наука, 1994. С. 36 Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов, и, прежде всего человека - как неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы Философско-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы.

В. 2 т. М 1994. Т.1. С. 89 В гуманистическом аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. С. 45 Интенциональность человека обозначает его повсеместную вовлеченность в окружающее, в нечто, находящееся за пределами его самого.

Вовлеченность связана с мотивацией, интересами, целями и ценностями субъекта.

Жизнедеятельность человека определяется системой отношений, различающихся по степени устойчивости в зависимости от личностной значимости внешних объектов. Если система отношений является устойчивой, она определяет формирование психических новообразований у индивида - новых качеств, характеристик, свойств. Взаимодействие человека с окружением ведет не к восстановлению его устойчивых параметров, но к его непрерывному развитию, совершенствованию.

Непрерывное становление - основная форма существования человека Там же Человек уникален, поскольку в процессе социализации и воспитания он приобретает качество личности - сложную динамическую структуру, основной функцией которой является объединение и интеграция познавательных, эмоциональных, мотивационных и активно-волевых механизмов, регулирующих взаимоотношения с окружающим миром Там же. С.47 В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не просто отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее.

Человек развивает свой собственный взгляд на мир, ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Движущие силы развития личности, лежащие в основе её активности, связаны с двумя противоположными тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения и достижению равновесия со средой и стремлением к созданию напряжения Там же. С. 49 В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития.

Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию. Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Таким образом, мы выяснили, что человек - это сложная система, которая требует особого подхода в отношении себя. Таким подходом выступает гуманистический подход к пониманию человека.

Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентной системы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. С.50.: 1. Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. 2. Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения. 3. Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности. 4. Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности. 5. На каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью - сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований. 2. Гуманистический подход к социальной работе 2.1 Гуманистические основы социальной работы Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения.

Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы М.В. Ромм, Т.А. Ромм Теория социальной работы // Учебное пособие.

Новосибирск 1999. С. 72 Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство.

Повседневные же этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем Там же.: · зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач; · разработка этических стандартов профессии; · этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.

Проблема ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность.

Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким-либо основаниям.

Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим. Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников.

Поведение и образ действий, предписываемое профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этого баланса - общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип социальной работы в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы). На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу.

Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи Риммер Ф.Г Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.

В 3 т. М 1993-1994. Т. 3. С. 57.: · независимость и манипулирование; · патернализм и самоопределение; · принцип информированного согласия; · необходимость говорить правду; · конфиденциальность и частный характер сообщений; · доносительство; · законы и благополучие клиента; · личные и профессиональные ценности. Таким образом, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа». 2.2 Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников Российское общество находится на переломном этапе своего развития.

Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизацию образования можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей П.Д. Павленок Теория, история и методика социальной работы // Учебное пособие. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007. С. 186 Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса.

Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» -установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя http://humanization-edu.narod.ru/ (дата обращения: 07.05.09) Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности.

Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Опираясь на

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гуманистический подход в социальной работе: теоретико-методологический аспект

Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение… Объект данной работы человек как субъект и объект социальной работы.Предметом исследования является гуманистический…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек как объект и субъект социальной работы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гуманизм как основа социальной работы
Гуманизм как основа социальной работы. Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги