Классы в российском обществе

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Теория развития общества 2.Классы в российском обществе 7 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Теория развития общества Обобщенная теория развития общества рассматривает социальное развитие двояко: «1) как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах; 2) как совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе» Развитие социальное.

Социология. Краткий тематический словарь Ростов-н/Д, 2001, с.259. В основе теорий развития общества лежат циклическая или линейная модели социального развития. Циклическая модель предполагает последовательное прохождение обществом в своем развитии одних и тех же циклов с постоянным возвращением в исходный пункт движения.

Линейная модель социального развития, исходя из идеи поступательного развития общества, допускает неповторяемость событий, участие сознательного фактора в социальном развитии и наличие постоянно открытой исторической перспективы. Известны эволюционные и революционные теории развития общества. Кроме того, Новикова С.С. отмечает: «Теория изменений, состоит из теории социального прогресса и различных концепций, изучающих регресс» Новикова С.С.Социология: история, основы, институционализация в России М Воронеж, 2000, с. 176. Создатель социологии О. Конт полагал, что социальное развитие обусловлено развитием человеческого мышления.

Он предложил эволюционную схему социального развития, включающую три стадии: 1)теологическую (господство массовой веры в сверхъестественное); 2)метафизическую (преобладание абстрактных, но фантастических моделей объяснения реальности); 3)позитивную (доминирование научного мышления). В дальнейшем социальное развитие связывалось с действием идей, религий, технологий, социальных конфликтов, противоречий между производительными силами и производственными отношениями, функциональных потребностей в интеграции и адаптации.

Например, согласно К. Марксу, социальное развитие связано, в первую очередь, с развитием экономическим, в основе которого лежат внедрение новых технологий, изобретений, приводящих к уменьшению стоимости продукции и одновременному усилению конкуренции между капиталистами. «Как отмечал К. Маркс, самая важная причина социального сдвига - конкуренция среди капиталистов.

Каждый раз внедрение нового изобретения, устройства или процесса способствует снижению стоимости производства» Смелзер Н. Социология М 1998, с.616. Рабочего лучше заменить машиной ради увеличения прибавочной стоимости. Таким образом, углубляется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, что приводит к самоуничтожению капиталистического способа производства, а вместе с ним и соответствующих социальных отношений и структур.

Теория культурного лага, основные положения которой были сформулированы У.Ф. Огборном в 1922 году, подразделяя культуру на материальную или нематериальную (адаптивную), говорит о том, что «адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная». Смелзер Н. Социология М 1998, с.618 Подобный лаг заставляет развиваться социальные отношения. Теория социального конфликта Ч.Р. Миллса гласит, что «в основе развития общества лежит конфликт, а не конформность, согласие, интеграция.

Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому, что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть». Тощенко Ж.Т. Социология М 2003, с.20 В современной социологии большое распространение получила теория поступательного развития общества, проходящего, согласно А. Турену, три основные стадии: 1)доиндустриальную; 2)индустриальную; 3)постиндустриальную.

В последней четверти XX века в науку вошли и стали популярным инструментом анализа и социального прогнозирования концепции постиндустриального общества Д. Белла, глобального общества И. Валлерштайна и коммуникативного общества Н. Лумана. Все они строили свою логику размышлений о современности, исходя из признания автономности развития разных сфер общества: экономики, политики и культуры. А поскольку такая научная позиция не требовала соединения в одной модели всех наблюдаемых соответствий в жизни общества, поскольку каждая область социального развития имеет свои собственные причины и механизмы, они выявляли реальные изменения в строении и функционировании современного общества.

Теоретики глобализации современного общества связывают социальное развитие технологических лидеров с их экономической, политической и культурной экспансией. И. Валлерштайн в своей теоретической концепции доказывает, что в 1750-1950 гг. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, и происходила поляризация мира. «Ядро глобального общества, состоящее из мировых лидеров производства, использовало выгоды своего положения и закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда.

Только привлечение сырьевых источников и дешевой рабочей силы менее развитых обществ, попадающих в экономическую, затем политическую и социокультурную зависимость, позволило быстро обогащаться метрополиям, наиболее сильные из которых фактически становились империями.

К середине XX в. ядро (развитые общества) стабилизировалось, поскольку весь «окраинный», периферийный мир оказался захвачен - экстенсивный путь развития мировой системы завершился» Волков Ю.Г Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова М 1998, с. 77-78 . Всемирное (глобальное) общество остается структурно поляризованным, и надежд на национальное развитие в такой системе организации питать нельзя - оно достижимо не для всех и только за счет других, считает И. Валлерштайн.

Если обратиться к концепции Н. Лумана, то «коммуникативное общество» на постсовременном этапе развития в силу объективных причин начинает терять мобилизационные возможности и собственную идентичность. «Проходя в своей эволюции этапы сегментации, стратификации и функциональной дифференциации, общество, в конце концов, переживает состояние автономизации всех своих важнейших систем. Хозяйство, политика, право, наука, религия начинают воспроизводиться по своим собственным законам, что делает развитие общественной системы бессвязным, несогласованным и дисгармоничным.

Такой «рассыпающийся» мир не может регулироваться общими культурными нормами, как считал, например, Т. Парсонс, он строится на «акциях» и «интеракциях» (событиях и простейших социальных системах, с точки зрения Н. Лумана), которые возникают благодаря согласованию, здесь и сейчас, взаимодействующих субъектов» Волков Ю.Г Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова М 1998, с. 78-79. Поскольку «общество» Лумана состоит из «коммуникаций», комплексы которых самовоспроизводятся и самоосознаются как соотнесенные к самим себе, люди играют в нем фоновую, контекстуальную роль. В процессе социальной эволюции общества происходят такие изменения, как деление социальных систем и отдаление их от непосредственного межличностного общения.

Это может быть описано как автономизация разных сфер общественной жизни и опустошение смысла, нарастание абстрактности общества.

Если на более ранних ступенях своего развития оно представляло более целостную систему и могло идентифицировать себя как государство - при приоритете политической сферы, или рыночное общество - развитое, развивающееся, слаборазвитое - при приоритете экономической сферы, то теперь оно превратилось в чистую возможность коммуникации, повсеместного социального взаимодействия - мировое общество. Но вместе с ним приходит и свобода от соединяющей людей культуры: общих символов, правил поведения, нравственных норм, духовных ценностей.

Как отметили социологи-прикладники, мир переживает кризис идентификации: мониторинги показывают, что в разных регионах мира в разных группах населения за 10 лет в 2-3 раза стало больше людей, которые вообще не задумываются о своей социальной принадлежности к определенной семье, товарищескому кругу, поселенческой, статусной, профессиональной группе, этносу, нации. В этом смысле, мир современного общества рушится не только на макроуровне, но и на уровне микросвязей и отношений групповой принадлежности.

Известный современный социолог Э. Гидденс дает этому процессу аналогичное теоретическое объяснение: поскольку идентификация - единственный способ включения субъекта в социальные отношения и связи, разрушение комплексов самопричисления свидетельствует об атомизации, распылении современного общества. Ученый-футуролог Дж. Нэсбит называет настоящее время «триумфом индивидуальности». В обществе происходит дистанцирование людей от крупных социальных институтов, возрождаются первичные общности: семейные, товарищеские, клубные, повышается интерес людей к искусству, нетрадиционным религиям. 2.

Классы в российском обществе

Напомним, что классовая структура основана на дифференциации отношений... Однако какой слой считается аналогом среднего класса в данной работе? ... Такая трансформация классов неизбежна, когда меняются индустриальные о... Они объективно противостоят классу нанимателей-капиталистов и сросшимс... Рабочий класс как объект социологического анализа // СОЦИС, 2003, № 1,...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской Россиии Режим доступа: www.socman.ru; 2. Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа // СОЦИС, 2003, № 1; 3. Волков Ю.Г Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова М 1998; 4. Голубев В.С. Кого считать средним классом в россии? //Общественные науки и современность, 1999, № 2; 5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс - Проблема границ и численности // СОЦИС, 2001, № 5; 6. Кларк Саймон.

Классовая структура России в переходный период // Рубеж, 1997, № 10-11; 7. Новикова С.С.Социология: история, основы, институционализация в России М Воронеж, 2000; 8. Социология.

Краткий тематический словарь Ростов-н/Д, 2001; 9. Смелзер Н. Социология М 1998; 10. Тощенко Ж.Т. Социология М 2003.