Исторический путь развития семейно-брачных отношений

Курсовая работа по социологии на тему: «Исторический путь развития семейно-брачных отношений» Содержание 1. Введение 2. Исторические типы брака 3. Выбор партнеров 4. Эволюция семьи и брака 5. Брак в древности 6. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения 7. Семья в библейские времена 8. Языческая семья 9. Христианская модель семьи 10.Внутрисемейные отношения по «Домострою» 11.Заключение 12.Список литературы Введение Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Брак - институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой.

С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Исторические типы браков В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений: - групповой брак - брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе); - полигиния - один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам) - полиандрия - один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая); - моногамия - один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов). - Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая.

Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. [1; 312-313]

Выбор партнеров

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. Господствующий пол, т. Таким образам все они оказывались замужними. Брак по расчету - противоположность браку по любви. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивиров...

Эволюция семьи и брака

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями тр... На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной ил... На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи ... Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники долж... Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье.

Брак в древности

Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным я... Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляет... В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священ... Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от посто... Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно исторически...

Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения

На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию сев... По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны ... Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличи... Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения н... Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была...

Семья в библейские времена

Семья в библейские времена. В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не ... Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ м... Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потреб... Социально статуса у женщины практически не было, и все решения принима...

Языческая семья

В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская с... Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древн...

Христианская модель семьи

Жена должна была ему подчиняться. Н. Как отмечает В. По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к б... Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принима...

Заключение Поскольку большинство браков в традиционном обществе совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем браки по любви), и развод, как правило, осуждается обществом или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым образованием.

В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то следы полиандрии можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями.

С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое. Мы тогда не жили и точно знать ничего не можем, но ясно одно - люди пришли к моногамии по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных - развитие частной собственности. Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма значительные функции в жизни общества.

Различия форм брака в разных странах обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями. Вступление в брак в основном рассматривалось как некая форма экономической сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить даже представители высших слоев общества.

В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина выполняла важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время.

Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри.

Позднее семейно-брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями. Во все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они были практически невозможными. Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Список литературы 1. Добреньков В. И Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3. 2. Мифологический словарь/ Гл. ред. Мелетинский Е. М М 1991. 3. Гитин В. Г. Эта покорная тварь - женщина М.: Изд-во АСТ, 2002. 4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998. 5. Ларю Дж. Секс в Библии М 1995. 6. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ, 2001 479 с. 7. Земска М. Семья и личность М.: Прогресс, 1986 135 с. 8. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998. 9. Берн Ш. Гендерная психология СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства М.: Прогресс, 1991. 11. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко М.: ЮНИТИ, 2000. 12. Столяров Д.Ю Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. 13. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В. М. Фриче Смоленск: Русич, 2002 624 с. 14. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени М.: Наука, 1996 586 с. 15. Семья: Книга для чтения.

В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга М.: Политиздат, 1991.