Маргинальность в современной России

Федеральное агентство по науке и образованию Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Факультет социально-политических наук Кафедра социальных технологий Реферат «Маргинальность в современной России» Выполнила студентка группы СР-31 Катышева Е. А. Проверила преподаватель Буторина А.А. Ярославль, 2009 г. План Введение 1. Сущность понятия «маргинальность» 1.1 Понятие «маргинальность» 1.2 Теория маргинальности в современной социологии 2. Маргиналы и социальная структура современного российского общества Заключение Список использованной литературы Введение Современный период развития общественных отношений имеет тенденцию к маргинализации социальной структуры.

Так что же означает это понятие? Если человеку задать вопрос, кто такой маргинал, то большинство скажет, что где-то вроде слышал, вроде знает, но однозначного определения не даст. А, тем не менее, маргиналы либо косвенным, либо прямым образом влияют на формирование социальной структуры и отношений в ней. Цель данной работы - изучение процессов маргинализации в современной России.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: · дать определение понятию «маргинальность»; · выявить основные теоретические концепции маргинальности; · определить влияние маргинальности на социальную структуру современного российского общества. Объектом данной работы выступают маргиналы как один из источников формирования социальной структуры.

Предметом исследования являются процессы маргинализации социальной структуры. 1. Сущность понятия «маргинальность» 1.1 Понятие «маргинальность» Попытаемся дать определение понятию «маргинальность». Начнем со словарных источников. Ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова, ни в словаре Брокгауза и Эфрона, ни в БСЭ слова "маргинал" нет. Русские словари советского времени знают только этимологию и одно из значений этого (однокоренного) слова: Маргиналии (от лат. marginalis находящийся на краю) 1) пометки на полях книги; 2) полиграф заголовки, вынесенные на поля книги, журнала и т.п. (иначе "фонарики", "боковинки") Словарь иностранных слов - 7-е изд перераб Русский язык, M 1980. С. 48 Маргиналии (новолат marginalis - находящийся на краю, от лат margo - край) заголовок, помещенный на полях книги, т.н. боковине. Применяется преим. в научной литературе Энциклопедический словарь ГНИ «СЭ». М 1963 И лишь только в пору предреволюционной осторожной вольности появляется следующее определение маргинальности: Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю, от лат. margo - край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью.

В современной литературе понятие М. распространения не получило «Философский энциклопедический словарь», «Советская энциклопедия», М 1983 Однако в современное время понятие «маргинал» получило широкое распространение. По заданному понятию в интернете находится огромное количество документов.

Так что же оно обозначает в сети? Маргиналы - обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций.

Типичный пример - перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий.

Экономический словарь Обратим внимание на то, что за 17 лет между словарями маргиналы сдвинулись из середины общества на его границу.

Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой В. Добреньков, А. Кравченко. Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. . Таким образом, ключевой характеристикой понятия «маргинальность» является «внесистемность». Маргинал находится вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого.

Как таковой маргинал не принадлежит ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам. Понятие «маргинал» оценить нельзя. Это ни «хорошо», ни «плохо». Ибо может быть и «хорошо», и «плохо», но современники об этом, как правило, знать не могут. Не имеет данное слово и постоянного обозначаемого им конкретного предметного содержания. То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может и не войти.

То, что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной структуры, и художественной культуры Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 62 Маргинала можно рассматривать с двух основных позиций. Во-первых, как человека, который отстал от ценностей, норм, мышления и языка господствующей культуры. А во-вторых, как человека будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры.

Помимо этих двух аспектов, может существовать еще и третий. Маргинал - это тот, кто «заблудился», кто производит действия, продукты и ценности, которые не имеют ни «прошлого», ни «будущего». Таким образом, можно выделить три основные функции маргиналов в обществе Там же.: · консервирующую; · развивающую; · разлагающую. В первых двух случаях маргинал нужен человечеству. Культура должна быть благодарна тем «чудикам», которые не могут поступиться принципами прошлого. Ибо культура - это всегда сохранение прошлого.

Тем более что никогда неизвестно, что в этом прошлом, казалось, отжившем, актуализируется, пусть в далеком, будущем, как говорится, все новое - это хорошо забытое старое. Хотя, конечно, консерватор тормозит развитие. Но не слишком, так как он одинок, его единомышленников мало, и не они определяют судьбы культуры. Кроме того, обществу нужен и маргинал-человек будущего. Так как именно такие люди нарабатывают принципы мышления, поведения, ценности и язык, которые будут необходимы следующим поколениям, которые «откроют» своих предшественников и воздадут им должное.

Таким образом, мы пришли к выводу, что маргинал довольно сложное в определении понятие. Но все же в основном оно обозначает человека вне социальной системы, структуры и культуры. 1.2

Теория маргинальности в современной социологии

Опыт словаря нового мышления. М 1989. 1. наук. Навджавонов: маргинальность - это проблема личности в контексте социал... Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной л...

Заключение Итак, мы рассмотрели содержание понятия «маргинальность». Дадим ему определение.

Маргинальность - это социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью.

В качестве основных отечественных концепций современного периода можно выделить следующие: 1. Публицистическое направление. Оно выступает продолжением традиции, начатой еще в конце 80-х годов. 2. Социологическое направление. Основная часть работ по маргинальности сосредотачивается на анализе этого явления в социальной структуре. 3. Культурологическое направление, связанное с ценностями и нормами культуры. В настоящее время в российской науке отмечается тенденция к определению новых концептуальных подходов в исследовании маргинальности в современных социальных процессах.

Процессы социальных перемещений приобретают принципиально новое качество и характеристики, обусловленные изменением масштабов, интенсивности, направления и других параметров в результате кардинальной перегруппировки факторов и каналов мобильности под влиянием новой исторической ситуации, которая, по сути, является широкомасштабной маргинальной ситуацией.

Это понятие становится ключевым в определении тех новых качественных характеристик, которые приобретают социальные процессы переходного периода. Таким образом, мы видим, что процессы маргинализации имеют первостепенное значение в формировании современной социальной структуры российского общества. Список использованной литературы Литература: 1. В. Добреньков, А. Кравченко. Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. 2. Маргинальность в современной России / коллективная монография.

М. 2000. 3. Навджавонов Н.О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов// Социальная философия в конце ХХ века. Деп. рук. М 1991. 4. Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М 1989. 5. Словарь иностранных слов - 7-е изд перераб Русский язык, M 1980. 6. Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе// Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4. 7. Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999. 8. «Философский энциклопедический словарь», «Советская энциклопедия», М 1983. 9. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема / Автореферат дисс канд. филос. наук. М 1990. 10. Энциклопедический словарь ГНИ «СЭ». М 1963. Интернет-источники 1. Кошкина С.Г. Общая социология / Конспекты / Лекция №9 // http://herzenfsn.narod.ru/leksion/obshay a/soc4 (дата обращения: 05.05.09). 2. Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий.

Экономический словарь. 3. С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода http://www.pmuc.ru/jornal/number13/susar eva (дата обращения: 06.05.09). 4. http://www.emc.komi.com/02/12/020.htm (дата обращения: 06.05.09).