Мода как феномен социокультурной коммуникации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА» Факультет философии человека Кафедра связей с общественностью КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Социология массовой коммуникации» Тема: «Мода как феномен социокультурной коммуникации» Выполнила студентка II курса Белоусова В.В. Санкт-Петербург 2009 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. РОЛЬ МОДЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 1.1 Понятие социокультурной коммуникации 1.2 Мода, как социокультурное явление ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МОДЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 2.1 Целевая аудитория моды в социокультурной практике 2.2 Деятельность модных домов в сфере социокультурной коммуникации 2.3 Актуальность темы исследования. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека.

Одним из механизмов регуляции в структуре социокультурных отношений является мода. Этот феномен, обнаруживая себя в различных областях жизни, обладает большими возможностями.

В связи с этим, представляется оправданным рассмотрение проблем социокультурных коммуникаций в современных условиях через призму анализа моды как нормативной системы, выявление ее специфического места и роли в структуре этого процесса.

Мода является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Мода относится к той категории явлений, которые подчас считают возникающими на основе случайных пересечений, не управляемых никакими рациональными факторами. Для доказательства обратного в исследовании причин изменения моды применяется ретроспективная проекция этого феномена, нашедшего отражение в призме исторического развития общества.

Если моду рассматривать на относительно большом отрезке времени, тогда ее изменения представляются регулярными; на протяжении же короткого периода изменения моды представляются спонтанными. Петров Л.В. Мода как общественное явление Л.: Наука, 1973 с. 23. Изучение закономерностей изменения моды в течение длительного периода ее существования, дает возможность ее прогнозирования.

Прогнозирование моды необходимо не только для наблюдения за развитием ее главных тенденций, но и за реакцией на нее различных категорий населения. Таким образом, в настоящем исследовании ставится цель - изучение феномена моды в аспекте социокультурных коммуникаций. Задачи исследования: - определить понятие социкультурных коммуникаций; - проанализировать сущность моды и ее социокультурные функции; - рассмотреть технологии fashion-индустрии, способствующие развитию социокультурных коммуникаций; - определить роль средств массовой информации в продвижении модной индустрии, как социокультурного феномена.

Объект исследования: мода, как социокультурный феномен. Предмет исследования: механизмы социокультурной коммуникации в fashin-индустрии. Методология исследования: в настоящей работе были использованы, как теоретические, так и эмпирические методы исследования - понятийный анализ, формально-логический метод, а также наблюдение и описание. Теоретическая значимость исследования: понятия, раскрываемые в данном исследовании, несут теоретическую предпосылку к анализу проблем моды, как явления, влияющего на механизм социокультурных коммуникаций в современном мире. Научно-теоретический подход к данному вопросу позволяет восполнить пробелы, имеющиеся в настоящее время в научной литературе и найти единый подход к пониманию современных процессов и составляющих социокультурного общения.

Практическая значимость работы: исследование предполагает анализ практических примеров в рассмотрении предмета социокультурных коммуникаций в индустрии моды, что станет интересным для широкого круга специалистов, интересующихся вопросами культурологи, а также лиц, в той или иной степени причастных к современной fashion-индустрии.

Степень научной разработанности проблемы. Научная база по изучению моды, как социокультурного явления сформировалась и получила свою разработку, в основном, в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как Г. Зиммель, В. Зомбарт, Г. Тард, П. Спенсер, Р. Бард, Т.В. Козлова, В.И.Казаринова, Н.Т. Савельева, И.А. Андреева, А.И. Бастрыкин, Э.В.Ширяев, Р.Б.Фишман, Л.В. Петров, Я.Ш. Коломинский, Б.Ф. Поршнев, А.Л.Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, М.И. и др. ГЛАВА I РОЛЬ МОДЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 1.1

Понятие социокультурной коммуникации

43. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться ... Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. 5. Килошенко СПб.: СПГУТ, 2001 с.

Целевая аудитория моды в социокультурной практике

Процесс продвижения модных товаров в массы натыкается на сопротивление... Она отбирает у экспериментаторов те модели, которые имеют высокую веро... Для их потребления характерна ориентация прежде всего на традицию. Андреева Г.М. Калашникова СПб.: СПГУТД, 2003 с.

Деятельность модных домов в сфере социокультурной коммуникации

Поэтому доход от fashion-бизнеса был незначительный, и держать собстве... Представители агентства постоянно ищут новые интересные лица, чему спо... Fashion Monitor Россия [Электронный ресурс] http://www.fashion-monitor... Вне всякого сомнения, формы моды, их циклическая смена обусловлены объ... Фрейера, освобождается от употребления, а ее право на существование об...

Выводы по главе II: Критерии выделения целевой аудитории моды могут быть самыми разнообразными: от места в общественном производстве и типа жилища до состояния здоровья человека. Выбор подобных критериев определяется его конкретной социально-экономической, культурной, общечеловеческой значимостью.

Само обнаружение и выявление групп и их потребностей - процесс творческий.

Российские модные дома используют такие технологии индустрии, как показы, выставки, акции, мероприятия по открытию бутиков и пр. с целью содействия социокультурной коммуникации в обществе.

Политика большого количества модных домов базируется на коммуникации, способствующей обмену идеями и расширению связей с общественностью в области моды, как социокультурного феномена.

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры.

Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их. Роль СМИ в пропаганде моды и формирования вкуса людей трудно переоценить, что в настоящей работе было проанализировано на примере Гильдии Fashion-журналистики, которую можно считать весьма своевременным и значимым событием, способствующим появлению возможности творческого сотрудничества не только на основной арене Fashion-действий в Москве и Санкт-Петербурге, но и подключения к этому процессу представителей региональных СМИ, работающих в этой области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, в настоящей работе ставилась цель - изучение феномена моды в аспекте социокультурных коммуникаций. В ходе теоретического и практического анализа проблематики было выявлено следующее.

Мода не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации.

Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социальными механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием. В моде, как нигде, отношения между людьми принимают форму отношений между образами. В настоящей работе было показано, что власть моды в современном обществе распространяется на всю социальную организацию.

И, если сто лет назад индустрия эксплуатировала моду, то теперь мода подчиняет себе индустрию и становится самодовлеющей сферой социальной жизни. Вообще говоря, мода перестает быть «зеркалом» общества. Теперь можно говорить о моде как процессе изображения общества, т. е. порождения его из образа-модели. Если в эпоху Модерна модель представляла уже созданные реальные вещи, предназначенные для использования в реальной жизни, то теперь кутюрье и манекенщицы симулируют на подиуме те социальные роли, которые когда-то исполняли аристократия и богема.

Телевизионный и журнальный мир моды представляет виртуальные референтные группы, для которых индустрия служит агентом распространения образов-моделей, тогда как в конце XIX - начале ХХ вв. реальные референтные группы служили агентами распространения вещей-моделей. Таким образом, настоящее исследование позволило в общем виде определить следующие направления работы в сфере развития моды, как социокультурной коммуникации: 1. Для эффективного процесса коммуникации необходима определенная избыточность разнообразных, соперничающих между собой культурных образцов, с тем чтобы из них мог производиться оптимальный отбор для производства и последующего распространения тех из них, которые могли бы выступать в качестве «мод», т.е. обозначать ценности современности, универсальности, игры и демонстративности.

А это, в свою очередь, означает свободное, равное, социально одобряемое и поощряемое соперничество среди производителей и распространителей за наиболее популярные «сообщения» и эффективные средства их доставки потребителям.

Чем больше соперничества будет среди производителей и распространителей, тем меньше его будет среди потребителей. 2. В процессе модной коммуникации необходимо последовательно и целенаправленно осуществлять две взаимодополняющие коммуникативные стратегии: - изначальное приспособление «мод» к последующим фазам коммуникации, имея в виду прежде всего конечную фазу - потребление; - подготовку и приспособление самих последующих фаз к запускаемым «модам». Вместо того чтобы создавать и запускать в коммуникативный процесс будущие «моды», производители становятся пассивными получателями информации от распространителей и потребителей о том, что уже «в моде». Таким образом, отставание от реальных потребностей становится хроническим.

Отсюда вывод: тщательное изучение и формирование потребностей и спроса должно быть сосредоточено прежде всего в сфере производства.

Соответственно в этой же сфере необходимо осуществлять первоначальный отбор потенциальных «мод» и их изначальную ориентацию на сферу потребления. 3. Преодоление коммуникативных барьеров в моде связано с развитием рыночной экономики, с коренным преобразованием всех социально-экономических отношений и принципов деятельности учреждений культуры. Один из путей решения собственно коммуникативных проблем в узком смысле - организационное объединение отдельных фаз коммуникации.

Примером может служить создание фирменных магазинов: в рамках одной организационной системы осуществляются и производство, и реализация товаров, устанавливается контакт с потребителем. Несомненно, это один из перспективных путей. Однако в целом значение организационного сращивания не стоит переоценивать, так как обычно весь процесс коммуникации заключить в единые организационные рамки невозможно и не нужно. Требуется активная привязка отправляемых модных сообщений к «внутренним» ценностям моды, соотнесение этих сообщений с уже функционирующими «модами», наконец, их эффективная связь со всеми категориями участников коммуникации.

Необходимо устранить все барьеры на пути движения оригинальных и ценных творений к массовому потребителю, и механизмы модной коммуникации могут способствовать этому. Они так или иначе вынуждают производителей и распространителей помнить о факторе времени, стимулируют их выбирать оптимальные сроки создания и продвижения продукции к массовому потребителю. 4. «Моды» должны быть адресованы не только «внутрь» общества, но и «вовне», они должны иметь общечеловеческую, планетарную направленность.

Задача состоит в том, чтобы перейти от пассивного получения информации о том, что уже «в моде», к активному созданию и распространению самых различных «мод» в масштабах мирового сообщества. Именно в этом случае они станут «модами» и у себя дома. Очевидно, вышесказанное в значительной мере выходят за рамки собственно сферы моды и связаны с общими вопросами коммуникативного взаимодействия, развития промышленности, торговли, культуры и т.д. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Аброзе Е.А. Мода в динамике культурных процессов Европы / Е.А. Аброзе СПб.: Нестор, 2005. 2. Андреева Г.М. Социальная психология М.: Академия, 2006. 3. Афанасьевский В.Л. Потребление как феномен культуры / В.Л. Афанасьевский, С.В. Краснов // Философия культуры: межвузовский сб. науч. ст Самара: [Б.и.], 1995. 4. Балдано И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано М.: ОЛМА-пресс, 2002. 5. Барт Р. Культурология М.: Рослэн, 2007. 6. Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкин М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 7. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз М.: Академия, 2003. 8. Вайнштейн О. Одежда как смысл: идеологемы современной моды / О. Вайнштейн // Иностранная литература 1993 № 7. 9. Галанова Г.Э. Об основных принципах современной культурологии // Культурология в контексте гуманитарного мышления.

Материалы Всероссийской межвузовской конференции.

МГУ им. Огарева Саранск, 2004. 10. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман 2-е изд М.: Агентство «Издательский сервис», Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. 11. Гофман А.Б. Мода и социальные группы / А.Б. Гофман // Тр. ВНИИ техн. эстетики М 1988 Вып. 54. 12. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; ред. А.П. Садохин М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 13. Жуков Л. Общественные связи в натуральную величину М.: Владос, 2000. 14. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель.

Избранное.

Т.2. Созерцание жизни М.: Академия, 1996. 15. Зиммель Г. Психология моды / Г. Зиммель // Научное обозрение 1901 № 5. 16. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И. Килошенко СПб.: СПГУТ, 2001. 17. Лебсак-Клейманс А. Сегменты и профессии в индустрии моды. http://www.fashionconsult.ru 18. Марченко Ю.Г Мамай И.И. Основы культурологии: учебное пособие Новосибирск: СГГА, 2005. 19. Масленникова Е.М. Поликультурность и язык. // Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты Ростов-на-Дону: Книга, 2004. 20. Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 6-Международной научной конференции / ред. Н.М. Калашникова СПб.: СПГУТД, 2003. 21. Новикова Е.Ю. Социально-психологические стороны ориентации на моду у подростков // Вопр. психол 2000 № 1. 22. Омельяненко Т.Н. О некоторых факторах, влияющих на успешность коммуникации.

Язык и интеллектуальный мир человека.

Сборник материалов международной научной конференции Архангельск: Аквариум, 2004. 23. Петров Л. В. Мода как общественное явление Л.: Наука, 1973. 24. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: введение в историю и теорию: учеб. пос. / Л.В. Петров СПб: СПбГУКИ, 1999. 25. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 2007. 26. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности М.: Новые технологии, 2005. 27. Смирнова О.М. Социально-философские аспекты манипулирования общественным сознанием с помощью PR-технологий. // Маркетинг и менеджмент 2006 № 5. 28. Стрельник В. Российские fashion-бренды: первый опыт // Модный Mafazin. 2003. № 8 (10). http://www.e-mm.ru 29. Таксанов А. Мода: человеческая слабость или мотор экономики? http://centrasia.org 30. Толстых В.И. Мода, как социальный феномен // Мода: за и против / Под ред. Толстых В.И М.: Просвещение, 1973. 31. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация: информационные материалы / М.Н. Топалов М.: ИСАН, 2001. 32. Фишман Р. Б. Мода как социальное явление.

Автореф. кан. дис Свердловск, 1990. 33. Чумиков А.Н Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб.пособие М.: Академия, 2003. 34. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления СПб.: Питер, 2005. 35. Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005 № 2. 36. Ятина Л.И. Концепция индустрии моды: проблема инноваций // Ненасильственные методы коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия СПб.: Питер, 2007. 37. Fashion Monitor Россия [Электронный ресурс] http://www.fashion-monitor.com. 38. Fashion TV [Электронный ресурс] http://www.ftv.com. 39. www.moda.ru.