Духовно-нравственные основы семейных отношений

РЕФЕРАТ по дисциплине «Социология» по теме: «Духовно-нравственные основы семейных отношений» Оглавление Введение 1. Патрирхальные идеалы семейных отношений 2. Новые формы семейных ценностей Заключение Список использованной литературы Введение Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности невозможно; каторга не в пример лучше.А.С. Пушкин Проблемы семьи и брака, отношений между родителями и детьми всегда злободневны, вызывают большой интерес как научный, теоретический, так и житейский, практический.

Этот интерес вполне объясним: являясь первичной ячейкой общества, семья прямо и косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью. Несмотря на все потрясения и эксперименты, семья как социальный институт устояла. Однако ее связи с обществом заметно ослабели, что отрицательно повлияло как на семью, так и на само общество. Поэтому теоретический интерес к изучению проблем семьи и брака диктуется необходимостью восстановления прежних ценностей, изучения новых процессов и тенденций.

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с этим социальным институтом на протяжении всего XX столетия (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, эмансипация женщин, рост личностной свободы каждого из членов сообщества и т. п.). В настоящее время мы наблюдаем кризис традиционно-патриархальной модели семьи, и появление новых моделей, например, нуклеарной или неполной.

Успешное социальное функционирование таких моделей зависит, прежде всего, от духовно-нравственного содержания, вкладываемого каждым участником семейных отношений в понятие «семья». Актуальность вопроса о духовно-нравственных основах семейной жизни определяется необходимостью подготовки молодого человека к выполнению семейных ролей. Ранее такая подготовка была включена в сам процесс функционирования патриархальной семьи.

Сегодня каждый человек, вступающий в брак, должен сформировать свою собственную модель семьи, а для этого необходимы как определенные знания об этой важнейшей сфере жизни общества и человека, так и осознание степени собственной моральной ответственности за создаваемую семью. Целью настоящей работы является исследование изменений, произошедших в семейных отношения в связи с кризисом традиционно-патриархальной семьи, и определение новых идеалов и целей, которые могли бы лечь в основу семейных отношений.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования: · рассмотреть духовно-нравственные основы традиционной патриархальной семьи; · определить особенности новых семейных отношений и перспективы их развития в свете необходимости достижения стабильных семейных отношений. Объектом настоящего исследования является социокультурная динамика семейных отношений, предметом - изменение духовно-нравственной основы семейных отношений.

Реферат состоит из 5 разделов. Во введении сформулированы цель и задачи исследования, в параграфе первом исследуется явление патриархальной семьи, во втором параграфе рассматриваются модели семей, альтернативных патриархальной, в заключении подводятся итоги по содержанию работы. 1.

Патрирхальные идеалы семейных отношений

М. 1987. Он представлял семью перед внешним миром, участвовал в решении общесел... Л. Л.

Заключение Подытоживая, необходимо отметить, что для современных семейных отношений характерно нивелирование ценности семьи, отцовства и материнства, что возможно, частично является негативной реакцией на деспотизм традиционных патриархальных семейных отношений, а с другой стороны, неприятием новых, эгалитарных отношений в семье.

Массовое падение рождаемости в развитых странах объясняется, наряду с другими причинами, отсутствием у современного человека представлением о ценности родительства, необходимости выразить себя через акт творения новой жизни и воспитания личности.

Возвращение к традиционной патриархальной семье в настоящее время невозможно, сколько бы усилий не прилагали к этому различные религиозные и общественные организации.

Однако духовно-нравственный идеал отца, человека ответственного за судьбу своей семьи - это тот положительный образ, который может быть использован для конструирования социальной роли мужчины-семьянина. Достижение равновесного взаимоотношения полов, как такого положения, когда оба родителя несли бы равную нагрузку и равную ответственность за воспитание детей, способствовало бы проведению культурной политики, направленной на формирование новых представлений о ценности семьи, о ее креативных функциях, о высоком социальном значении материнства и отцовства.

Список использованной литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология М. 1995. 460с. 2. Белова В.А. Число детей в семье М.: Статистика, 1975. 175с. 3. Босанац М. Внебрачная семья М.: 2000, 278с. 4. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты Л 1987 107с. 5. Голев А.Г. Проблемы содержания духовно-нравственной подготовки учащихся к семейной жизни //Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность.

М 2005. 6. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики М, 1989 236с. 7. Рамих В.А. Материнство и культура Ростов н/Д, 1997 - 97с. 8. Силласте Г.Г. Гендерные исследования: состояние и перспективы. // Социологические исследования. 1992. №5. С. 44-49.