Человек - социальное существо. Необходимость заботы о ближнем как условие выживания

Человек - социальное существо. Необходимость заботы о ближнем как условие выживания. С первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо.

Значимость общения со взрослыми для психического развития ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого.

Ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Крайней степенью изоляции являются примеры так называемых «волчьих детей» («дети-Маугли») [8, c.24]. Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т.е. автоматических, непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям. Безусловные рефлексы новорожденных сами по себе не обеспечивают появления человеческих форм поведения.

В отличие от этого, набор безусловных рефлексов детенышей животных является необходимой природной основой для поведения взрослой особи: защитные, охотничьи, материнские и другие реакции совершенно необходимы для ее нормального существования. Ребенку же для нормального психического и физического развития необходима забота о нем взрослых.

Забота о старшем поколении необходима для выживания с точки зрения, что старики являются носителями накопленного жизненного опыта, который передается ими последующим поколениям. Уже в первые века нашей эры специфика отношения к человеческой старости, принесенного христианством в европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса старости в обществе. Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.

Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак - легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей [3, с.65]. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников.

Поэтому можно заключить, что семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей [там же, с.66]. Семья как воспитывающий коллектив характеризуется непрерывностью и длительностью отношений между людьми разного пола и возраста.

Эмоциональный настрой семьи, чувства, связывающие чувства ее членов, являются тем фундаментом, на котором строится вся семейная жизнь. Семья выполняет несколько важных функций: 1. Хозяйственно-бытовая функция - поддерживание физического состояния семьи, уход за престарелыми. 2. Экономическо-материальная функция - поддержание одними членами семьи других - несовершеннолетних престарелых и нетрудоспособных. 3. Функция социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность. 4. Духовная функция - духовное обогащение членов семьи. 5. Социально-статусная функция - предоставляет членам семьи определенное положение в обществе. 6. Досуговая функция - организация рационального досуга. 7. Эмоциональная функция - осуществление психологической защиты, организация эмоциональной поддержки, стабилизирующей личность, предотвращающая дезинтеграцию личности [5, с.309]. Функционируя, семья формирует свой образ жизни, микрокультуру, причем основой выступают ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах. 2.