Реферат Курсовая Конспект
Мифические аспекты идентификации - Дипломная Работа, раздел Социология, Псковский Вольный Университет Отделение Социологии Дипломная Работа Мифически...
|
ПСКОВСКИЙ ВОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Отделение социологии Дипломная работа МИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ Выполнена студенткой V курса дневного отделения ШАПОВАЛОВОЙ Натальей Арнольдовной Научный консультант СУХАЧЕВ Вячеслав Юльевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета ПСКОВ Оглавление Введение Часть 1. История рассмотрения понятия "миф". Основные теоретические подходы 1. Исторические корни современного толкования мифа 2. "Ремифологизация" в философии и культурологии 3. Ритуализм и функционализм 4. Французская социологическая школа 5. Символическая теория эрнста кассирера 6. Психологические подходы 7. Методы структурализма в изучении мифа 8. Русская традиция в изучении мифотворчества 9. Итоги первой части Часть 2. Мифические аспекты идентификации 1. Ритуал и идентификация 2. "Переход пределов" и проблема я 3. Формы реализации "вневременного" состояния я 4. Миф и образование 5. Школа - вуз. Смена идентификационных объектов 6. Бессознательное и ритуал: попытка объяснения в рамках теории к.г. Юнга Часть 3. Область практического приложения результатов работы 1. Специфика проблемы 2. Анализ дискурсивности университета 3. Текстовый анализ (пример) 4. Анализ эмблемы (пример) Итоги работы Литература Введение XX век бесконечно расширил поле интеллектуальных инициатив ученых и исследователей всех отраслей наук о человеке.
Человек утратил свою одномерность, заданную веком Просвещения, и сейчас по отношению к нему в гораздо большей мере применимы метафоры из мистико-оккультных наук, нежели из области геометрии.
Неизведанность и величина его тайны поражают, поскольку все проекты, предпринятые в этом направлении несут свою правду, нимало не исчерпывая его глубины.
Это как из детской загадки: чем больше черпаешь из этой бездны - тем больше она становится. Социология также не стоит в стороне от этого процесса.
Первоначально ориентированная позитивистски в своем исследовании общества, сейчас она фундаментально изменила угол зрения, и теперь изучает общество через человека, его образ жизни, психику, сознание, способы социального действия. Этим же всплеском интереса к человеку объясняется реанимация понятия "миф" в современном научном познании, происходящая по всему фронту гуманитарных дисциплин. Миф, категория скорее сказочная, таинственная, стал обычным фактом нашей жизни и объектом изучения.
Мифологические исследования пережили бурную историю - опыт рефлексии над этим понятием постоянно расширяется, развиты принципиально новые методы анализа, установлены теснейшие связи со многими дисциплинами, которые прежде либо не связывались с мифом, либо вообще не существовали: лингвистикой, этнологией, семиотикой.
В течение последних десятилетий главное русло теоретических исследований мифа - структурный метод, за которым стоит и структурализм как общий взгляд и подход, как философское направление. В первой части работы мы поставили задачу - показать весь диапазон исследовательских подходов к этому феномену. Да и последующий ход работы имеет сходную цель - попытаться привлечь достаточно разных авторов, работавших с этой темой, таких как А.Ф. Лосев, К.Г. Юнг, М. Элиаде, М.М. Бахтин, Вяч. Иванов, Р. Барт (набор крайне экзотический) к исследованию очень узкой проблематики мифа - роль и форма ритуала в жизни современного человека, и уже далее - попытка отследить этот механизм на более конкретных примерах (сфера образования, Псковский Вольный университет). Нам хотелось увязать проблематику мифологических исследований с чисто социологическим понятием идентификации.
Многоликость мифа, его причастность бытийственной реальности человека, его вездесущность и пронизанность им всех измерений жизни, ценность и благотворность его воздействия; попытка увязать в одно целое и показать реальность всех этих эффектов, выстроить единую исследовательскую стратегию - вот главная цель этой работы.
Часть 1. История рассмотрения понятия "миф". Основные теоретические подходы С XIX в. в гуманитарном познании стал наблюдаться все возрастающий интерес к мифу как особому способу отношения к действительности. Реакции на миф как таковой колеблются от полного неприятия его онтологического статуса до абсолютизации, поэтому оценки этой проблемы, как правило, полярно противоположны.
Начиная с рационалистических форм философии, в которых миф трактовался как ранняя и уже преодоленная, "снятая" форма осознания человеком бытия, и вплоть до диалектико-материалистических развенчаний мифов как пустых иллюзий, целый пласт реальных проблем человеческого существования оказался на периферии внимания ученых. Рассудочно-критический взгляд на мифологию заставляет рассматривать ее как некий реликт прошлого, подвергаемый изучению лишь с точек зрения истории, этнографии, лингвистики, археологии и т.п. дисциплин.
Нужно отдать должное: этими науками был накоплен уникальнейший и богатый материал в этой сфере. Основываясь также на опыте человечества в XX в свидетельствующем о неискоренимой живучести мифа, некоторые философы сделали миф предметом собственной философии. Например, Э. Кассирер анализировал миф с позиций гносеологии и культурологии, А.Ф. Лосев - с точки зрения диалектики [17]. Общим для этих двух мыслителей было то, что оба пытались (с некоторыми разночтениями) укоренить миф в самом бытии, т.е. понимали проблему мифа как онтологическую.
Такая установка позволила расположить миф не только в качестве переходной ступеньки в иерархической лестнице форм человеческого жизнеотношения (таких как религия, наука, искусство и т.п.), но и как равноправно сосуществующего и сотрудничающего в едином комплексе этих форм. Осветить многообразие перечисленных форм отношения к этому понятию исследователей разного времени и теоретических направлений - цель этой главы.
Представляется затруднительным приступать к работе с этим понятием, не выяснив спектр взглядов и подходов к нему. К тому же, в дальнейшем это позволит нам оперировать информацией из этого обзора, не останавливаясь каждый раз на подробном рассмотрении концепций тех или иных авторов. Литература по истории теоретического и аналитического изучения этого сложного понятия невелика.
Поэтому основным источником данного изложения является подробный обзор теорий предпринятый Е.М. Мелетинским в монографии "Поэтика мифа" [19]. Структурой нижеследующего изложения мы также обязаны этому автору. 1.
Впрочем, мифология интересует его не сама по себе, а как часть созданн... Правда, о мифе как о "языке" романтики говорят лишь в совершенно метаф... Гримм открывают в сказке одну из древнейших форм человеческого творчес... противостояли друг другу в основном две магистральные школы изучения м... Потебня и др.), опирались на успехи научного сравнительно-историческог...
является Джеймс Джордж Фрэзер. Он вышел из английской антропологическо... своеобразное предвосхищение более глубокой постановки вопроса о позити... Миф - не действие, обросшее словом, и не рефлекс обряда. Другое дело, что миф и обряд в первобытных и древних культурах в принц... там, где он еще не стал "пережитком", имеет не теоретическое значение ...
В этом смысле надо понимать основной термин французской социологическо... В поисках элементарных форм религии (и мифологии) Дюркгейм обращается ... Очень важна для интерпретации мифов мысль Дюркгейма, что тотемизм, в с... Природа выступает как подвижная совокупность мистических взаимодействи... 5.
Мифология рассматривается Кассирером наряду с языком и искусством как ... "Реальность" понимается Кассирером в значительной мере в формальном пл... Особую часть кассиреровской философии мифа составляет рассмотрение миф... Здесь имеется в виду не только материальный мир, но и мир символов. Ка... 6.
Юнг в отличие от Фрейда выделяет два бессознательных уровня: более пов... В поисках биологического субстрата юнговских архетипов Кэмпбелл обраща... не выводя сюжеты мифов из ритуалов, и стремясь выявить в мифах глубоко... Элиаде углубил представления Малиновского о первобытной мифологической... Интерес к необратимости истории и "новизне" Элиаде считает весьма неда...
Леви-Стросс имел в виду гораздо более широкое варьирование в пределах ... Тезис об известной свободе мифологизирования связан у Леви-Стросса с п... Элементы мифологического мышления конкретны и связаны с непосредственн... Леви-Стросс видел в мифе логический инструмент разрешения фундаменталь... Правда, обеднение смысла не доходит до его полного уничтожения; теряя ...
. Токарев, А.М. Наполнение этих форм живым содержанием определялось культурно-историче... Золотарев и пр. Самое непосредственно отношение к поэтике мифа имеет работа М.М.
И завтра, возможно, появятся совершенно иные трактовки мифа, как появи... Лосева о мифе. .) логически, т.е. Не случаен и широкий интерес к этому явлению в гуманитарных науках и, ... В контексте этих настроений небезынтересно было бы проанализировать ме...
Встреча с Богом, свершаемая во вневременной реальности - это символиче... В связи с этим возникает вопрос о реальности, самостийности бытия Я в ... Он смотрел в незавершенное будущее" [3, 15]. Подобный экзистенциальный кризис Я ставит под угрозу саму возможность ... Таким образом, через категорию отрешенности миф отождествляется с чудо...
Эта функция, закрепленная за мифом и ритуалом, а точнее, инициационным... Но эта противоречивость внешняя. Если воспользоваться сформулированной выше гипотезой о редукции троичн... Он задействуется всегда, когда возникает необходимость выйти за рамки ... Индивид переходит из одной формы в другую максимально быстро, можно ск...
На наш взгляд, причина этого в уже описанном редуцировании трехчастног... Хотя в данном случае этот вывод не вполне корректен. Да, современный ч... е. Поскольку бессознательное, по Юнгу, есть сфера предшествующая сознанию... Стадия "отделения" характеризуется сознательной потребностью в разрядк...
В любом случае, взаимодействие осуществляется по принципу определенном... В качестве эксперимента мы проанализировали рекламный дискурс Псковско... Последний фактор чрезвычайно подвижен. . Сдвиги в символических словарях людей и общества постоянно меняют ситу...
Можно сказать рискованным предприятием, особенно для первых 56 студент... Наконец, он не имел официального статуса и не давал твердых гарантий -... Если проследить судьбу этого курса дальше, то можно заметить, даже чел... В чем природа этого разочарования? Ведь поскольку можно говорить о раз... 2.
"Правовой" субкод совершенно логичен, так как рынок требует нормативно... Это бинарный код, он работает в режиме переключения, на контрастах и с... Он как бы указывает на место, которое будет занимать индивид, пришедши... [1] Согласно этому методу, мы разбили текст на шесть лекций (единиц чт... "ОСНОВАН В 1992 ГОДУ".
Литература 1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика.
Поэтика. М.: 1994. 2. Барт Р. Мифологии. М.: 1996. 3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: 1990. 4. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: 1994. 5. Бультман Р. Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопросы философии 1992 № 11. 6. Бурдье П. Социология политики.
М.: 1993. 7. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л.: 1940. 8. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: 1940. 9. Голосовкер Я. Логика мифа. М.: 1987. 10. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М.: 1992. 11. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. М.: 1995. 12. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. Баку: 1923. 13. Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога // Эсхил. Трагедии. М.: 1989. 14. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе.
М.: 1995. 15. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1991. 16. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: 1994. 17. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // В кн.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: 1990. 18. Лосев А.Ф. Философия имени // В кн.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: 1990. 19. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: 1976. 20. Мифы народов мира. Энциклопедия.: В 2-х томах. М.: 1991-1992. 21. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч. в 2-х томах.
М.: 1990. 22. Потебня А.А. Слово и миф. М.: 1989. 23. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: 1969. 24. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л.: 1990. 25. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: 1976. 26. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблему // Архаический ритуал в фольклорных и ранних литературных памятниках. М.: 1988. 27. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: 1939. 28. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма. Сергиев Посад: 1909. 29. Фромм Э. Душа человека. М.: 1992. 30. Фрэзер Дж. Золотая ветвь.
М.: 1983. 31. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М П.: 1922. 32. Хейзинга Й. Хомо луденс. М.: 1992. 33. Хоружий С.С. Арьергардный бой. Мысль и миф Алексея Лосева // Вопросы философии 1992 № 10. 34. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М.: 1992. 35. Шеллинг Ф.В. Введение в философию мифологии // Соч. Т.2. М.: 1989. 36. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: 1996. 37. Элиаде М. Космос и история. М.: 1987. 38. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. Киев.: 1996. 39. Юнг К.Г. Аналитическая психология.
С-Пб.: 1994. 40. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: 1991. 41. Юнг К.Г. О современных мифах. М.: 1994. 42. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии 1988 № 9.
– Конец работы –
Используемые теги: Мифические, аспекты, идентификации0.063
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мифические аспекты идентификации
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов