рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Европейский брак в Средневековье

Работа сделанна в 2009 году

Европейский брак в Средневековье - Реферат, раздел Социология, - 2009 год - Культура семейных взаимоотношений у различных народов Европейский Брак В Средневековье. На Протяжении Iv И V Столетий Европа Постоя...

Европейский брак в Средневековье. На протяжении IV и V столетий Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды.

Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены, строго карались моралью и законом.

Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства. Шнейдер Л.Б Семейная психология: Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 41 С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе - право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и своих будущих детей.

Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой мужчина. Представления о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом «рогоносца». К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния. 8 Христианская семья Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке.

Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской.

Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург: Деловая книга,2006. с 43Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры. Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство.

Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости. Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая близость не только к Сыну, но и к Отцу (непорочная жена Бога-Отца). Напротив, протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному.

Протестантский деятель Мартин Лютер выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12 - 13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10 - 12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены. Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый свет первыми поселенцами. Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 44-45Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 45-46 Женщины в патриархальных мировых религиях находятся в субдоминантном положении.

Отношение к женщине в христианстве обусловлено тем, что она, согласно Ветхому Завету - причина грехопадения мужчины.

Это ветхозаветное отношение к женщине как к источнику греха пронизывает мировосприятие многочисленных христианских авторов. Западного наблюдателя поражают, например, различия в трактовке образа Богородицы в русской и западной иконографии: для католических стран начала века - это вечно несовершеннолетняя Мария, для России - это взрослая женщина, женщина - мать. Трудно представить, что такая мощная символика не отражала в определенной степени социальную реальность.

Вместе с тем Богородица - при всем ее значении в христианском культе - не может сама повлиять на ход земных и небесных дел: право решать и действовать остается за Богом Отцом. Ее земная задача - воспитание сына, который имеет божественную миссию.

Однако великая нравственная сила, духовная красота и доброта Богородицы не могут воплотиться в самостоятельном деянии. Все дела божественные вершит мужская власть. Следствием этого явилось подчиненное положение жены в идеальной христианской семье. Вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости с мужем и сыном, что и зафиксировано в Писании.

Жена, из «зоны вражды», где её помещало язычество, или «зоны пренебрежения», где ее помещает магометанство, переходит в «зону любви» психологического пространства отношений, характеризующего семью. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 60 Эта связь отношений любви с отношением доминирования - подчинения в христианской семье, просматривается весьма явно. Двоеверие - так можно обозначить систему религиозного мировоззрения россиян.

Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, поведения, отношения к миру, семье. Женщину взаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которую они сохранили до ХХ в. Но права были суровыми: жены обманывали мужей, мужья били жен, бывало, и пропивали их. Источники свидетельствуют, что счастливое замужество было исключительной редкостью. Как правило, жена старалась «извести» мужа, муж отвечал подозрительной враждебностью, иногда муж и жена жили порознь, не встречаясь друг с другом.

Родители опекали своих дочерей и заключали письменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену. Вместе с тем мужчины испытывали страх перед женщинами: женское начало считалось источником таинственной мистической силы, как правило, злотворной. Уважение не к женщине, а к ее «магическим» способностям характеризует поведение мужчин эпохи язычества. Смягчение нравов и нормирование отношений в русском семейном быту связывают с победой православия в конце ХVI в. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 63 Моногамия оказалась устойчивой формой семьи.

Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений. В течении ХХ в.произошел всемирно - исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми.

Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие 3-е изд перераб. и доп М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. с 59-61 Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака.

Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода. Новым явлением стало распространение неполных семей. Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных устоев, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.

Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие 3-е изд перераб. и доп М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. с 61-62 Список использованной литературы 1. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008 176.ил. 2. Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006 768 с 3. Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006 246 с (социальная работа) 4. Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие 3-е изд перераб. и доп М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005 238 с. 5.Куприянчик Л.Л. Психология любви.

Донецк. 1998 6. Кравченко А.И Социология: учеб М.: Проспект, 2009 544 с.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура семейных взаимоотношений у различных народов

В истории человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных… Для первобытного общества присуща форма половых отношений, которую можно… Все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола. Это…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Европейский брак в Средневековье

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дуально - родовой брак
Дуально - родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией - абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами другого

Равенство полов
Равенство полов. Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793г когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различ

Языческая семья
Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье в ХII - XIV вв. отношения мужа и жены в те времена строились не на отношениях «д

Древнееврейская семья
Древнееврейская семья. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата ( когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриарх

Брак в Древнем мире
Брак в Древнем мире. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившихся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена явля

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги