Европейский брак в Средневековье

Европейский брак в Средневековье. На протяжении IV и V столетий Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды.

Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены, строго карались моралью и законом.

Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства. Шнейдер Л.Б Семейная психология: Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 41 С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе - право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и своих будущих детей.

Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой мужчина. Представления о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом «рогоносца». К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния. 8 Христианская семья Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке.

Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской.

Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург: Деловая книга,2006. с 43Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры. Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство.

Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости. Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая близость не только к Сыну, но и к Отцу (непорочная жена Бога-Отца). Напротив, протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному.

Протестантский деятель Мартин Лютер выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12 - 13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10 - 12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены. Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый свет первыми поселенцами. Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 44-45Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 45-46 Женщины в патриархальных мировых религиях находятся в субдоминантном положении.

Отношение к женщине в христианстве обусловлено тем, что она, согласно Ветхому Завету - причина грехопадения мужчины.

Это ветхозаветное отношение к женщине как к источнику греха пронизывает мировосприятие многочисленных христианских авторов. Западного наблюдателя поражают, например, различия в трактовке образа Богородицы в русской и западной иконографии: для католических стран начала века - это вечно несовершеннолетняя Мария, для России - это взрослая женщина, женщина - мать. Трудно представить, что такая мощная символика не отражала в определенной степени социальную реальность.

Вместе с тем Богородица - при всем ее значении в христианском культе - не может сама повлиять на ход земных и небесных дел: право решать и действовать остается за Богом Отцом. Ее земная задача - воспитание сына, который имеет божественную миссию.

Однако великая нравственная сила, духовная красота и доброта Богородицы не могут воплотиться в самостоятельном деянии. Все дела божественные вершит мужская власть. Следствием этого явилось подчиненное положение жены в идеальной христианской семье. Вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости с мужем и сыном, что и зафиксировано в Писании.

Жена, из «зоны вражды», где её помещало язычество, или «зоны пренебрежения», где ее помещает магометанство, переходит в «зону любви» психологического пространства отношений, характеризующего семью. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 60 Эта связь отношений любви с отношением доминирования - подчинения в христианской семье, просматривается весьма явно. Двоеверие - так можно обозначить систему религиозного мировоззрения россиян.

Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, поведения, отношения к миру, семье. Женщину взаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которую они сохранили до ХХ в. Но права были суровыми: жены обманывали мужей, мужья били жен, бывало, и пропивали их. Источники свидетельствуют, что счастливое замужество было исключительной редкостью. Как правило, жена старалась «извести» мужа, муж отвечал подозрительной враждебностью, иногда муж и жена жили порознь, не встречаясь друг с другом.

Родители опекали своих дочерей и заключали письменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену. Вместе с тем мужчины испытывали страх перед женщинами: женское начало считалось источником таинственной мистической силы, как правило, злотворной. Уважение не к женщине, а к ее «магическим» способностям характеризует поведение мужчин эпохи язычества. Смягчение нравов и нормирование отношений в русском семейном быту связывают с победой православия в конце ХVI в. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 63 Моногамия оказалась устойчивой формой семьи.

Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений. В течении ХХ в.произошел всемирно - исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми.

Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие 3-е изд перераб. и доп М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. с 59-61 Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака.

Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода. Новым явлением стало распространение неполных семей. Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных устоев, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.

Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие 3-е изд перераб. и доп М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005. с 61-62 Список использованной литературы 1. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008 176.ил. 2. Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006 768 с 3. Зритнева Е.И,Клушина Н.П Семьеведенье:Уч.пособие М:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006 246 с (социальная работа) 4. Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие 3-е изд перераб. и доп М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2005 238 с. 5.Куприянчик Л.Л. Психология любви.

Донецк. 1998 6. Кравченко А.И Социология: учеб М.: Проспект, 2009 544 с.