рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История развития этносоциальных общностей

Работа сделанна в 2008 году

История развития этносоциальных общностей - Курсовая Работа, раздел Социология, - 2008 год - Закономерности развития этносоциальных общностей История Развития Этносоциальных Общностей. К Наиболее Древним Этносоциальным ...

История развития этносоциальных общностей. К наиболее древним этносоциальным общностям относятся племена, в которых социальная структура основана на принципе кровного родства, а родовая экзогамия сочетается с племенной эндогамией.

Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой - от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом - названием. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, которая в различные исторические эпохи существовала на разных континентах земли. Сегодня племена сохраняются в развивающихся странах Африки и Азии. С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена.

С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народности. Их образование в период феодализма ведет к замене кровнородственных связей территориальными, к усилению хозяйственных связей и развитию торговли, миграции населения, возникновению частной собственности и сословий.

Некоторые племенные языки низводятся до уровня диалектов или исчезают, а один из них превращается в общий язык народности. Современные народности, в том числе и в России, как правило, отличаются преобладанием аграрной экономики, слабым разделением труда, неполнотой социальной структуры, явным доминированием этнических черт в ущерб социально-этнической общности. Еще один важный признак народности - существование во взаимосвязи (в составе) с крупной нацией. Чукчи, ханты, манси, коряки - во взаимосвязи с русской нацией.

Уэльская народность (валлийцы) - во взаимосвязи с английской нацией. Этносоциологии и демографы учитывают и такой количественный критерий, как численность этноса. Обычно у народности она не превышает ста тысяч человек, хотя могут быть исключения. Народности - это исторически сложившиеся общности людей, характеризующиеся общностью этнического самосознания, языка, территории, единством хозяйственной и культурной жизни. Итак, в отличие от племен, народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры.

Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами - нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи. 2.3 Нация Переход к капитализму становится важным этапом в развитии этносоциальных общностей.

Складывается единый внутренний рынок, стандартизированное товарное производство с развитым разделением труда, связывающим население государства, прежде всего экономически. На место сословий приходят классы. В горниле социально-экономических преобразований модифицируются собственно этнические признаки новой этносоциальной общности: язык, культура, самосознание. Возникают нации.

Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера. Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние - в нации.

При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями. Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую - народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

Один из известных отечественных этнографов М.В.Крюков небезосновательно утверждает, что, например Ленин, употреблял термины «нация», «национальность», «народность», «народ» в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921г. в тезисах «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было «теоретически несостоятельным и практически вредным», ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других - к народностям.

Как и многие другие этнографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания «народы Советского Союза», подобно тому, как это обозначено в известной «Декларации прав народов России». В том и другом случаях термин «народы» заменяет термины «нации» и «народности», различие между которыми чисто условное.

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Э.Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…» Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны - Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешена». Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе. Нация - это исторически сложившаяся общность людей, возникающая и развивающаяся на основе общности экономических связей, территории, языка, а также особенностей психологии и культуры, которые отражают относительное единство интересов, составляющих данную нацию классов, их общее историческое прошлое. В нациях сочетаются природные и социальные свойства.

Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые.

Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку.

В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К.Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая по утверждению К.Каутского, стала складываться еще в XIVв т.е. в Средние века, и завершилось при капитализме. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей.

Общность интересов обуславливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация - это душа» заявляет Э.Ренан. Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г.Лебон (1841-1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь.

Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она…сохраняет нацию». Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал.

Этот идеал - величие Рима - абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью. В этом и была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима) ворот, его душа была уже мертва». Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и развивал психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю.

Полезными, по его словам будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям. Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации» утверждал он. Национальное сознание трактуется им как сознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера.

Теоретически национальное сознание есть сознание того, что я и мои соплеменники продукты одной и той же истории. Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру…достоянием всего народа и таким, единственно возможным образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность». Определяющим признаком в развитии нации является экономический. История свидетельствует о том, что на конкретных территориях сменилось множество народов, угасли цивилизации.

Четко фиксируемым пространством жизни территория становится тогда, когда в ее границах формируется определенный социально-экономический организм.

Особое место в формировании и развитии нации играет язык. Он относится к этническим признакам нации и возникает в процессе развития предшествующих ей этносоциальных общностей. Изменяются социальные функции языка как средства административно-политического и социокультурного общения. Суть дела не в том, на каком языке говорит та или иная нация, а в том, что нация не может существовать без общности языка. С данной точкой зрения согласны далеко не все российские авторы.

В.А. Тишков, В.Б. Пастухов считают, что нация является продуктом государственной деятельности, в силу чего она идентична гражданскому сообществу. На такой же точке зрения стоит и классик российской социологии П.А. Сорокин. «Не вдаваясь в подробный анализ писал Сорокин можно определить нацию как солидарную, организованную, полузакрытую социально-культурную группу с многочисленными связями, которая состоит из индивидуалистов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий и сходный язык и род культурных ценностей, впрочем, и то и другое является результатом прошлой истории их предков и этих людей; 3) занимают общую площадь, рассматриваемую как их территорию». Таким образом, различия в определениях касаются в основном пониманием государственного статуса нации.

При изучении наций социологи обращают внимание на такой важный, но не обязательный признак, как доминирующая религиозная конфессия. По мнению большинства исследователей, мировые религии скорее определяют различия цивилизаций или суперэтносов: мусульманского, православного, христианского западноевропейского и т.п. Таким образом, отдельный человек может быть носителем нескольких уровней этносоциальной общности. Например, гражданин России (этнос) окажется католическим христианином (суперэтнос). Под субэтносами понимают этнические группы в составе нации, которые отличаются особенностями говора, бытовой фольклорной культуры, традициями и т.п. 2.4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Закономерности развития этносоциальных общностей

Всесторонне и целостно рассматривая жизнедеятельность народов, этносоциология исходит из соотношения общего, особенного и единичного, раскрывает… Этносоциология очень актуальна для изучения, она изучает весьма сложную сферу… Цель моей работы разобраться в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История развития этносоциальных общностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Малые компоненты этнической структуры
Малые компоненты этнической структуры. Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы, то есть такие группы людей, которые сохраняют этнические признаки какой-либо нации, и пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги