Культурная динамика

Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина Кафедра экономики Экстернат Контрольная работа.По дисциплине: «Социология». На тему: «Культурная динамика». Выполнил: Оскирко О.А. Специальность 080109 «Бух. учет, анализ и аудит» З.к. № 070089 Вологда- Молочное 2007 Оглавление. Введение 3 1. Социокультурный процесс и культурная динамика 2. Внутренние и внешние предпосылки развития культуры.3. Этноцентризм и культурный релятивизм 25 Заключение 30 Литература 32 Введение. За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса.

Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами. Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены понятием «культурная динамика», которое подразумевает как изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.

Понятие культурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие «культурная динамика»; вместе с тем оно менее определенно.

В 30-х гг. П. Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой «Социальная и культурная динамика». Широкое использование понятия культурной динамики приходится на вторую половину ХХ в когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамичных типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения.

К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию культурной динамики с разных познавательно-гносеологических позиций с точки зрения закономерностей эволюционных изменений, исторического развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамических полей; в терминах философии или информационно-кибернетического анализа; базируясь на идеях теории инновативно-творческой или управленческой деятельности.

Немалый вклад в развитие теории культурной динамики внесли исследователи, работавшие в рамках структурно-функционального подхода, теории конфликтов, синергетики. 1.

Социокультурный процесс и культурная динамика

«Таким образом, проблема выбора пути развития приобретает характер вол... Распространение культурных элементов или комплексов в пространстве осу... Причем И.Р. Поэтому можно говорить об «отставании культуры» в сравнении с техникой. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения эмиграция и имм...

Этноцентризм и культурный релятивизм

Этноцентризм это общая концепция или точка зрения отдельных людей, сог... Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обосн... В сфере личной жизни апартеид диктует ограничение и даже запрет сексуа... Вторая модель может быть метафорически названа «плавильная печь». Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между бли...

Заключение

Заключение.

Культура это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека.

Вместе с тем культура это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой.

Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно «культурным» проявлениям: художественная продукция, религия, право, наука и т.д. Культура существует и в практически-действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп и индивидов.

Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.

Важная сторона культурной жизни плюрализм культур, который раскрывается через анализ проблематики самобытности и взаимодействия культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях. Эти уровни складываются в ходе адаптации общества к условиям среды, внутреннего общения и взаимодействия между разными народами. Культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо с материальным производством (и формационными факторами) или политической борьбой (и классовыми импульсами). Эта динамика связана с особыми для культурного процесса закономерностями, находящими специфическое выражение в облике и судьбах каждой культуры.

В современном мире происходят процессы складывания и распространения общемировой культуры, связанной с современной индустрией культуры и информатикой. Тем не менее сохраняются этнические и национальные характеристики, сложившиеся в ходе исторического развития, которые накладываются на политические процессы и приводят к усилению националистических движений.

Важной проблемой для культурологии стало формирование действенных принципов межкультурного взаимопонимания. В настоящее время необходимо найти такие способы адаптации культур к современности, чтобы, не подрывая их внутренней сущности, попытаться сделать их контакты с современным миром менее разрушительными.

Более сложным по результатам и последствиям бывает взаимодействие между культурами, не имеющими глубокого разрыва по типологическим характеристикам, по способности к динамическим изменениям, по уровню внутренней дифференциации. Распространение в какой-либо культуре удобных для работы орудий труда, современных технологий, новых оценочных критериев повседневного поведения людей, взятых из инокультурного опыта, не может быть признано позитивным или негативным, пока не станет ясно, какое именно воздействие оказали те или иные заимствования на глубинные качества культурной жизни данного народа. Новые предметы и явления культурной практики должны быть оценены не сами по себе, но лишь с позиций того, насколько они помогли данной культуре адаптироваться к изменениям внешнего мира, развить ее творческие потенции.

В каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предохранить ее от слишком интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства своего предшествующего опыта и традиций, формирования у людей чувства культурной идентичности и др. Сложность и во многих случаях неочевидность изменений в культуре делает различные подходы к изучению культурной динамики равновероятностными и взаимодополняющими по отношению друг к другу.

Широкий аналитический диапазон в изучении культурной динамики позволяет говорить о многообразии позиций в понимании характера ее процессов.

Литература

Литература . 1. Allport G. The Nature of Prejudice.

New York. 1992. 2. Herskovits М. Cultural Anthropology. New York. 1955. 3. Liebkind K. Maahanmuuttajat. Helsinki, 1994 4. Prigogin I. The Philosophy of Instability//Futures. 1989. 5. Saressalo L. Folklore ja etninen identiteetti. Teoksessa: Ahlberg Nora (toim.). Kulttuuri-iden-titeetin ongelmia: Suomalaiset kulttuurivahemmistot. Raportti Suomen Unesco-toimikunnan seminaarista Kulttuuri-identiteetti ja kulttuuripluralismi. Suomen Unesco-toimikunnan julkaisusarja nro 14. Helsinki, 1977. 6. Александренков Э.Г. Диффузионизм в зарубежной западной этнографии.

М. 1976. 7. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. М. 2007. 8. Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии. Л 1979 9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М. 1989 10. Асп Э.К. Введение в социологию. СПб. 1998. 11. Белик А.П. Социальная форма движения.

М. 1982. 12. Бойко С.В. Культурология: Учебное пособие. Череповец. 2001. 13. Борев В.Ю Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М. 1986. 14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1989. 15. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Античного мира. М. 1993. 16. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М. 2000. 17. Менгин О. Всемирная истории каменного века. 1930. 18. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М. 1994. 19. Пригожин И Стенгерс И. Порядок из хаоса.

М. 1986. 20. Степин В.С Горохов В.Г Розов М.А Философия науки и техники. М. 1995. 22. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М. 1978. 23. Флиер А.Я. Культурные процессы. М. 2006. 24. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социолог. исследования. 1988. № 2.